Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин в работе над материалами о Пугачевском восстании. Повесть "Капитанская дочка"»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА А.С. Пушкин в работе над материалами о Пугачевском восстании. Повесть "Капитанская дочка"
Цель урока:
познакомить учащихся с основными биографическими моментами из жизни А. С. Пушкина, с историей создания повести, восстановить в памяти содержание повести «Капитанская дочка», представить события повести в их взаимосвязи, расширить знания о роли художественного вымысла в раскрытии правды жизни.
Задачи:
-обучающие: обучение анализу эпического произведения; осмысление тематики, жанровых особенностей произведения;
-развивающие: умение анализировать, синтезировать и обобщать прочитанное, развитие умений видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей, портретных зарисовок, развитие навыков монологического высказывания, выразительного чтения;
-воспитательные: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, формирование нравственного отношения к окружающим, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Тип урока: урок-введение нового материала.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, интернет, учебники, тетради, иллюстрации к повести «Капитанская дочка», портреты художников.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организационный момент
-
Фиксация отсутствующих, организация внимания
Готовность класса к работе, включение в деловой ритм урока.
1 мин
2
Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
Короткая беседа о Пушкине, о его значении в жизни каждого человека
№1. Портрет А. С. Пушкина работы неизвестного художника (К. П. Брюллов?).
Демонстрация иллюстрации.
Беседа о Пушкине, изученных произведениях, его значении в жизни каждого человека. Чтение вступительной статьи о писателе. «Наш вечный Пушкин» - отрывок из статьи А.Т.Твардовского «Пушкин» (материал учебника).
Учащиеся получают представление о внешнем облике писателя, получают информацию о личности автора повести, отвечают на вопросы учебника
проверить знания по теме, ответив на вопросы теста.
№3.Освоение композиции повести: соотнесите отрывки из текста повести "Капитанская дочка" с элементами любовной сюжетной линии
Используя интерактивные тесты, учитель заинтересовывает детей творчеством А.С. Пушкина, мотивирует их к чтению, помогает справиться с тестом.
Учащиеся выполняют тесты, прибегая к помощи учителя.
7 мин
4
Знакомство с историей создания повести, с историческими событиями, положенными в ее основу, подготовка к восприятию произведения
№4. Учебная статья "История создания повести "Капитанская дочка".
Обсуждение выступлений учащихся в классе под руководством учителя.
Выразительное чтение статьи.
Выступления учащихся по индивидуальным заданиям.
7 мин
5
Короткая дискуссия о тематике, содержании и жанре «Капитанской дочки».
№5. П. Соколов "Капитанская дочка". Титульный лист издания 1891 г.
Учитель комментирует иллюстрацию через краткий обзор событий повести.
Учащиеся слушают объяснения учителя, осмысливают группировку персонажей «Капитанской дочки».
5 мин
6
Групповая работа о сюжетных линиях «Капитанской дочки».
Учитель дает задание по группам:
подготовить короткие сообщения о сюжетных линиях «Капитанской дочки»:1 группа – о любовной истории Гринева
и Маши Мироновой, 2 группа – о Пугачеве и пугачевском восстании,
3 группа – о духовном созревании Гринева и проблеме чести.
Класс разбит на группы, учащиеся в группах готовят короткие сообщения.
15 мин.
(по 5 мин на выступление каждой группы).
7
Подведение итогов урока.
№6. Портрет Емельяна Пугачёва. Гравюра с оригинала неизвестного художника.
№7. А. П. Антропов. Портрет Екатерины II
Демонстрация иллюстраций. Учитель показывает портреты Пугачева и Екатерины II
и просит учащихся определить настроение писателя, дает представление о героях,
об особенностях трактовки жанра произведения.
Учащиеся приходят к выводу, что «Капитанскую дочку» можно назвать и романом, и повестью, она написана в форме мемуаров, семейных записок, показывает жизнь, судьбы, быт частных людей, вместе с тем она изображает исторические события и исторических деятелей и потому заключает в себе особенности всех названных жанров.
4 мин
8
Домашнее задание
-
Объяснение домашнего задания
Запись домашнего задания: перечитать главы I–II повести. Выполнить задания 1
к статье «Точность и краткость пушкинской прозы» и задание 1 к главам I–V повести
(О жизни Гринёва в родительском доме).
1 мин.
Приложение к плану-конспекту урока
Чехов А. П. О писателе. "Толстый и тонкий"
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Портрет А. С. Пушкина работы неизвестного художника (К. П. Брюллов?). Фрагмент (N 204373)