kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тесты по русскому языку в 9 классе. Повторение пройденного материала. Подготовка к ОГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное учебное пособие предназначено для дополнительной работы на уроках русского языка в IX классе и ориентировано на учебник Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.А.Александровой «Русский язык» (М.: Просвещение), хотя может использоваться и в том случае, если основная работа идёт по иному учебнику. В пособие включены задания по синтаксису и пунктуации, орфографии, культуре речи. Оно может быть использовано для проверки уровня сформированности умений и навыков учащихся и подготовки к экзамену в тестовой форме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по русскому языку в 9 классе. Повторение пройденного материала. Подготовка к ОГЭ»




Экспресс – тесты по русскому языку Повторение и закрепление изученного материала и подготовка к экзамену 9 класс


Предисловие


Данное учебное пособие предназначено для дополнительной работы на уроках русского языка в IX классе и ориентировано на учебник Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.А.Александровой «Русский язык» (М.: Просвещение), хотя может использоваться и в том случае, если основная работа идёт по иному учебнику. В пособие включены задания по синтаксису и пунктуации, орфографии, культуре речи. Оно может быть использовано для проверки уровня сформированности умений и навыков учащихся и подготовки к экзамену в тестовой форме.




Повторение пройденного в 5–8 классах


ТЕСТ 1. Речь устная и письменная


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите признаки устной речи:

1) функционирует в сфере непосредственного общения;

2) исторически вторична;

3) материальной формой являются звуки, произносимые человеком;

4) имеет необратимый характер;

5) чаще бывает подготовленной, нежели спонтанной;

6) регулируется орфографическими нормами;

7) воспринимается слуховым и зрительным каналами одновременно;

8) закреплена за всеми стилями литературного языка;

9) сохраняет информацию в пространстве и во времени;

10) использует преимущественно книжный язык;

11) даёт возможность длительного поиска формы выражения смысла.


ЗАДАНИЕ 2


Укажите средства смыслового выделения, используемые в письменной речи:

1) пауза;

2) знаки препинания;

3) шрифт;

4) логическое ударение;

5) сила голоса;

6) жесты;

7) цвет;

8) инверсия;

9) повтор.







ТЕСТ 2. Стили русского литературного языка


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Восполните недостающие элементы схемы:



ЗАДАНИЕ 2


Определите стиль по характеристикам: реализуется преимущественно в письменной речи; отличается точностью, лаконичностью речи, объективностью изложения; использует терминологическую лексику.


ЗАДАНИЕ 3


Определите стиль текста:

Доказательство – вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса выводится из истинности аргументов. Как вид аргументации доказательство имеет своей целью исключить любые сомнения в истинности тезиса, тем самым продемонстрировать необходимость его принятия.



ТЕСТ 3. Грамматическая основа предложения


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните грамматическую основу предложения:

Необыкновенная гибкость её стана особенное ей только свойственное наклонение головы длинные русые волосы какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос всё это было для меня обворожительно. (М.Л.)


ЗАДАНИЕ 2


Эта личность и история её появления есть довольно характерный эпизод из истории тогдашних нравов и не лишённая колорита бытовая картинка. (Н.Л.)

Грамматической основой предложения является:

1) личность есть эпизод;

2) личность и история есть эпизод;

3) личность и история есть эпизод и картинка;

4) личность есть эпизод и картинка.


ЗАДАНИЕ 3


Укажите односоставные предложения:

1) Случилось Соловью на шум их прилететь. (И.К.)

2) Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! (И.К.)

3) По улицам слона водили, как видно, напоказ. (И.К.)

4) Да только воз и ныне там. (И.К.)

5) Куда на выдумки природа таровата! (И.К.)

6) Слона-то я и не приметил. (И.К.)




ТЕСТ 4. Обособленные члены предложения


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выберите правильный вариант характеристики обособления:

Я рассеянно слушал и ? тупо глядя в книгу ? думал самые безнадёжные думы. (И.Б.)

А – определение, выраженное причастным оборотом; запятые ставятся

Б – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; запятые ставятся

В – определение, выраженное причастным оборотом; запятые не ставятся, т. к. стоит перед главным словом

Г – приложение, стоящее после главного слова; запятые ставятся


ЗАДАНИЕ 2


Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы:

Я бе..пощадно пог..нял измуч..н..ого коня который храпя и весь в пен.. мчал меня по каменистой дорог.. . (М.Л.)


ЗАДАНИЕ 3


В каких предложениях допущена ошибка?

1) Я начал было ободрять его, но он махнул рукой, и собравши картоны в охапку, бросил их на диван. (И.Т.)

2) Я поскакал, сломя голову, и застал отца в живых, но уже при последнем издыхании. (И.Т.)

3) Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжествующей его колесницей. (Н.Г.)

4) Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. (М.Л.)



ТЕСТ 5. Обособленные члены предложения


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выберите правильный вариант характеристики обособления: По природе стыдливая и робкая ? она досадовала на свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой. (И.Т.)

А – определение, относящееся к личному местоимению; запятая ставится

Б – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; запятая ставится

В – определение, выраженное причастным оборотом; запятая не ставится, т. к. стоит перед главным словом

Г – приложение с добавочным значением причины; запятая ставится


ЗАДАНИЕ 2


Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы:

Я отправился домой через потемневшие поля медлен..о вдыхая п..хучий воздух и приш..л в свою комн..тку весь разнежен..ый сладос..ным т..млением бе..предметных и бесконечных ожиданий. (И.Т.)


ЗАДАНИЕ 3


В каких предложениях допущена ошибка?

1) Вокруг лодки, чернея, колыхались волны. (И.Т.)

2) Она улыбнулась и, немного спустя, уже сама заговаривала со мной. (И.Т.)

3) Самолюбивая до крайности она привлекала меня, даже когда я сердился на неё. (И.Т.)

4) Императрица и великие княжны, блистая красотою и нарядами, прохаживались между рядами гостей, приветливо с ними разговаривая. (А.П.)



ТЕСТ 6. Обособленные члены предложения


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания:

Вдруг она пробежала мимо меня (1) напевая что-то другое (2) и (3) прищёлкивая пальцами (4) вбежала к старухе (5) и тут начался между ними спор. (М.Л.)

А – 1, 2, 3, 4

Б – 1, 2, 3, 4, 5

В – 3, 4, 5

Г – 1, 4, 5


ЗАДАНИЕ 2


Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания:

Теперь (1) в эти сумерки (2) хозяйка и девочки (3) сидя каждая за своим рукоделием (4) сторожко ждали его к обеду. (И.Б.)

А – 1, 2, 3, 4

Б – 3, 4

В – 1, 2

Г – 1, 3, 4


ЗАДАНИЕ 3


Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:

Я подошёл к пьяному господину (1) взял его (2) довольно крепко (3) за руку и (4) посмотрев ему пристально в лицо (5) попросил удалиться. (М.Л.)

А – простое предложение

Б – осложнено однородными сказуемыми

В – 1 – запятая между частями сложного предложения

Г – 2, 3 – обособление уточняющего оборота

Д – 4, 5 – обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом



ТЕСТ 7. Обращение


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните обращения:

1) Куй железо, пока горячо, скорей стучи молоток по ящикам, туже затягивайся верёвочка. (М.П.)

2) Да и прилично ли сударыня русской боярыне или боярышне находиться вместе с немцами-табачниками да с их работницами? (А. П.)

3) Зыбь ты великая зыбь ты морская чей это праздник так празднуешь ты? (Ф.Т.)

4) Слёзы людские о слёзы людские льётесь вы ранней и поздней порой... (Ф.Т.)

5) Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный. (М.Л.)

6) Скажи мне ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела? (М.Л.)

7) Вглядись молодица смелее каков воевода Мороз! (Н.Н.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:


Спеша на север издалёка,

Из тёплых и чужих сторон,

Тебе (1)Казбек, о (2)страж востока (3)

Принёс я (4) странник (5) свой поклон. (М.Л.)


А – сложное предложение

Б – осложнено уточняющим обстоятельством

В – 1, 3 – обособление распространённого обращения

Г – 2 – между частицей О и обращением ставится запятая

Д – 4, 5 – обособление приложения, относящегося к личному местоимению



ТЕСТ 8. Вводные слова и конструкции


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Поставьте недостающие знаки препинания, подчеркните вводные слова и конструкции:

1) По мнению здешних учёных этот провал не что иное, как угасший кратер. (М.Л.)

2) Я признаться сказать не охотник до чаю: напиток дорогой... (Н.Г.)

3) Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но к сожалению немного вялая... (И.Т.)

4) А между тем в этот час наверное дядя Михей, плотно поев, одевается и едет в лес за дровами. (М.П.)

5) Широкий ворот тулупа никогда не застёгивался, а напротив был широко открыт до самого пояса. (Н.Л.)

6) Всё пропало, всё погублено, испорчено, но видно так тому и быть, всё равно это теперь уже не поправишь. (И.Б.)


ЗАДАНИЕ 2


Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания: К счастью (1) Печорин был погружён в задумчивость (2) глядя на синие звёзды Кавказа (3) и (4) может быть (5) на другого вид его произвёл бы (6) совершенно (7) различное впечатление. (М.Л.)

А – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Б – 1, 2, 3, 4, 5

В – 1, 3, 5

Г – 1,2, 3,5











ТЕСТ 9. Предложения простые и сложные


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:

Я старался вообразить себе капитана Миронова (1) моего будущего начальника (2) и представлял его строгим (3) сердитым стариком (4) не знающим ничего, кроме службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду. (А.П.)

А – простое предложение

Б – осложнено обособленным обстоятельством

В – осложнено обособленным дополнением

Г – в предложении 5 рядов однородных членов

Д – 1, 2 – обособление распространённого приложения

Е – 3 – между однородными определениями ставится запятая

Ж – 4 – обособление определения, стоящего после главного слова


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:

Мне приснился сон (1) которого никогда не мог я позабыть (2) и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним обстоятельства моей жизни. (А.П.)

А – сложное предложение, состоящее из 4 частей

Б – осложнено обособленным обстоятельством

В – грамматическая основа второй части – я не мог и вижу

Г – 1 – запятая, отделяющая придаточную часть от главной

Д – 2 – запятая между частями сложного предложения

Е – 2 – запятая между однородными придаточными не ставится
























Сложносочинённое предложение (ССП)


ТЕСТ 1. Понятие о сложносочинённом предложении


Фамилия, имя ____________________ класс _____ 


ЗАДАНИЕ 1


Расставьте, где нужно, запятые перед союзом И. Укажите сложносочинённые предложения:

1) В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы ? и вскоре вся степь усеялась множеством людей, вооружённых копьями и сайдаками. (А. П.)

2) Вскоре пули начали свистать около наших ушей ? и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол. (А.П.)

3) Это впечатление постепенно ослабевало, затем стало воспоминанием ? и, наконец, просто усталостью. (А.Г.)

4) Однажды солнце догорало ? и тихо теплились лучи... (Н.Гум.)

5) И погасли изумруды змея ? и павлина веерное диво. (Н.Гум.)


ЗАДАНИЕ 2


Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:

Шёл снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. (А.Ч.) ___________________________



ТЕСТ 2. ССП с соединительными союзами


ЗАДАНИЕ 1


В каких случаях союз И соединяет части ССП?

1) Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба. (А.Ч.)

2) По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел. (М.Л.)

3) В этой напрасной борьбе истощил я жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни. (М.Л.)

4) Хорошенький овал лица её круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною. (Н.Г.)


ЗАДАНИЕ 2


Расставьте знаки препинания:

Две молодые казачки дочери хозяина избы накрыли стол белой скатертью принесли хлеба ухи и несколько штофов с вином и пивом и я вторично очутился за одною трапезою с Пугачёвым и с его страшными товарищами. (А.П.)


ЗАДАНИЕ 3


В каких случаях перед союзом И надо поставить запятую?

1) Его почти ничего не влекло из дома ? и он с каждым днём всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире. (И.Г.)

2) Око моё меня соблазняет ? и мне исткнуть его необходимо, должно для душевного спасения. (Д.Ф.)

3) Он покосился на весёлые, но твёрдые глаза Лефорта ? и судорожно схватил даму за руку. (А.Т.)

4) Люблю я ропот буйных вод ? и на волне звезды сиянье. (СЕ.)




ТЕСТ 3. ССП с разделительными союзами


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите ССП с разделительными союзами:

1) Но теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделаться убийцей, или, наконец, оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мной опасности. (М.Л.)

2) Отчего мне так не по себе, когда я вижу адвоката, или учителя латинского языка, или члена управы? (А.Ч.)

3) Жизнь ли была так бедна здесь, или люди не умели подметить ничего, кроме этого неважного события, происшедшего десять лет назад, а только про село Уклеево ничего другого не рассказывали. (А.Ч.)

4) Значит, я был болен или что-то случилось со мной... (А.Ч.)

5) Ей, вероятно, приснилось что-нибудь или пришли на память вчерашние рассказы. (А.Ч.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

1) А ушедший в ночные пещеры, или к заводям тихой реки повстречает свирепой пантеры наводящие ужас зрачки. (Н.Гум.)

2) То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно. (М.Л.)

3) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек. (М.Г)

4) Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же... (Л.Т.)



ТЕСТ 4. ССП с противительными союзами


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Расставьте знаки препинания, выделите предикативные единицы, подчеркните грамматические основы:

1) Но прошло уже воскресенье а старик всё не возвращался и не было никаких известий. (А.Ч.)

2) Ему не было ещё сорока но у него была уже дочь двенадцати лет и два сына гимназиста. (А.П.)

3) Чёрная кошечка Брыска ласкается и мягко мурлычет но не трогают Оленьку эти кошачьи ласки. (А.Ч.)

4) Годы проходили а он всё сидел на одном месте писал всё те же бумаги и думал всё об одном и том же... (А.Ч.)

5) Миновала полночь уже потухли печи здесь и на той стороне а внизу на лугу и в трактире всё ещё гуляли. (А.Ч.)

6) Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой. (А.П.)


ЗАДАНИЕ 2


Расставьте пропущенные запятые. Отметьте ССП:

1) Игра и ужин уже кончились но гости ещё не разъехались. (Л.Т.)

2) Манифеста никто не читал но все знали о его появлении. (Л.Т.)

3) Соня хотела поднять голову хотела отвечать но не могла и ещё больше спряталась. (Л.Т.)

4) До дома было вероятно вёрст двенадцать но сил не хватало... (А.Ч.)

5) Каждый день в полдень во дворе и за воротами на улице вкусно пахло борщом и жареной бараниной или уткой а в постные дни рыбой... (А.Ч.)



ТЕСТ 5. Знаки препинания в ССП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Поставьте, где надо, пропущенные знаки препинания:

1) В густых дубравах ликует эхо ? и ты проходишь мечтой безумной, звеня восторгом, пылая смехом. (Н.Гум.)

2) Цветы поют свой гимн лесной, детям и ласточкам знакомый ? и под развесистой сосной танцуют маленькие гномы. (Н.Гум.)

3) Если я долго не приезжал в город, то, значит, я был болен ? или что-нибудь случилось со мной ? и они оба сильно беспокоились. (А.Ч.)

4) Ко мне привыкли ? и я привык. (А.Ч.)

5) Пётр был очень им доволен ? и неоднократно звал его в Россию ? но Ибрагим не торопился. (А.П.)

6) Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы ? и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. (И.Г.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Ей, вероятно, приснилось что-нибудь (1) или пришли на память вчерашние рассказы... (А.Ч.)

А – 1 – перед союзом ИЛИ запятая ставится всегда

Б – 1 – между частями ССП ставится запятая

В – 1 – запятая между частями ССП не ставится, т. к. есть общий второстепенный член

Г – 1 – запятая между однородными членами, соединёнными одиночным союзом ИЛИ, не ставится



ТЕСТ 6. Знаки препинания в ССП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Нигде, ни в чём ей нет отрады и облегченья не находит она подавленным слезам, и сердце рвётся пополам. (А.П.)

2) Блеснёт заутра луч денницы и заиграет яркий день... (А.П.)

3) Ты меня манила песней рая, и с тобой мы встретимся в раю. (Н. Гум.)

4) Когда пахнул сырой холодный ветер, ущелье загудело и пошёл мелкий дождь. (М.Л.)


ЗАДАНИЕ 2


Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

Н..сколько раз бр..дящий народ раскричавшись на базаре собирался и..ти в Пр..ображенское гр..мить амбары но недоходя Яузы повсюду натыкались на солдат и те гр..зились стр.юлять. (А. Т.)


ЗАДАНИЕ 3


Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Судьба нас свела опять на Кавказе (1) или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит? (М.Л.)

А – 1 – перед союзом ИЛИ запятая ставится всегда

Б – 1 – между частями ССП ставится запятая

В – 1 – запятая между частями ССП не ставится, т. к. есть общая придаточная часть

Г – 1 – обе части ССП, соединённые союзом ИЛИ, – вопросительные, запятая не ставится



ТЕСТ 7. Знаки препинания в ССП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление. (М.Л.)

2) Дверь совершенно бесшумно распахнулась и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколке предстала перед псом и его господином. (М.Б.)

3) И душно кажется на родине, и сердцу тяжко и душа тоскует. (М.Л.)

4) Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности. (И.Г.)

5) Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (А.П.)



ТЕСТ 8. Синтаксический разбор ССП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Расставьте знаки препинания, выполните разбор предложения:


Ещё ослепительны зори

И перья багряны у птиц

И много есть в девичьем взоре

Ещё не прочтённых страниц.


(Н. Гумилев)



ЗАДАНИЕ 2


Укажите количество предикативных единиц в предложении:

Я писал декорации, переписывал роли, суфлировал, гримировал, и на меня было возложено также устройство разных эффектов вроде грома, пения соловья и т. п. (А.Ч.) __________________________________________


ЗАДАНИЕ 3


Выделите предикативные единицы в предложении; подчеркните грамматические основы:


... проворно

Онегин с Ольгою пошёл;

Ведёт её, скользя небрежно,

И, наклонясь, ей шепчет нежно

Какой-то пошлый мадригал,

И руку жмёт – и запылал

В её лице самолюбивом

Румянец ярче.


(А. Пушкин)



ТЕСТ 9. Пунктуационный разбор ССП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выберите правильное объяснение пунктограмм:

Я велел ехать к коменданту,1и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком,2выстроенным на высоком месте,3близ деревянной же церкви. (А.П.)

1 – а) запятая между однородными членами б) запятая между частями ССП

2 – а) обособление определения, выраженного причастным оборотом б) обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

3 – а) обособление уточняющего оборота б) запятая между однородными членами


ЗАДАНИЕ 2


Выполните пунктуационный разбор предложения (знаки не расставлены):

Вечерело и тучи не то расходились не то заходили теперь с трёх сторон. (И.Б.)





ТЕСТ 10. ССП: обобщение


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Найдите и исправьте ошибку в схеме предложения:

Я матушка боюся вас прогневать а без того бы я конечно или засмеялся или заплакал . (Д.Ф.)

[,++++,],а[,+++++], [или О, или О].


ЗАДАНИЕ 2


В каком предложении между частями ССП запятая не ставится?

1) В это время подъехала к крыльцу карета и бричка _ и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд. (Л.Т.)

2) На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги _ да вздрагивали речные лилии... (А.Ч.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:


Отговорила роща золотая

Берёзовым (1) весёлым языком (2)

И журавли (3) печально пролетая (4)

Уж не жалеют больше ни о ком.


(С. Есенин)

А – сложносочинённое предложение, состоящее из 2 частей

Б – простое предложение, осложнённое однородными членами

В – первая часть осложнена однородными членами

Г – 1 – неоднородные определения, запятая не ставится

Д – 2 – запятая между частями сложносочинённого предл.

Е – 3, 4 – обособление определения, выраженного деепр. об.




Сложноподчинённое предложение (СПП)


ТЕСТ 1. Понятие о сложноподчинённом предложении


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите СПП, подчеркните их грамматические основы, выделите главные и придаточные части:

1) Пьер хорошо знал эту большую, разделённую колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. (Л.Т.)

2) Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. (А.П.)

3) Ели мы, маляры, очень много и спали крепко, и только почему-то по ночам сильно билось сердце. (А.Ч.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильные варианты характеристики предложения

расстановки знаков препинания:

Я взглянул на часы (1) сказал (2) что разболелась голова (3) ушёл (4) оставив доктора допивать вино. (А.Г.)

А – сложносочинённое предложение, состоящее из 2 частей

Б – сложноподчинённое предложение, состоящее из 2 частей

В – первая часть осложнена однородными сказуемыми

Г – 1 – запятая между однородными членами

Д – 3 – запятая между частями сложносочинённого предо.

Е – 2, 3 – выделение придаточной части

Ж – 4 – обособление определения, выраженного прич. об.



ТЕСТ 2. Союзы и союзные слова в СПП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 2


Укажите сложноподчинённые предложения с союзными словами:

1) Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. (Л.Т.)

2) Однако братец ваш мне друг и говорил, что вами выгод тьму по службе получил. (А.Гр.)

3) Вот парк с пустынными окошками, где сонных трав печальна зыбь, где поздно вечером с лягушками перекликаться любит выпь. (Н.Гум.)

4) Я жил у одного старого урядника, которого любил за добрый нрав, а особенно за хорошенькую дочку Настю. (М.Л.)

5) Николай Иванович Миллер тотчас же послал тревожную записку своему батальонному командиру подполковнику Свиньину в которой просил его как можно скорее приехать в дворцовую караульню и всеми мерами пособить совершившейся страшной беде. (Н.Л.)


ЗАДАНИЕ 2


Расставьте знаки препинания, обведите союзы, подчеркните союзные слова как члены предложения:

1) Лиза вышла из лесу перебралась через поле прокралась в сад и опрометью побежала в ферму где Настя ожидала её. (А.П.)

2) Оставаться на даче одному когда опустел парк и роща когда закрылись ставни окон Ольги казалось ему решительно невозможно. (И.Г.)



ТЕСТ 3. СПП с придаточным определительным


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите СПП с определительными придаточными:

1) А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которого начиналась его самостоятельная жизнь. (И.Г.)

2) Лыжин стоял и думал о том, что вот он, Лыжин, уедет рано или поздно опять в Москву... (А.Ч.)

3) Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз. (А.П.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:

Совершенная праздность (1) эти поцелуи среди белого дня (2) с оглядкой и страхом (3) как бы кто не увидел (4) жара (5) запах моря (6) и постоянное мелькание перед глазами праздных (7) нарядных (8) сытых людей (9) точно переродили его. (А.Ч.)

А – СПП, состоит из 3 частей

Б – СПП, состоит из 2 частей

В – в состав СПП входит определительное придаточное

Г – придаточная часть присоединяется союзным словом как бы

Д – первая часть осложнена обособленным несогласованным определением

Е – 1, 5, 7, 8 – запятые между однородными членами

Ж – 3, 4 – выделение придаточной части, ставятся запятые

3 – 6 – запятая не ставится, т. к. однородные члены соединены одиночным союзом И

И – 9 – выделение сравнительного оборота, ставится запятая



ТЕСТ 4. СПП с придаточным изъяснительным


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите СПП с изъяснительными придаточными:

1) Ничего в спокойной наружности его не говорило о том напряжении чувств, гул которого, подобно гулу огромного колокола, бьющего над головой, мчался во всём его существе оглушительным нервным стоном. (А.Г.)

2) Но с этого времени она только и думала о том, как увидеть своего племянника женатым и понянчить маленьких внучков. (Н.Г.)

3) Не верь мне, друг, когда в избытке горя я говорю, что разлюбил тебя. (А.Т.)

4) Раздумывая, я был теперь крайне недоволен собой за то, что оборвал разговор с гостиницей. (А.Г.)

5) Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры... (А.Ч.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите ложные высказывания:

А – изъяснительные придаточные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства, состояния

Б – без изъяснительного придаточного главная часть теряет смысл

В – изъяснительное придаточное не может присоединяться с помощью союзных слов

Г – изъяснительное придаточное относится только к глаголам



ТЕСТ 5. СПП с придаточными времени и места


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Расставьте недостающие знаки, обозначьте придаточные и их тип:

1) За всё время пока он живёт в Дялиже любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. (АЛ.)

2) Я находился в том состоянии чувств и души когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. (А.П.)

3) Вслед за ним сын его приехал верхом и вместе с ним вошёл в столовую где стол был уже накрыт. (А.П.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:

Поутру (1) когда чуть дымилось озеро (2) трёхмачтовый корабль (3) будто (4) висел в воздухе (5) как на дивных голландских картинах (6) что подарил Борис Голицын. (А.Т.)

А – СПП, состоит из 3 частей

Б – СПП, состоит из 2 частей

В – 1-ая часть – главная – разрывается придаточным

Г – последняя часть присоединяется союзным словом

Д – вторая часть – придаточное времени

Е – последняя часть – придаточное изъяснительное

Ж – 1, 2 – выделение придаточной части

3 – 3, 4 – выделение вводного слова

И – 5, 6 – выделение придаточной части

К – 5 – запятая перед союзом КАК при обособлении сравнительного оборота Л – 6 – отделение придаточной части









ТЕСТ 6. СПП с придаточными причины, цели, следствия


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выделите придаточные части, укажите их тип:

1) Бабка поставила Сашу около своего огорода и приказала ей стеречь, чтобы не зашли гуси. (А.Ч.)

2) Старик закашлялся и засуетился, чтобы дать внучке гостинца, но ничего не нашёл и только махнул рукой. (А.Ч.)

3) Чтобы идти в Дубечню, я встал рано утром, с восходом солнца. (А.Ч.)

4) В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку, так что меня должны были взять из четвёртого класса. (А.Ч.)

5) Чтобы утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одной копейкою. (А.П.)

6) Сему последнему примеру последовали и прочие, так что Ибрагим получил приглашений по крайней мере на целый месяц. (А.П.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите места постановки запятых:

1) Они (1) чтоб дать мне время оправиться (2) и привыкнуть к новому знакомству (3) стали говорить между собою (4) обходясь со мною (5) как с добрым соседом (6) и без церемоний. (А.П.) ______________________________

2) Я вздохнул ещё глубже (1) и поскорее поспешил проститься (2) потому (3) что я ехал (4) по весьма важному делу (5) и сел в кибитку. (Н.Г.) ______________________________



ТЕСТ 7. СПП с придаточными уступительными и условными


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Выделите придаточные части, укажите их тип:

1) Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, всё помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою. (А.П.) ______________________________

2) Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает. (А.П.) ______________________________

3) Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг. (Н.Г.) ______________________________

4) Если разговор касался важных и благочестивых предметов, то Иван Иванович вздыхал после каждого слова, кивая слегка головою... (Н.Г.) ______________________________


ЗАДАНИЕ 2


Расставьте недостающие запятые. Укажите предложения с придаточными уступки:

1) Его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться если б это было согласно с моими намерениями. (М.Л.)

2) Если бы кто-нибудь поглядел теперь на Илью Платоновича то, наверное, почувствовал бы жалость к этому злоязычному фельетонисту, к этому «господину насмешнику». (А.К.)

3) Но тебя, хоть ты теперь иная я мечтою прежней узнаю. (Н. Гум.)

4) Как ни был я поглощен этим столкновением я всё же должен был спешить к Брауну (А.Г.)




ТЕСТ 8. СПП с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выделите придаточные части и укажите их тип:

1) Тарантас прыгал, визжал и, казалось, рыдал, точно его прыжки причиняли ему сильную боль... (А.Ч.)

2) Около горевшей избы было жарко и так светло, что на земле видна была отчётливо каждая травка. (А.Ч.)

3) Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым... (А.П.)

4) Золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя. (А.П.)

5) Схвативши бумагу, бурая хавронья убежала так скоро, что ни один из приказных чиновников не мог догнать её, несмотря на кидаемые линейки и чернильницы. (Н.Г.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Прекрасная полячка так испугалась, увидевши вдруг перед собою незнакомого человека, что не могла произнесть ни одного слова... (Н.Г.)

2) Чёрт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким, что без труда влез к нему в карман. (Н.Г)

3) Наши мужчины так нелюбезны вообще что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно. (М.Л.)

4) В них обыкновенно с большим усердием потчуют путешественника сеном и овсом, как будто бы он был почтовая лошадь. (Н.Г)



ТЕСТ 9. СПП с несколькими придаточными


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите предложения с последовательным подчинением:

1) Григорий Иванович пожал плечами и более с нею не спорил, ибо знал, что противоречием с неё ничего не возьмешь, и пошёл отдыхать от своей достопримечательной прогулки. (А.П.)

2) Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни! (А.П.)

3) Просвещённый читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представляли своих гробокопателей людьми весёлыми и шутливыми, дабы сей противоположностию сильнее поразить наше воображение. (А.П.)

4) И взошедший месяц долго ещё видел толпы музыкантов, проходивших по улицам с бандурами, турбанами, круглыми балалайками, и церковных песельников, которых держали на Сечи для пенья в церкви и для восхваленья запорожских дел.(Н.Г.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильный вариант расстановки запятых:

Величина и сложность шахтенного дела подавляет его бедный впечатлениями ум (1) и (2) хотя он в этом не даёт себе отчёта (3) шахта представляется ему (4) каким-то сверхъестественным миром (5) обиталищем мрачных (6) чудовищных сил. (А.К.)

А – 1, 2, 3, 4, 5

Б – 1, 2, 3, 5

В – 1, 3, 5

Г– 1, 3, 4, 5



ТЕСТ 10. СПП с несколькими придаточными


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выделите придаточные части, укажите их тип:

1) По окончании трудов Пётр вынул карманную книжку, дабы справиться, всё ли им предлагаемое на сей день исполнено. (А.П.) ______________________________

2) На площадь выступает крыльцо, на котором часто бегают куры, оттого что на крыльце всегда почти рассыпаны крупы или что-нибудь съестное. ______________________________

3) Прямо шла низенькая дверь, перед которой сидевшие двое часовых играли в какую-то игру, состоявшую в том, что один другого бил двумя пальцами по ладони. (Н.Г.) ______________________________


ЗАДАНИЕ 2


Расставьте запятые, составьте схемы предложений:

1) Иван Фёдорович похож был на того франта который заехав на бал видит всех куда ни оглянется одетых щеголеватее его. (Н.Г.)



2) Никита понял что царь опять придумал какую-нибудь шутку которым изрядно учили его в немецкой слободе. (А.Т.)



3) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью ногами отыскивать дорогу (А.К.)




ТЕСТ 11. Знаки препинания в СПП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


В каких случаях в месте стыка союзов надо поставить запятую?

1) Но ведь Саша уже несколько лет подряд говорит всё одно и то же, как по писаному, и _ когда говорит, то кажется наивным и странным. (А.Ч.)

2) Он был счастлив, но _ так как в день свадьбы и потом ночью шёл дождь, то с его лица не сходило выражение отчаяния. (А.Ч.)

3) Это заняло у меня ещё часа полтора времени, так что _ когда я подъезжал к перебродской околице, было уже между четырьмя и пятью часами пополудни. (А.К.)

4) Мы отужинали и _ когда остались вдвоём, я рассказал ему свои похождения. (А.П.)

5) Я подумал, что _ если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки... (А.П.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильный вариант расстановки запятых:

Мне казалось (1) что (2) если я буду идти всё прямо (3) то (4) непременно (5) встречусь с Ярмолой на Ириновском шляху. (А.К.)

А– 1, 2, 3, 4, 5

Б – 1, 3, 4, 5

В – 1, 3

Г– 1, 2, 3



ТЕСТ 12. Знаки препинания в СПП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Когда же Штольц приносил ему книги, какие надо ещё прочесть сверх выученного Обломов долго глядел молча на него. (И.Г.)

2) Он довольствовался тем, что написано в тетрадке, и докучливого любопытства не обнаруживал, даже, когда и не всё понимал, что слушал и учил. (И.Г.)

3) Когда кто-нибудь заслонял лампочку и большая тень падала на окно, то виден был яркий лунный свет. (А.Ч.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильные варианты объяснения пунктограмм:

Мы решили (1) что нам уже нельзя больше оставаться в этом городе (2) и что (3) когда я добуду немного денег (4) то мы переедем куда-нибудь в другое место. (А.Ч.)

А – 1 – отделение придаточной части, ставится запятая

Б – 2 – СПП, ставится запятая

В – 2 – однородные придаточные, не ставится запятая

Г – 2 – однородные члены предложения, не ставится запятая

Д – 3 – отделение придаточной части, ставится запятая

Е – 3 – между союзами не ставится запятая, т. к. придаточную часть нельзя изъять (дальше идёт вторая часть союза – ТО)

Ж – 4 – отделение придаточной части, ставится запятая

3 – 4 – запятая между однородными членами



ТЕСТ 13. Знаки препинания в СПП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


В каких случаях сложные подчинительные союзы расчленяются?

1) Вероятно, оттого _ что горло заплыло жиром, голос его изменился, стал тонким и резким. (А.Ч.)

2) За крестьянскими усадьбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистой, так _ что в глине обнаружились громадные камни. (А.Ч.)

3) Билибин любил разговор так же _ как он любил работу, только тогда, когда разговор мог быть изящно-остроумен. (Л.Т.)

4) Гусары успели зажечь мост, и французские батареи стреляли по ним уже не для того _ чтобы помешать, а для того _ что орудия были наведены и было по ком стрелять. (Л.Т.)

5) Она любила Ричардсона не потому _ чтобы прочла... (А.П.)

6) Несмотря на то что оба приятеля весьма упирались, однако же таки были столкнуты, потому _ обе действовавшие стороны получили значительное подкрепление со стороны других гостей. (Н.Г.)


ЗАДАНИЕ 2


Расставьте, где нужно, запятые:

В нежности матушкиной я не сомневался _ но _ зная нрав и образ мыслей отца _ я чувствовал _ что любовь моя не слишком его тронет _ и что он будет на неё смотреть _ как на блажь молодого человека. (А.П.)



ТЕСТ 14. Синтаксический разбор СПП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите число предикативных единиц, выделите придаточные части:

1) Я думал, что её существо, может быть, отмечено особым законом, перебирающим жизнь с властью сознательного процесса, и что, став в тень подобной судьбы, я наконец могу увидеть Несбывшееся. (А. Г.) ______________________________

2) Избавляю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают, особенно для тех, которые там не были, и от статистических замечаний, которых решительно никто читать не станет. (М.Л.) ______________________________

3) У Ивана Никифоровича, напротив, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. (Н.Г.) ______________________________


ЗАДАНИЕ 2


Выполните синтаксический разбор предложения:

Но многие, вероятно, остались в твёрдом убеждении, что если б гарнизон показал более храбрости и поспешности, то, по крайней мере, десятка два хищников остались бы на месте. (М.Л.)



ТЕСТ 15. Пунктуационный разбор СПП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите правильное объяснение пунктограмм:

Анна Михайловна ушла от него (1) и (2) когда она вернулась (3) он (4) положив под голову руку (5) спал крепким сном. (Л.Т.)

А – __ запятая между однородными членами не ставится

Б – __ запятая между однородными придаточными не ставится

В – __ между частями ССП, соединёнными союзом И, ставится запятая

Г – __ запятая при стыке союзов не ставится

Д – __ запятая при стыке союзов ставится

Е – __ запятая между частями СПП

Ж – __ обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильный вариант объяснения пункторгамм:


Когда случалось где-нибудь

Ей встретить чёрного монаха (1)

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей (2)

Не зная (3) что начать со страха (4)

Предчувствий горестных полна (5)

Ждала несчастий уж она.


А. Пушкин

1:

а) запятая между однородными придаточными не ставится

б) запятая между частями ССП ставится

2:

а) отделение придаточной части СПП от главной

б) обособление обстоят., выраж. деепр. об.

3, 4:

а) обособление уточняющего оборота

б) отделение придаточной части СПП от главной

4, 5:

а) обособление определ., относящегося к личному мест.

б) отделение придаточной части СПП от главной



ТЕСТ 16. СПП: обобщение


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Вставьте пропущенные буквы. Исправьте пунктуационную ошибку, обоснуйте своё решение.

Когда солнце скрылось за мельниц.., и в раскрытые окна пове..ло прохладой, Лефорт подал руку восьм..пудовой мельн..лихе, фрау Шимельпфенинг, и пош..л с нею в мену..те. (А.Т.)


ЗАДАНИЕ 2


Вставьте пропущенные буквы. Исправьте пунктуационную ошибку, обоснуйте своё решение.

Быть может, оттого что, ставши рабочим, я уже вид..л нашу городскую жизнь только с её изнанк.., почти каждый день мне преходилось делать открытия, приводившие меня просто в отча..ние. (АЛ.)


ЗАДАНИЕ 3


Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) С тех пор, как вечный судия мне дал всеведение пророка, в очах людей читаю я страницы злобы и порока. (М.Л.)

2) Она была неохотницей до церемоний, и, когда у Ивана Никифоровича была лихорадка, она сама своими руками вытирала его с ног до головы скипидаром и уксусом. (Н.Г.)


Бессоюзное сложное предложение (БСП)


ТЕСТ 1. Понятие о БСП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выделите части БСП, подчеркните грамматические основы:

1) Ночь была чёрная, звездная; дорога чернелась между белевшим снегом, выпавшим накануне, в день сражения. (Л.Т.)

2) Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окружённый водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зелёных вершин и голубеющими ущельями. (Л.Т.)

3) Невдалеке от берега стояли четыре осмолённых корабля, их высокие кормовые части, украшенные резным деревом, с квадратными окошечками, отражались в зеленоватой воде. (А.Т.)

4) Я внимательно поглядел: кругом все лица выражали напряжённое ожидание. (И.Т.)


ЗАДАНИЕ 2


Расставьте запятые в БСП. Укажите количество частей:

1) На двух сдвинутых лавках на двадцати семи ржаных снопах на семи перинах постлана шёлковая постель со множеством подушек в жемчужных наволоках сверху на них лежала меховая шапка. (А.Т.)______________________________

2) Между тем машинально я шёл всё дальше, лес редел понемногу, почва опускалась и становилась кочковатой. (А.К.) ______________________________



ТЕСТ 2. БСП со значением перечисления


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Расставьте недостающие знаки препинания. Выделите части сложных предложений, подчеркните грамматические основы.

1) Там сверкали нестерпимым блеском мостовые из золотых плиток, возвышались причудливые купола и башни с пурпурными крышами сверкали брильянты в окнах, трепетали в воздухе яркие разноцветные флаги. (А.К.)

2) В сенях захлопали двери морозные голоса разрушили томную тишину, царица, сдержав зевок, перекрестила рот. (А.Т.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильное объяснение пунктограмм:

В версте от Медведкова мужик-махальщик (1) завидев карету (2) замахал шапкой (3) на опушке берёзовой рощи отозвался второй (4) на бугре за оврагом (5) третий. (А.Т.)

А – 1, 2 – обособление определения, выраженного прич. об.

Б – 1, 2 – обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

В – 3 – запятая между частями БСП со значением перечисления

Г – 3 – точка с запятой между частями БСП со значением перечисления, т. к. внутри первой части есть свои знаки

Д – 4 – запятая между частями БСП со значением перечисления

Е – 4 – запятая между однородными членами предложения

Ж – 5 – тире между подлежащим и сказуемым

3 – 5 – тире в неполном предложении

И – 5 – тире в БСП со значением противопоставления



ТЕСТ 3. БСП со значением причины, пояснения, дополнения


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выделите части БСП, укажите отношения между ними:

1) Обломов обернулся: на дворе двое детей, мальчик и девочка, смотрят на него с любопытством. (И.Г.) ______________________________

2) Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться. (И.Г.) ______________________________

3) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение... (М.Л.) ______________________________

4) Я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака. (М.Л.) ______________________________

5) Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квартира была во втором этаже. (Н.Г.) ______________________________

6) Молодой бурсак вскипел: с безумною смелостию схватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу. (Н.Г.) ______________________________


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Варвара прислушалась _ донёсся шум вечернего поезда, подходившего к станции. (А.Ч.)

А – БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. во второй части есть обособленное определение

Б – БСП со значением перечисления, ставится запятая В – в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой

Г – в БСП ставится тире, так первая часть указывает на время



ТЕСТ 4. БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выделите части БСП, укажите отношения между ними:

1) Знать, забило сердечко _ всё лицо твоё вспыхнуло вдруг. (Н.Н.) ______________________________

2) Я стал читать, учиться – науки тоже надоели... (М.Л.) ______________________________

3) Я велел возле его положить деньги за баранов – он их не тронул, лежал себе ничком, как мёртвый. (М.Л.) ______________________________

4) Ему не по душе была такая праздная жизнь – настоящего дела хотел он. (Н.Г.) ______________________________


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильные варианты объяснения пунктограмм:


Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить (1)

У ней особенная стать (2)

В Россию можно только верить.


Ф.Тютчев

1:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточ. между частями БСП, 2 ч. указ. на причину

в) тире между частями БСП, 2 ч. указ. на следствие

2:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие между частями БСП, 2 ч. указ. на причину

в) тире между частями БСП, вторая часть указывает на следствие



ТЕСТ 5. Знаки препинания в БСП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Вставьте пропущенные в БСП знаки препинания:

1) Зато Обломов был прав на деле ни одного пятна, упрёка в холодном, в бездушном цинизме, без увлечения и без борьбы, не лежало на его совести. (И.Г.)

2) Чудный день! Пройдут века так же будут, в вечном строе, течь и искриться река и поля дышать на зное. (Ф.Т.)

3) Понравится пословица пословицу пиши! (Н.Н.)

4) Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется шумит, поёт, ругается, качается, валяется, дерётся и целуется у праздника народ! (Н.Н.)

5) За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность он любил до смерти рассказывать одно и то же. (Н.Г)

6) Мшистые стволы упавших деревьев, ямы, высокий папоротник, шиповник, жасмин и орешник мешали ей на каждом шагу одолевая их, она постепенно теряла силы... (А.Г)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Три дня и три ночи бушевала Москва _ вороньи стаи над ней взлетали высоко от набатного звона. (А.Т.)

А – БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. части отдалены друг от друга по смыслу

Б – БСП со значением перечисления, ставится запятая В – в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой

Г – в БСП ставится тире, т. к. первая часть указывает на время



ТЕСТ 6. Знаки препинания в БСП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________ дата


ЗАДАНИЕ 1


В каких предложениях на месте пропуска в БСП надо поставить двоеточие?

1) Её никогда не увидишь за работой _ нагибаться, шить, заниматься мелочью нейдёт к её лицу, важной фигуре. (И.Г.)

2) Прохожий сделал движение, чтобы приподнять голову, но не мог _ он, по-видимому, был нездоров или очень утомлён. (И.Г)

3) Об одном вас прошу _ стреляйте скорее. (М.Л.)

4) Но только проснулся _ мечта исчезает... (М.Л.)

5) Я привстал и взглянул в окно _ кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. (М.Л.)

6) Давно пора бы каждому свернуть своей дорогою _ они рядком идут! (Н.Н.)

7) Века протекали _ всё к счастью стремилось... (Н.Н.)


ЗАДАНИЕ 2


В каких предложениях между частями БСП ставится точка с запятой?

1) Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на гребне западных гор _ в ущелье стало темно и сыро. (М.Л.)

2) Наконец мы расстались _ я долго следил за нею взором, пока её шляпка не скрылась за кустарниками и скалами. (М.Л.)

3) Деревня по ту сторону пруда уже спала _ не было видно ни одного огонька. (А.Ч.)



ТЕСТ 7. Знаки препинания в БСП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


В каких предложениях между частями БСП надо поставить тире?

1) Отношения Ольги к тётке были до сих пор очень просты и покойны _ в нежности они не переходили никогда границ умеренности, никогда не ложилось между ними и тени неудовольствия. (И.Г.)

2) Пробовал идти пешком _ ноги мои подкосились... (М.Л.)

3) Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу _ никого уже нет. (М.Л.)

4) Хочу оттолкнуть её от себя _ она как кошка вцепилась в мою одежду... (М.Л.)

5) Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной _ из утла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. (М.Л.)

6) Эти бурсаки составляли совершенно отдельный мир _ в круг высший, состоявший из польских и русских дворян, они не допускались. (Н.Г.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания:

Он беспрестанно в движении (1) понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента (2) посылают его (3) нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу (4) выбирают его. (И.Г)

А 1: 2: 3; 4:

Б 1; 2: 3, 4:

В 1: 2–3, 4—

Г 1: 2–3; 4—



ТЕСТ 8. Синтаксический разбор БСП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выполните синтаксический разбор предложения:

Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. (Н.Г.)



ЗАДАНИЕ 2


Выполните синтаксический разбор предложения: Всё спало на девушке: спали тёмные волосы, спало платье и складки платья; даже трава поблизости её тела, казалось, задремала в силу сочувствия. (А.Г.)



ЗАДАНИЕ 3


Расставьте знаки препинания и составьте схему предложения:


В моей стране спокойная река

В полях и рощах много сладкой снеди

Там аист ловит змей у тростника

И в полдень пьяны запахом камеди

Кувыркаются рыжие медведи.


Н. Гумилев



ТЕСТ 9. Пунктуационный разбор БСП


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выберите правильное объяснение пунктограмм:

А если это так будет продолжаться (1) то я сама уйду (2) я не раба его (3) я княжеская дочь. (М.Л.)

1:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) запятая между частями СПП

в) запятая между однородными членами

2:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие между частями БСП, вторая часть указывает на причину

в) тире между частями БСП, вторая часть указывает на следствие

3:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие между частями БСП, вторая часть указывает на причину

в) тире между частями БСП, части противопоставляются


ЗАДАНИЕ 2


Выполните пунктуационный разбор предложения (знаки не расставлены):

Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее леса исчезают холмы сглаживаются трава густеет. (А.П.)



ТЕСТ 10. БСП: обобщение


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Поставьте, где нужно, запятую, двоеточие, тире или точку с запятой между частями БСП:

1) Бурмин пошёл а старушка перекрестилась и подумала авось дело сегодня же кончится! (А.П.)

2) Золото и серебро блистало на их робах из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и около шеи. (А.П.)

3) Строго блестели его очки энергично падали во все стороны рога сальных волос энергично и резко лилась речь. (И.Б.)

4) И мнится мне весь в музыке и пене, железный мир так нищенски дрожит... (О.М.)

5) Чёрное море надвинулось до самой Невы густые, как дёготь волны его лизали плиты Исаакия, с траурной пеной разбивались о ступени сената. (О.М.)


ЗАДАНИЕ 2


Расставьте пропущенные знаки препинания в пословицах. Отметьте примеры, соответствующие схеме:



1) Худая слава пойдёт никто замуж не возьмёт.

2) Тонул топор сулил а вытащили топорища жаль.

3) Тихо пойдёшь от беды не уйдёшь шибко пойдёшь на беду набредёшь.

4) Снега надует хлеба прибудет вода разольётся сена наберётся.

5) Собака лает ветер носит.

6) Рыба худа не наварена уха рыба жирна янтарна уха.

7) Полюбится сова не надо райской птички.



Сложное предложение с различными видами связи


ТЕСТ 1. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите число частей сложного предложения:

1) Не могу судить, много ли он знал, но он постоянно обнаруживал свои знания, так как хотел, чтобы и другие также знали. (А.Ч.) ____________________

2) Я сидел и всё ждал, не выйдет ли Женя, прислушивался, и мне казалось, будто в мезонине говорят. (А.Ч.) _____________________

3) Собака всё лаяла густо и отрывисто, и, только Обломов пошевелится или лошадь стукнет копытом, начиналось скаканье на цепи и непрерывный лай. (И. Г.) _____________________


ЗАДАНИЕ 2


Исправьте ошибку в схеме предложения (знаки не расставлены): Стрельцы испугались поснимали шапки но когда карета опять тронулась перегородили древками бердышей дорогу схватили лошадей. (А.Т.)



ТЕСТ 2. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Поставьте в предложения одну пропущенную запятую и одно двоеточие. Укажите количество частей сложных предложений:

1) Случилось то чего не ждали ни в Москве, ни в Преображенском Софья не смогла собрать стрельцов, набат на Спасской башне так и не ударил, Москва равнодушно спала в ту ночь. (А.Т.) ___________________

2) Она вспомнила предсказания Штольца он часто говорил ей, что она не начинала ещё жить и она иногда обижалась, зачем он считает её за девочку, тогда как ей двадцать лет. (И.Г.) ___________________

3) Известно какова в Русской земле война, поднятая за веру нет силы сильнее веры. (Н.Г.) ____________________

4) Площадь, на которой долженствовала проводиться казнь нетрудно было отыскать народ валил туда со всех сторон. (Н.Г) ____________________





ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильные варианты расстановки запятых: Когда вспомню (1) что это случилось на моём веку (2) и что ныне я дожил до короткого царствования императора Александра (3) не могу не дивиться быстрым успехам просвещения (4) и распространению правил человеколюбия. (А.П.)

А – 1, 2, 3, 4

Б – 1, 3

В – 1, 2, 3

Г – 1, 2



ТЕСТ 3. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выделите части сложного предложения, подпишите тип связи частей (ССП, СПП, БСП). Подчеркните грамматические основы.

Стрелецкие полки уже давно разместились по слободам, ополченцы-помещики вернулись в усадьбы, а по Курской и Рязанской дорогам всё ещё брели в Москву раненые, калеки и беглые. (А.Т.)


ЗАДАНИЕ 2


Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:

Когда шли майские грозы (1) и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода (2) угрожая залить последний приют (3) влюблённые растапливали печку (4) и пекли в ней картофель. (М.Б.)

А – сложное предложение, состоящее из 2 частей

Б – сложное предложение, состоящее из 3 частей

В – части предложения связаны сочин. и подчин. связью

Г – первая часть сложного предложения осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

Д – вторая часть сложного предложения осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

Е – третья часть сложного предложения осложнена обособленным определением, выраженным причастным оборотом

Ж – 1 – запятая между частями сложного предложения

3 – 1 – нет запятой между однородными придаточными

И – 2, 3, 4 – везде ставятся запятые



ТЕСТ 4. Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Составьте схему предложения (знаки не расставлены):

В первые дни своей шахтёрской жизни присутствуя при таких сценах Васька весь обомлевал от испуга чувствуя как у него холодеет в груди и как его руки становятся слабыми и влажными. (А.К.)




ЗАДАНИЕ 2


Выделите части сложного предложения, обозначьте тип связи между ними, подчеркните грамматические основы:

Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (И.Т.)


ЗАДАНИЕ 3


Укажите правильные варианты характеристики предложения: Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня. (А.К.)

А – сложное предложение, состоящее из 4 частей

Б – сложное предложение, состоящее из 5 частей

В – 1 и 2 части соединены сочинительной связью

Г – 2, 3, и 4 части соединены по типу неоднородного подчинения

Д – 2, 3, и 4 части соединены по типу последовательного подчинения



ТЕСТ 5. Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Выполните пунктуационный разбор предложения. Составьте схему:

Всё подалось:1и председатель похудел,2и инспектор врачебной управы похудел,3и какой-то Семён Иванович,4никогда не называвшийся по фамилии,5носивший на указательном пальце перс-тень, который давал рассматривать дамам, похудел. (Н.Г.)



ЗАДАНИЕ 2


Объясните пунктограммы:

Юрий не видел (1) как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича (2) и как смягчалось мало-помалу строгое выражение его губ (3) но (4) когда он кончил при общих аплодисментах (5) и обернулся в ту сторону (6) то уже не увидел этого привлекательного (7) и странного человека. (А.К.)

Отсутствие запятой между однородными членами – __________

Запятая между однородными членами – __________

Отсутствие запятой между однородными придаточными – __________

Запятая между частями сложного предложения, соединёнными подчинительной связью – __________

Запятая на стыке союзов – __________

Отсутствие запятой на стыке союзов – __________












Повторение изученного в 5–9 классах


ТЕСТ 1. Фонетика и графика


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Твёрдый согласный перед Е произносится в словах:

1) дефис;

2) термин;

3) бутерброд;

4) Одесса;

5) антитеза;

6) шинель;

7) реквием;

8) тезис;

9) дельтаплан.


ЗАДАНИЕ 2


Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в словах:

1) разъём;

2) нюанс;

3) приют;

4) яблоко;

5) Пётр;

6) щётка;

7) вьющий;

8) менуэт;

9) клиент.


ЗАДАНИЕ 3


Ударение падает на первый слог в словах:

1) сливовый;

2) баловать;

3) гербовый;

4) коклюш;

5) зубчатый;

6) оптовый;

7) статуя;

8) туфля;

9) завидно.



ТЕСТ 2. Лексика


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________



ЗАДАНИЕ 1


Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

А.1) соглядатай; 2) доносчик; 3) ябеда; 4) осведомитель.

Б. 1) надежда; 2) упование; 3) чаяние; 4) стремление.

В. 1) наказать; 2) покарать; 3) проучить; 4) осудить.

Г. 1) отринуть; 2) отвергнуть; 3) отрицать; 4) отклонить.


ЗАДАНИЕ 2


Укажите устаревшие слова:

1) урядник;

2) фельдъегерь;

3) логистика;

4) помпезный;

5) оранжад;

6) двуколка.


ЗАДАНИЕ 3


Укажите неологизмы:

1) дайвинг;

2) клавиатура;

3) бренд;

4) харизма;

5) манускрипт;

6) конклав.


ЗАДАНИЕ 4


Какое слово имеет значение «ненастоящий, измышленный»?

1) фиктивный; 2) лояльный; 3) сакральный; 4) портативный.


ЗАДАНИЕ 5


Значение какого слова определено неверно?

1) СИБАРИТ – праздный, изнеженный роскошью человек;

2) СКЕПТИЦИЗМ – склонность к мрачному мироощущению;

3) ПИЕТЕТ – глубокое уважение;

4) ПЛАГИАТ – выдача чужого произведения за своё.



ТЕСТ 3. Фразеология


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Укажите предложения с фразеологизмами:

1) Юноша хочет работать, а не висеть на шее родителей.

2) На его толстой шее висела цепочка с крупным крестом.

3) Сторожевой катер безвозвратно вышел из строя.

4) Из строя вышел высокий сутуловатый солдат.


ЗАДАНИЕ 2


Укажите предложения с фразеологизмами:

1) В левой руке Саша держала марку и конверт.

2) Макаров выглядел молодцом, держал марку.

3) Путники перешли ручей и пошли в гору.

4) Карьера не удавалась, дела не шли в гору.


ЗАДАНИЕ 3


Соедините стрелками фразеологизмы и их значения:



ТЕСТ 4. Морфемика и словообразование


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

1) Доводчик; 3) напудренный; 5) причудница;

2) доблестный; 4) наследство; 6) пробивной.


ЗАДАНИЕ 2


Какие слова имеют два суффикса?

1) Проведанный; 3) решительность;

2) проверенный; 4) семенной;

5) секционный; 6) сенаторство.


ЗАДАНИЕ 3


Какие слова имеют две приставки?

1) Соскабливать; 3) разочарование; 5) проистечь;

2) разузнать; 4) произрасти; 6) присочинить.


ЗАДАНИЕ 4


Укажите слова, образованные приставочным способом:

1) пристреленный; 3) нафаршировать; 5) изложить;

2) наценка; 4) изжевать; 6) закваска.


ЗАДАНИЕ 5


Укажите слова, образованные суффиксальным способом:

1) закатный; 3) займовый; 5) введение;

2) закалённость; 4) забавить; 6) варяжский.



ТЕСТ 5. Морфология


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________


ЗАДАНИЕ 1


Определите части речи:

По скату, около1этих камней и ям, вырытых гончарами, вились тропинки, целыми кучами были2навалены3черепки битой посуды, то4бурые, то4красные, а5там6внизу расстилался широкий, ровный, ярко-зелёный7луг, уже скошенный, на котором8теперь гуляло крестьянское стадо9. (А.Ч.)

имя существительное – __________

имя прилагательное – __________

местоимение – __________

наречие – __________

глагол – __________

причастие – __________

предлог – __________

союз – __________

частица – __________


ЗАДАНИЕ 2


Укажите имена существительные женского рода:

1) фальшь; 3) тюль; 5) Суздаль;

2) фейхоа; 4) шампунь; 6) кольраби.


ЗАДАНИЕ 3


Укажите ошибку в морфологической характеристике слова остекленеть :

1) глагол совершенного вида;

2) невозвратный глагол;

3) переходный глагол.



ТЕСТ 6. Орфография


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

А1 . В каких словах пропущена буква О?

1) В..лхвы;

2) препод..ватель;

3) раздр..жать;

4) спл..шной;

5) вообр..жение

6) ук..ризна.

А2 . В каких словах пропущена буква А?

1) Ч..стокол;

2) перс..наж;

3) ум..рить;

4) в..пиющий;

5) обн..жённый;

6) запеч..тлеть.

A3. В каких словах пропущена буква Е?

1) В..тшать;

2) см..ркаться;

3) п..рочинный;

4) разл..ваться;

5) пл..сун;

6) кр..визна.

А4 . В каких словах пропущена буква О?

1) Ур..вень; 3) заг..рать; 5) пром..кашка;

2) пл..вучий; 4) ск..чок; 6) обл..жной.

А5 . В каком ряду все слова пишутся с буквой И?

1) Несоч..тающиеся, расст..лать;

2) ц..плячий, акац..я;

3) пр..вычка, пр..оритет;

4) контр..гра, пред..нфарктный.

А6 . В каком ряду все слова пишутся с буквой Е?

1) В метел.. на паперт..;

2) бушующ..м мор..м;

3) кол..тся, на отмел..;

4) обгрыз..нный, замеч..нный.







ТЕСТ 7. Орфография


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

А1 . В каких словах пропущена буква И?

1) Чинопоч..тание;

2) заж..галка;

3) бл..стящий;

4) соч..тание;

5) приб..рать;

6) прид..раться.

А2 . В каких словах пропущена буква Е?

1) Др..зина;

2) прив. легия;

3) ман..фест;

4) бр..зент;

5) б..чёвка;

6) вин..грет.

А3 . В каких словах пропущена буква И?

1) Пр..парат;

2) пр..милый;

3) пр..ручить;

4) пр..вратить;

5) пр..ступник;

6) пр..стыдить.

А4 . В каких словах пропущена буква Е?

1) Пр..возносить;

2) пр..мелькаться;

3) пр..вратник;

4) беспр..станно;

5) пр..мьера;

6) пр..зидиум.

А5 . В каком ряду все слова пишутся с буквой И?

1) Задумч..вый, милост..вый;

2) кормил..ца, гварде..ц;

3) грозн..нский, фрейл..нский;

4) горош..к, карандаш..к.

А6 . В каком ряду все слова пишутся с буквой Е?

1) Зате..л, услыш..л;

2) расе..т, расстел..тся;

3) увид..в, постро..в;

4) ноч..вать, раска..ваться.



ТЕСТ 8. Орфография


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

А1 . В каких словах пишется буква Ю?

1) Кле..щий;

2) се..щий;

3) стро..шийся;

4) ла..щий;

5) возвыс..т;

6) чу..т.

А2 . В каких словах пропущена буква Е?

1) Услыш..нный;

2) увид..нный;

3) насто..нный;

4) взлеле..нный;

5) скле..нный;

6) движ..мый.

А3 . В каких словах пишется НН?

1) Пестротка..ый;

2) свяще..ый;

3) дела..ый;

4) глуби..ый;

5) овчи..ый;

6) решё..ый.

А4 . В каких словах пишется Н?

1) Купле..а;

2) мороже..ое;

3) незва..ый;

4) жела..ый;

5) труже..ик;

6) трезве..ик.

А5 . В каком ряду пишется НЕ и раздельно?

1) (Н..)даром вас предупреждали об опасности.

2) Это был (н..)кто иной, как сосед.

3) Ты (н..)разу не был в театре оперы и балета?

А6 . Укажите верное объяснение орфограммы словосочЕтание :

1) Непроверяемая безударная гласная в корне, следует запомнить.

2) Проверяемая безударная гласная в корне, следует подобрать проверочное слово.

3) Гласная в корне с чередованием.

4) Гласная в корне с чередованием, слово-исключение.



ТЕСТ 9. Орфография


Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

А1 . В каких словах пропущена буква Ь?

1) Ад..ютант;

2) в..ючный;

3) ар..ергард;

4) сем..сот;

5) лен..тяй;

6) много дач..

А2 . В каких словах пропущена буква Ъ?

1) Ин..екция;

2) пред..юбилейный;

3) с..экономить;

4) в..ётся;

5) двух..ярусный;

6) из..ян.

А3 . Какие слова пишутся через дефис?

1) (Во)первых;

2) как(будто);

3) (мало)мальски;

4) чудак(чудаком);

5) (по)прежнему;

6) (по)одному.

А4. Какие слова пишутся раздельно?

1) (В)обнимку; 3) (под)мышки; 5) (без)удержу;

2) (на)перекор; 4) (в)сердцах; 6) (без)удержно.

А5 . В каком ряду пишется НЕ и раздельно?

1) Он не отставал (н..)на шаг.

2) В войну многие (н..)доедали.

3) Ешь, пока (н..) остыл о.




Список условных сокращений


А.Г. – А. Грин

А.Гр. – А. Грибоедов

А.К. – А. Куприн

А.Т. – АН. Толстой

А.П. – А. Пушкин

А.Ч. – А. Чехов

К.Б. – И. Бунин

И.Г. – И. Гончаров

И.К. – И. Крылов

И. Т. – И. Тургенев

К.П. – К. Паустовский

Л. Т. – Л. Толстой

М.Б. – М. Булгаков

М.Л. – М. Лермонтов

М.П. – М. Пришвин

Н.Г. – Н. Гоголь

Н.Гум. – Н. Гумилёв

Н.Л. – Н. Лесков

Н.Н. – Н. Некрасов

О.М. – О. Мандельштам

С.Е. – С. Есенин

Ф.Д. – Ф. Достоевский

Ф.Т. – Ф. Тютчев




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Тесты по русскому языку в 9 классе. Повторение пройденного материала. Подготовка к ОГЭ

Автор: Успенская Лариса Викторовна

Дата: 16.10.2022

Номер свидетельства: 615061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства