Предлагаемое задание предназначено для тренировки выполнения тестовых заданий части А Основного государственного экзамена. Задния вопроса А3-выразительные средства речи. Задания А3 в данной работе построены с соответствием построением экзаменационной работы в части А ОГЭ. Задания можно использовать на уроках в группах, самостоятельно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ. Задания А3 »
Составитель: Портнягина Надежда Дмитриевна, учитель русского языка МОУ «РУООШ»
Подготовка к ОГЭ.
Тема «Выразительные средства речи»
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
Всюду, подобно лучистым алмазам, засветились на солнце крупные капли росы.
Мне навстречу, словно обмытые утренней летней прохладой, донеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый мальчиками, промчался в деревню отдохнувший табун…
Неслучайно лучшие произведения искусства всегда будят человеческую душу, лишают человека самоуверенности и удовлетворённости собой и своим образом жизни, заставляют его по-новому взглянуть на мир.
Стремление к процветанию, к житейскому благополучию кажется многим людям осмысленным, очень важным делом, а поиски ответа на «философские» вопросы – бессмысленной тратой времени.
А3 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является сравнение.
И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…
На каменной плите лежали многопудовые якоря – в память о погибших моряках…
Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной.
Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.
А3 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является метафора.
Все засмеялись его необыкновенным словам – все, кроме меня и Анны Николаевны.
Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края…
Ребята, а давайте проведём в класс конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!
Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта, а Вовка, такая у него была почётная обязанность, передвигал флажки на карте под руководством учительницы.
А3 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является гипербола.
Бабушкин дом деревянный, но оштукатуренный, и в детстве я не могла поверить, что он не каменный.
Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние…
Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу.
Мама работала педиатром и весь день по вызовам оказывала помощь на дому, а в первую мировую она сопровождала санитарный поезд.
А3 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Ведь в память ребёнка всегда врезается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил?
На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение.
Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья…
И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь – появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто тёплое солнце осветило лицо.
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
Долго я думал над тем, каким должен быть, наконец, человек чтобы от его личности не торчали во все острые углы прямо в рёбра его ближним.
Старик-стрелочник охотно рассказывал, что поезда здесь ходят часто и сильно гружённые, в сторону фронта идут с войсками и вооружением, на запад – с ранеными, обмороженными и награбленным имуществом.
Мы, читатели, испытали страсти: мы постигли, как ничтожны наши повседневные несчастья в сопоставлении с безмерностью событий и трагизмом великих страданий.
Всё единство звуков, красок, форм, игры света и тени, наконец, чувство пространства воплощает для меня неповторимый дух Петербурга, «непостижимого города», с его таинственной жизнью, трепещущей в его плоти, сияющей в его душе.
А3 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является антитеза.
После нескольких минут разговора с ним я уже считал его настолько близким себе человеком, что готов был посвятить его во все сокровенные тайники моей души.
…Его тихий грудной голос всецело гармонировал с его ласковым взглядом, полным изысканной почтительности…
Ответ сам просился на язык, как только он умолкал, и слова лились, как будто то, что он сказал само собой вызывало их.
Его разговор скорее успокаивал нервы, чем возбуждал их, так как не зажигал ни желания возразить ему, ни с увлечением согласиться с ним.
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
– Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек.
У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос.
Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрёл за нею.
Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос.
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) И оно всегда, всегда было, и никто никогда не замечал его.
2) Пусть не само, пусть его следы.
3) Что–то есть, что–то, заполняющее все, — невидимое, неслышимое, крадущееся по поселку мимо Дюшки.
4) Грачи неожиданно, как по приказу, дружно, молча, деловито, с натужной тяжестью взлетели.
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являет метафора.
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд.
2) С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.
3) Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей.
4) Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.
2) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
3) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
4) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.
Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь!
А вредная всё-таки, — он покрутил головой.
— Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.
Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.
Но результат не заставил себя ждать.
Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.
На улице тишь, только шаркает метлой дворник.
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Какую тебе?
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.