Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Умение распознавать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением при обучении правописанию, залогом грамотного письма. С целью выработки умения применять орфографические правила в практике самостоятельного письма используем так называемые уплотнённые словарные диктанты.
2. Методика работы с уплотнёнными диктантами
В орфографическом действии при работе с уплотнённым словарным диктантом мы выделяем три ступени:
1) постановка орфографической задачи (определение орфограммы);
2) ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом);
3) подбор слов по аналогии.
Задача первой ступени — опознать орфограмму, задача второй ступени — выбрать нужное правило, задача третьей ступени — применить правило «по аналогии» к другим словам.
Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, учащийся должен:
- обнаружить орфограмму (опознавательный этап);
- установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап);
- решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила (аналитический этап);
-подобрать пример по аналогии (заключительный этап).
В таком случае внимание учащихся направляется на осознание всех этапов применения орфографического правила в соответствии с формулировкой орфографического правила, что способствует формированию у школьников навыков сознательного, анализирующего письма.
При использовании на уроке уплотнённых диктантов учитываются возрастные, психологические особенности школьников. Так, мы выделяем три типа диктантов:
Словарный диктант, где все слова в строке на одну и ту же орфограмму пишутся одинаково и выбор орфограммы один для всех слов ряда.
Одно слово в строке «лишнее». Нужно выбрать «лишнее» и объяснить его написание, т.е. проговорить всё правило.
1)Продолжить ряд своими примерами.
2) Составить свой уплотнённый словарный диктант на заданную орфограмму.
3. Дидактический материал для работы с уплотнёнными диктантами по теме «Правописание мягкого знака после шипящих»