Просмотр содержимого документа
«А.М. Герасимов "После дождя". Урок развития речи в 6 классе.»
Урок 2 - 3 р/р. Тема: Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение — описание картины (А. М. Герасимов. «После дождя») (упр. 62).
– Знать приемы собирания и оформления материалов к сочинению; знать тему и подтему в содержании сочинения.
– Уметь собирать материалы к сочинению: уметь определять, что в анализируемом готовом материале для наблюдений относится к теме будущего высказывания; уметь фиксировать свои наблюдения и мысли; пользоваться собранным материалом в устной и письменной форме.
Развивающая: - создать условия для развития речи учащихся и умения тонко подмечать детали в окружающей природе.
Воспитательная: - воспитывать любовь к слову и живописи, интерес к урокам русского языка.
Ход урока.
. Организационный момент
Учитель: - Здравствуйте ребята! Говорят, что в природе, как и у людей, есть свои праздники. Мы все очень внимательно следим за изменениями в природе. Но гораздо лучше нас с вами подмечают праздники в природе художники, поскольку именно благодаря природе они вдохновляются и пишут замечательные картины, такие как репродукция картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
II. Объяснение нового материала
1. Беседа.
Учитель начинает беседу с утверждения, что хорошо написать о чем-то можно только в том случае, когда то, о чем пишешь, достаточно знаешь. Не случайно, писатели специально изучают какое-либо производство, если им предстоит писать о людях, работающих на этом производстве.
Изучая жизнь, многие писатели ведут записные книжки, в которых фиксируют все, что их взволновало, удивило, заставило задуматься, чем-то обогатило. Для продолжения беседы целесообразно использовать дневники М. М. Пришвина и отдельные примеры его записей (на «осеннюю» тему). Это позволит сделать важный вывод: вести дневник полезно, если записываешь в него то, что сам заметил, свои размышления о себе, о людях, о том, что увидел, услышал, прочитал. А удивительного вокруг нас много — только надо быть наблюдательным. Это прекрасно показал писатель Г. Снегирев в рассказе «Чудесная лодка». Вначале он не разрешал соседским ребятишкам брать лодку рыбака Михея, потому что «лодка эта чудесная». Но дети не поверили писателю («А чем она чудесная?») и уговорили его дать лодку, обещав доехать только до поворота реки и обратно. Ребята вернулись через час, и вот какой разговор произошел между ними и писателем:
— Ну,— спросил Витя,— чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села.
— А вы, значит, так ничего и не заметили? — спросил я громко.
Витя замолчал и стал вспоминать.
— Видели следы цапли на песке,— робко сказала Таня.
— Еще видели, как уж плывет, только головка из воды торчит,— сказал Витя.
Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и еще видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке еще сидела маленькая улиточка.
— Разве все это не чудесно? — спросил я.
Витя подумал и сказал: «Чудесно».
Таня засмеялась и закричала: «Еще как чудесно!»
— Если бы после этого разговора,— скажет в заключение учитель,— ребятишкам предложили подготовить сочинение на тему «Чудесное рядом с нами», они смогли бы написать об увиденном и нам было бы интересно читать это сочинение, а если бы они еще раз поехали на лодке, то могли бы увидеть еще больше всяких чудес на земле, в воздухе и на воде и собрали бы еще более интересный материал для своих сочинений. Уметь наблюдать, уметь брать нужный для сочинения материал из жизни, из книг очень важное умение, которому мы будем специально учиться.
2. Анализ готовых материалов к сочинению. Для проведения этой работы используется упр. 61.
3. Собирание материалов.
После того как будет прочитано стихотворение, целесообразно прочитать материалы к описанию картины (упр. 61).
- Круглый стол на резных ножках; букет цветов в кувшине; часть террасы; перила; угол дома; тени на полу; блеск мокрого пола; разбросанные по столу лепестки роз; опрокинутый стакан с водой; словно лакированный от дождя стол; пушистый букет роз; блестящие перила.
Крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе, густая зелень сада; ветви деревьев, обнимающие террасу. Определяется, что в третьем абзаце дается материал, который поможет описать сад, во втором — терраску, а материал первого абзаца можно использовать или в начале, или в самом конце сочинения. Однако всего этого недостаточно.
— Чего в нем не хватает? — спросит учитель. (Во-первых, в нем отмечено не все, что изображено на картине, во-вторых, о некоторых деталях картины следует сказать полнее, ярче, так, чтобы лучше раскрыть замысел художника.)
— Разбираем второй абзац. Что следует добавить? (Крышка стола еще не высохла от дождя. На цветах в графине тоже капли дождя. Розы пламенеют в лучах солнца. Опрокинут стакан: видно, был сильный дождь.)
— Разбираем третий абзац. (Крыша сарая.) Точнее! Ведь она после дождя?! (Блестит, блестящая.) Ветки кустов — они тоже после дождя! (Мокрые кусты со свежей, умытой ливнем листвой; дрожат (сверкают) тяжелые капли дождя; "«Капли на ветках висят, как сережки».)
В процессе анализа ученики записывают материалы, данные в учебнике, и те дополнения к ним, которые возникают в коллективной работе.
4. Словарно-стилистическая и орфографическая работа (слова из рамки на странице учебника)
На перилах появились силуэты из-за только что прошедшего летнего дождя. Художник изобразил на картине небольшой уголок террасы. Блеск мокрого пола слепит глаза. Влажная зелень сада сразу бросается в глаза. Сырой воздух наполнен свежестью и ароматом цветов. Частый дождь моросит на улице.
III. Закрепление материала
. Устное описание картины на основе данных материалов (упр. 62). Учитель показывает, как следует пользоваться собранными материалами. В сильном классе он начинает описание картины, пользуясь материалами, данными в упр. 61. Ученики следят за его выступлением. Они убеждаются, что записанное не повторяется слово в слово, а является лишь основой для развития мысли, что некоторые моменты передаются кратко или совсем опускаются. Затем сильные ученики продолжают описание картины.
IV. Подведение итогов урока Составление плана сочинения.
1.Картина А.М.Герасимова «После дождя»
2.Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней.
3.Сад после дождя.
4.Мое впечатление от картины.
V. Домашнее задание
Упражнение 62, составить устное сочинение на основе собранных материалов.