kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Антон Павлович Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раасказ о встречи старых друзей, толстый и тонкий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Антон Павлович Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"»

Класс: 9 нац.

Предметь: Русский язык.

Тема: Антон Павлович Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"

Время: 45минут

Цели урока:

- образовательные: выявить сатирическую природу рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» через подробный анализ рассказа. Расширить знания учащихся о творчестве А. П. Чехова; сформировать представление о способах реализации сатиры в рассказе «Толстый и тонкий».  

- развивающие:

Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать),

-воспитательные

- воспитывать интерес к личности писателя, к искусству слова в малом жанре рассказа; продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации

Формирование элементов компетенций:

ключевые: коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования, общекультурная компетенция

предметная: речевая компетенция.

Тип урока: комбинированный.

Методы: работа в группах


Технологическая карта урока:

Органимциоин ая часть

Повторение пройденной темы

Объяснение

новей темы

Закрепление

новей темы

оценивание

учащихся

Домашнее

задание

1 минута

7 минут

12 минут

23 минут

1 минута

1 минута







Ход урока:

I.Организационный момент

II.Мотивация

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у вас немного необычный урок. И я предлагаю начать с небольшой притчи.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”

- Как вы понимаете основную мысль текста? Учитель. ( только тот, кто верит в свои силы, сможет добиться положительного результата.)

III."Литературный марафон"

1) Родился в городе Таганрог в многочисленной семье. По образованию врач. Он -

мастер коротких рассказов, среди которых "Хирургия", "Пересолил", "Каштанка",

2) Что такое псевдоним?

3) Вспомните, псевдонимы А.П.Чехова.

4) Его рассказы называют юмористическими. Что такое юмор?

Юмор-


IV. Новая тема

А.П.Чехов тоже учился в школе, но тогда многие школы назывались гимназиями.

Одноклассники Чехова любили, потому что он был искренен, добр, сердечен, но ни с кем не сходился близко. Его называли «человеком, ушедшим в себя». Отмечали его исключительную склонность к чтению, дар слова, чувство юмора, не мог видеть жестокого обращения с животными. Рано увлекся театром.

После того, как отец А.П. Чехова сбежал от долгов из Таганрога в Москву вместе с семьей, будущий писатель остался один доучиваться в гимназии с 1876 по 1879 год. Будущий писатель рано узнал бедность, жил в чужом доме, но при этом проявил удивительную жизнестойкость.

  • Стал лучше учиться.

  • Посещал читальный зал, городскую библиотеку.

  • Зарабатывает деньги, давая частные уроки, и из своих скудных средств посылает деньги родителям.

  • Выписывает газету «Сын отечества».

  • Вдумчиво читает русскую и зарубежную классику.

  • Пишет пьесу «Безотцовщина».

  • Внимателен к товарищам: увидев бедственное положение одноклассника, предложил заниматься со своим учеником вместе, а плату за занятия они делили поровну.

В 1879 году, окончив гимназию, А.П. Чехов уезжает к родным в Москву и поступает на медицинский факультет.

Всего через 4 года по окончании гимназии, в 1883 году, А.П. Чехов пишет рассказ с названием «Толстый и тонкий», который позже печатает в журнале "Осколки".

V. Работа с текстом рассказа «Толстый и Тонкий» (см. картинки в приложении )

Вы читали рассказ летом и дома и знаете, что начинается рассказ со встречи давних одноклассников на вокзале.

1. Анализ момента встречи.

Вывод: встреча очень душевная, искренняя, действительно, радостная для обоих.

2. Физкультминутка. Встаньте из-за парт. Попробуем обыграть эту ситуацию. 1 вариант представит себя в образе Толстого, а 2 вариант – в образе тонкого. Поприветствуйте друг друга.

3. Характеристика героев в 1-й части

- Что же происходит дальше?

1 ряд - работают над образом Толстого, а 2 ряд - над образом Тонкого

Учитель. 1 ряд прочитайте элементы характеристики Толстого. Что у вас получилось?

- Толстый - богатый, состоятельный человек.

– Тонкий- бедный, у него даже нет денег на носильщика. Он худой, жалкий.

Учитель. Ребята, какое предложение изменило отношение друзей во время встречи?

- "Нет, милый, поднимай выше..."

( В царской России Петр 1 учредил Табель о рангах. По этому табелю Высшим рангом был 1-й, низший – 14-й. И тайный советник означал генерал, а коллежский асессор - капитан. На 5 классов Тонкий был ниже своего одноклассника.)

Итак, послушаем, как же Чехов показывает, как меняются герои после этого известия

4.Анализ текста Прочитайте глаголы, которые использует автор, чтобы описать

1- ряд 2-ряд

внутреннее состояние Толстого внутреннее состояние Тонкого.

мимику Толстого мимику Тонкого.

Какие знаки препинания использует Чехов?

Как герои обращаются друг к другу?

5. Подведение итогов работы

Тонкий – Толстый. Бедный – богатый.

Несемейный, малословный. Семейный, многословный

Уже в названии «Толстый и тонкий» мы сталкиваемся с этим приемом. Как в русском языке мы называем такой прием?

Антитеза – это противопоставление образов, картин, слов.

- изменились ли герои во 2 части рассказа?

- Кто больше: тонкий или тонкий?

- Так что же испортило встречу друзей?

- Что высмеивает Чехов? Над какими проблемами заставляет задуматься автор?

-Каким вам кажется рассказ: смешным, грустным или и смешным и грустным одновременно?

- Как выдумаете, этот рассказ юмористический или сатирический?

Тесты

1.Где происходит встреча двух приятелей?

А) В родовом имении Б) На вокзале В) Аэропорт

2. Назовите служебное положение Тонкого

А) Тайный советник Б) Коллежский асессор

3. Чехов высмеивает в рассказе:

А) лень Б) чинопочитание В) необразованность.

4. Какой прием использует Чехов в названии рассказа

а) эпитет б) антитезу в) олицетворение

5. Назовите имя жены Тонкого и его сына

А) Маша и Эммануил Б) Луиза и Эммануил В) Луиза и Нафанаил


VI. Домашнее задание. Составить синквейн на тему"Толстый" и "Тонкий".





Приложение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Антон Павлович Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"

Автор: УРЫНБАЕВА ЗАМИРА ИМАНКУЛОВНА

Дата: 02.07.2020

Номер свидетельства: 554417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Викторина "Антон Павлович Чехов". "
    ["seo_title"] => string(34) "viktorina-anton-pavlovich-chiekhov"
    ["file_id"] => string(6) "154866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421223357"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: « ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ А.П.ЧЕХОВА. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО »"
    ["seo_title"] => string(123) "urok-russkoi-litieratury-na-tiemu-osobiennosti-khudozhiestviennogo-mirooshchushchieniia-a-p-chiekhova-rannieie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "249885"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446988917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства