Просмотр содержимого документа
«Афанасий Фет "Это утро, радость эта."»
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема урока:Афанасий Фет.« Это утро, радость эта…»
Цель урока:
-обогатить словарный запас учащихся;
-побуждать детей к выразительному чтению поэтических произведений, их осмыслению;
-способствовать рассуждениям о том . что наполняет душу человека поэзией;
-научить видеть поэзию в родной природе, воспитывать бережное отношение к ней отношение;
-пробуждать у учащихся стремление рассуждать, размышлять ,анализировать;
Ход урока.
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию ,подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
К. Паустовский.
1.Организационный момент.
2.Постановка цели. Актуализация знаний.
(Лирическая миниатюра В.Солоухина.)
«Здравствуйте, -поклонившись, мы друг другу сказали. Что особенного мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте» больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
( рассуждения детей)
Красоте природы,вечной ,прекрасной посвящали свои произведения не только художники и музыканты , но и поэты.
МИНИ ЗАРИСОВКИ.
(читают наиболее подготовленные дети)
1.Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
(А.Плещеев)
2.Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
(Ф. Тютчев)
3.Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.Тютчев)
4.На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.(В. Жуковский)
5. Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
(А. Толстой)
6.-Уж тает снег. Бегут ручьи.
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь ,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
( А. Плещеев)
-Как вы думаете, что объединют эти стихотворные строфы писателей- поэтов.
ТЕМА.ПРИРОДА. ВЕСНА.
Наступят светлые, радостные, ясные весенние дни. Природа, пробудившаяся от зимнего сна и не успевшая еще по настоящему и до конца расправить крылья, полна той неизбывной прелести , которая радует и манит надеждами ,Которая дарит новые возвышенные чувства, новые ощущения и весеннее настроение. Всегда прекрасная Российская весна.
-ВЕСНА… В чем заключается прелесть весенней природы?
( рассуждения детей)
- в нежной шелковой травке;
-в звенящей капели;
-в первых цветах;
-в ласковом солнце;
-в блеске талой воды;
-в поющих ручейках;
3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
-Прочитайте только буквы и вы узнаете фамилию замечательного лирика, который написал стихотворения :
« Первый ландыш.», «Весна на дворе» , « Уж верба вся пушистая», «Весенний дождь» , «Еще весны душистой нега»… и многие другие произведения.
1 2 3 Ф 4567 Е 5 Т 78 (ФЕТ)
( Ребятам дано задание подготовить сообщения об этом писателе).
- Чтение стихотворения учителем.
-Понравилось вам стихотворение?
-Правда замечательно!
-Есть желание услышать это стихотворение еще раз?
- Откройте учебник ( стр. 166)
Стихотворение читает наиболее подготовленный ученик.
- Как вы представляете лирического героя Фета?
( Это восторженный человек, который в упоении бродит по окрестностям, озирается по сторонам, смотрит то вверх, то в бок, то вдаль, то рассматривает все вблизи. И все . что попадается ему на глаза, вызывает восхищение, наполняет его взгляд и сердце безмерной радостью.
(Учебник стр.167.)
-Прочитать четвертый и пятый вопрос к стихотворению.
- Какой характер носят возгласы: «Это…, эта…, этот…, эти…, ?»
- Почему их так много?
-Лирический герой все переживает бурно и восторженно. Повторяющиеся возгласы: «Это…,эта…, этот…, эти…?» свидетельствуют необыкновенной эмоциональности поэта. О том , что его восхищение вызывают не какие-то абстрактные ивы и березы. Горы и долы, а именно эти , конкретные, которые он сейчас видит перед собой.
-Повторяющиеся возгласы сообщают свежесть и непосредственность, силу и наивность, эмоциональность и конкретность.
-И самый интересный случай в этом стихотворении – это рифмы.
-Прочитайте первую строфу в стихотворения.
-Как вы думаете? Действительно ли первая строфа , состоящая из 6 строчек , делится по смыслу на первое двустишие и последующее четверостишие?
( Такого деления нет).
-По смыслу и по интонации первая строфа не завершена, она убегает дальше. Ритм стихотворения создается чередованием двух ( взвинченных по интонации ) – строчек парной рифмы, с более спокойной по интонации , третьей строчкой, которая не рифмуется с ними . но будет рифмоваться с точно с такой же спокойной по интонации строчкой еще через две эмоциональные строчки с парной рифмой.
-Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
-Кто готов, кто уверен в себе поучаствовать в конкурсе.?
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(198) "Урок литературы в 5 классе по теме: "Поэты России 19 века. Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева и А.А. Фета". "
["seo_title"] => string(121) "urok-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-poety-rossii-19-vieka-stikhi-o-prirodie-v-tvorchiestvie-f-i-tiutchieva-i-a-a-fieta"
["file_id"] => string(6) "127396"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1415297400"
}
}