kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С. Пушкин в работе над материалами о Пугачевском восстании. Повесть "Капитанская дочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа познакомит учащихся с основными биографическими моментами из жизни А. С. Пушкина, с историей создания повести.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин в работе над материалами о Пугачевском восстании. Повесть "Капитанская дочка"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
А.С. Пушкин в работе над материалами о Пугачевском восстании. Повесть "Капитанская дочка"


Цель урока:

познакомить учащихся с основными биографическими моментами из жизни А. С. Пушкина, с историей создания повести, восстановить в памяти содержание повести «Капитанская дочка», представить события повести в их взаимосвязи, расширить знания о роли художественного вымысла в раскрытии правды жизни.

Задачи:

-обучающие: обучение анализу эпического произведения; осмысление тематики, жанровых особенностей произведения;

-развивающие: умение анализировать, синтезировать и обобщать прочитанное, развитие умений видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей, портретных зарисовок, развитие навыков монологического высказывания, выразительного чтения;

-воспитательные: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, формирование нравственного отношения к окружающим, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Тип урока: урок-введение нового материала.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, интернет, учебники, тетради, иллюстрации к повести «Капитанская дочка», портреты художников.













СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

-

Фиксация отсутствующих, организация внимания

Готовность класса к работе, включение в деловой ритм урока.

1 мин





2

Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Короткая беседа о Пушкине, о его значении в жизни каждого человека

№1. Портрет А. С. Пушкина работы неизвестного художника (К. П. Брюллов?).


Демонстрация иллюстрации.

Беседа о Пушкине, изученных произведениях, его значении в жизни каждого человека. Чтение вступительной статьи о писателе. «Наш вечный Пушкин» - отрывок из статьи А.Т.Твардовского «Пушкин» (материал учебника).

Учащиеся получают представление о внешнем облике писателя, получают информацию о личности автора повести, отвечают на вопросы учебника

(выборочно).

5 мин

3

Проверка домашнего задания. Выполнение тестов. (Домашнее задание: предварительное чтение школьниками повести).

№2.Задания:

проверить знания по теме, ответив на вопросы теста.

№3.Освоение композиции повести: соотнесите отрывки из текста повести "Капитанская дочка" с элементами любовной сюжетной линии

Используя интерактивные тесты, учитель заинтересовывает детей творчеством А.С. Пушкина, мотивирует их к чтению, помогает справиться с тестом.

Учащиеся выполняют тесты, прибегая к помощи учителя.

7 мин

4

Знакомство с историей создания повести, с историческими событиями, положенными в ее основу, подготовка к восприятию произведения

№4. Учебная статья "История создания повести "Капитанская дочка".

Обсуждение выступлений учащихся в классе под руководством учителя.

Выразительное чтение статьи.

Выступления учащихся по индивидуальным заданиям.

7 мин

5

 Короткая дискуссия о тематике, содержании и жанре «Капитанской дочки».

№5. П. Соколов "Капитанская дочка". Титульный лист издания 1891 г.

Учитель комментирует иллюстрацию через краткий обзор событий повести.

Учащиеся слушают объяснения учителя, осмысливают группировку персонажей «Капитанской дочки».

5 мин

6

Групповая работа о сюжетных линиях «Капитанской дочки».


Учитель дает задание по группам:

подготовить короткие сообщения о сюжетных линиях «Капитанской дочки»:1 группа – о любовной истории Гринева

и Маши Мироновой, 2 группа – о Пугачеве и пугачевском восстании,

3 группа – о духовном созревании Гринева и проблеме чести.

Класс разбит на группы, учащиеся в группах готовят короткие сообщения.

15 мин.

(по 5 мин на выступление каждой группы).

7

Подведение итогов урока.

№6. Портрет Емельяна Пугачёва. Гравюра с оригинала неизвестного художника.

№7. А. П. Антропов. Портрет Екатерины II

Демонстрация иллюстраций. Учитель показывает портреты Пугачева и Екатерины II

и просит учащихся определить настроение писателя, дает представление о героях,

об особенностях трактовки жанра произведения.


Учащиеся приходят к выводу, что «Капитанскую дочку» можно назвать и романом, и повестью, она написана в форме мемуаров, семейных записок, показывает жизнь, судьбы, быт частных людей, вместе с тем она изображает исторические события и исторических деятелей и потому заключает в себе особенности всех названных жанров.

4 мин

8

 Домашнее задание

-

Объяснение домашнего задания

Запись домашнего задания: перечитать главы I–II повести. Выполнить задания 1

к статье «Точность и краткость пушкинской прозы» и задание 1 к главам I–V повести

(О жизни Гринёва в родительском доме).

1 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

Чехов А. П. О писателе. "Толстый и тонкий"


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Портрет А. С. Пушкина работы неизвестного художника (К. П. Брюллов?). Фрагмент (N 204373)

И-тип

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75097f63-95c9-489e-965e-c53271b4e564/%5BLI8RK_4-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

2

Задание: проверьте знания по теме, ответив на вопросы теста (N 204221)

К-тип, вид ЦОР: тест

Интерактивный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d493e5a-3c22-4e60-b278-c8719811fe8e/index_listing.html


3

Задание: соотнесите отрывки из текста повести "Капитанская дочка" с элементами любовной сюжетной линии (N 204376)

К-тип, вид ЦОР: тест

Интерактивный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/224873b1-01fb-4f22-8641-f54e113107cb/%5BLI8RK_4-05%5D_%5BTR_03%5D.swf


4

Учебная статья "История создания повести "Капитанская дочка"" (N 204303)

И-тип, вид ЦОР: текст

Учебная статья

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98dca757-085a-4413-bb21-2cb82ffcd3d1/%5BLI8RK_4-01%5D_%5BTE_03%5D.htm


5

П. Соколов "Капитанская дочка". Титульный лист издания 1891 г. (N 204526)

И-тип, вид ЦОР: иллюстрация

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d502c806-efc8-4b32-bf78-606cad749fbe/%5BLI8RK_4-05%5D_%5BIL_01%5D.htm


6

Портрет Емельяна Пугачёва. Гравюра с оригинала неизвестного художника (N 204512)

И-тип, вид ЦОР: иллюстрация

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cfc22abc-6913-4f4b-9a66-25be93343fb5/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BIL_05%5D.htm


7

А.П. Антропов. Портрет Екатерины II (N 204362)

И-тип, вид ЦОР: иллюстрация

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/60421daf-4fe1-4ba8-bf84-ef45af52c879/%5BLI8RK_4-03%5D_%5BIL_06%5D.htm


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Досмайлова Тулеу Боранбаевна

Дата: 01.08.2016

Номер свидетельства: 338367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект интегрированного урока литература история на тему "Восстание Е.Пугачева" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-istoriia-na-tiemu-vosstaniie-ie-pughachieva"
    ["file_id"] => string(6) "204227"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429623342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства