kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ предназначена для учащихся 9 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ (9 класс)»

Контрольная работа по русскому языку 9 класс

Вариант 1


Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из двух частей, которые включают 9 заданий, предполагающих проведение различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям является слово (несколько слов) или цифра (последовательность цифр).

Задания части 2 выполняются на основе текста.

На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 45 минут.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Часть 1

Ответами к заданиям 1–9 являются слово (несколько слов) или цифра (последовательность цифр).

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст

(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах,  — результат эволюционного процесса.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


1)  эмоции сформировались (предложение 1)

2)  исследования были систематизированы (предложение 2)

3)  учёным был приведён (предложение 3)

4)  реакции рассматривал (предложение 4)

5)  исследования  — результат (предложение 5)


2. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.


 Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.


3. Синтаксический анализ сложного предложения.

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Однажды, охотясь в невысоких холмах Приуралья, я набрёл на табунок серых куропаток.

(2)Собака моя резко потянула к кустам, и куропатки взлетели кучно, всей стайкой. (3)Я выстрелил неудачно, сразу задев спуски обоих курков, дробь хлестнула по краю табунка, и на землю упала только одна птица.

  1. Облачко серого пуха долго стояло над шиповником, нехотя осыпая на землю лёгкие серые пушинки — я стрелял близко.

  2. Я пошёл подбирать убитую птицу, легко нашёл её на чистой пролысинке среди кустов, нагнулся и невольно отдёрнул руку.


4. Синтаксический анализ сложного предложения.

Укажите вариант ответа, в котором дано верное объяснение постановки двоеточия в предложении.

С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям.

  1. Первая часть БСП имеет значение времени.

  2. Первая часть БСП имеет значение условия.

  3. Вторая часть дополняет, раскрывает содержание первой части.

  4. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.


5. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «глиняная посуда», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


6. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  НЕДОСМОТРЕЛ (вовремя задание)  — НЕ с причастием пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.

2)  ЛИМОННЫЙ (вкус)  — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.

3)  ПРИЛОЖИТЬ (старание)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.

4)  (шарф) ЛИНЮЧ  — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.

5)  (смотреть) ИСКОСА  — на конце наречий пишется суффикс -А-.


Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 7 – 9

(1)Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью Лоскутикову. (2)В первую голову  —  за ум и отличные успехи.

(3)О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет. (4)Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную. (5)Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда. (6)А вот по литературе и по всем другим многоречивым предметам он не мог учиться хорошо. (7)Суть всех этих рассказов, повестей, стихов укладывалась в одной фразе, а учителя требовали развёрнутого ответа. (8)Конечно, Серому слов было не жалко, однако не хотел он ради «пятёрки» говорить столько, сколько тянуло на эту самую «пятёрку». (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? (10)Запорожец он! (11)А судьба ему досталась  —  злодейка. (12)Серый семь раз читал повесть и все семь раз плакал.

 (13)Короче говоря, школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. (14)А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. (15)Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.

 (16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные».

 (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.

 (20)Конечно, «пятёрка»!

 (21)Учительница Клара Ниловна говорит:

   —  (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?

(25)После урока Серый подошёл к Лоскутиковой:

   —  (26)Наталья, хочешь одну вещь покажу?

  —  (27)Покажи!  —  удивилась Лоскутикова.

(28)Они выскочили из школы, забежали за угол. (29)Серый приостановился возле ступенек в подвал, огляделся.

  —  (30)Наталья, лебеди у меня там,  —  признался Сергей,  —  на озере лёд, погибнуть они могут.

 (31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу.

  —  (32)Тут вода!  —  поёжилась Лоскутикова возмущённо.

(33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.

  —  (35)Это и есть белые лебеди?!  —  усмехнулась Лоскутикова.

  —  (36)Самые настоящие,  —  погордился Серый.

  —  (37)Да они у тебя не белые, а грязные. (38)Фу, а пахнет-то как!

 (39)И Лоскутикова, перебежав на каблучках воду, выскочила из подвала. (40)Серый стоял, недоумённо глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза её небесной радости…

(По В.А. Бахревскому*)


7. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  По «многоречивым предметам» Сергею учиться было трудновато.

2)  Лоскутикова осталась равнодушна к тяжёлой жизни лебедей в зимний период.

3)  Серый всегда недолюбливал Лоскутикову за то, что она хорошо училась.

4)  Сергей и Наталья Лоскутикова учились в седьмом классе.

5)  Девочка, так много знающая о жизни животных, осталась безучастной к судьбе птиц.


8. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Они выскочили из школы, забежали за угол.

2)  О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет.

3)  Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную.

4)  Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда.

5)  А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости.


9. Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову СУМРАК (предложение 33). Напишите этот синоним.







Контрольная работа по русскому языку 9 класс

Вариант 2


Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из двух частей, которые включают 9 заданий, предполагающих проведение различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям является слово (несколько слов) или цифра (последовательность цифр).

Задания части 2 выполняются на основе текста.

На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 45 минут.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Часть 1

Ответами к заданиям 1–9 являются слово (несколько слов) или цифра (последовательность цифр).

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст

(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало  — десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


1)  особенность поражала (предложение 1)

2)  может быть (предложение 2)

3)  считают (предложение 3)

4)  возможно (предложение 4)

5)  излучение представляют (предложение 5)


2. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Музей льна и берёсты в Костроме (1) один из тех музеев (2) которые можно найти только в таких старых городах. Примечательно (3) что берёста и лён кажутся не слишком родственными материалами (4) но (5) если вспомнить (6) что наши далёкие предки носили в основном льняную одежду (7) а лапти долго были на Руси единственным общедоступным видом лёгкой обуви (8) становится понятно (9) почему лён и берёста соседствуют в одном музее.


3. Синтаксический анализ сложного предложения.

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Я понял, что поэзия была вовсе не то, что считалось поэзией, а чаще всего была именно то, что никак не считалось поэзией. (2)Мне не надо было её разыскивать, откуда-то выковыривать. (3) Она была тут, рядом, вся на виду, она сразу попадала в руки  — стоило лишь внутренне ощутить её поэзией. (4) И это внутреннее ощущение жизни как поэзии теперь безраздельно владело мною.

(5)Лишь потому, что я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии  — в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться.


4. Синтаксический анализ сложного предложения.

Укажите вариант ответа, в котором дано верное объяснение постановки тире в предложении.

Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

  1. Первая часть указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

  2. Содержание первой части противопоставляется содержанию второй части.

  3. Вторая часть имеет значение следствия, результата.

  4. Вторая часть имеет значение пояснения.


5. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «доказывать с упрямством», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.


6. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ВЫЧИТАНИЕ  — правописание чередующейся гласной в корне не определяется правилом (является исключением).

2)  НИЗКИЙ (забор)  — в качественном имени прилагательном, которое может иметь краткую форму, пишется суффикс -К-.

3) ВКЛЮЧЁННЫЙ  — в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.

4)  (отнюдь НЕ) ЗАБОТЛИВЫЙ  — причастие с зависимым словом пишется с НЕ раздельно.

5)  РАЗЪЯСНИТЬ  — буква Ъ пишется в корне слова для обозначения твёрдости предшествующего согласного звука.




Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 7 – 9

(1)Андрюша Рудаков был крепким и смелым мальчиком. (2)Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.

(3)Рядом с Андрюшей за партой сидела маленькая худенькая девочка Ася. (4)То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, – с этим Андрюша никак не мог примириться. (5)Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

 (6)Очень неприятно было Андрюше сидеть с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. (7)Поэтому он однажды принёс

в стеклянной банке большого паука. (8)Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

 (9)С этого и началось… (10)Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы совершенно не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков.

 (11)Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:

 – (12)Я ведь не зря принёс паука. (13)Я хотел приучить Асю ничего не бояться, а она опять испугалась.

 – (14)Что ж, я верю тебе, – сказала Анна Сергеевна. – (15)Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю. (16)Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. (17)Мальчика звали Вова, а девочку – Аня. (18)Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. (19)А шла уже вторая четверть. (20)И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на санках», но Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! (21)Над нами будет хохотать вся школа...» (22)Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» (23)С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на санках Аню. (24)Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. (25)К весне Аня поправилась и смогла вместе со всеми ребятами перейти в следующий класс. (26)На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.

 – (27)А кем? – нетерпеливо спросил Андрюша.

 – (28)Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. (29)Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. (30)А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.

 (31)Андрюша опустил глаза. (32)Так просидел он за своей партой долго. (33)Он живо представлял саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.

 (34)Наутро Андрюша, конечно же, стоял у крыльца дома, где жила Ася. (35)Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой.

 – (36)Доброе утро, – сказал Андрюша Асиной бабушке.

 (37)Потом поздоровался с Асей.

 – (38)Если хочешь, Ася, пойдём в школу вместе.

 (39)Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. (40)Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. (41)Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:

 – (42)С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной: он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.

 – (43)Да, – тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.

 (44)И они пошли вместе. (45)Они шли мимо незнакомых собак

и шипящих гусей, не уступили дорогу бодливому козлу-задире. (46)И Асе не было страшно.

 (По Е.А. Пермяку) 


7. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Андрюша принёс в школу паука, чтобы избавиться от Аси, напугав её.

2)  Ася сначала испугалась предложения Андрюши пойти в школу вместе.

3)  Андрюша был сыном известного лётчика боялся, что его постыдный поступок навредит репутации отца.

4)  Андрюша после истории с пауком испугался, что учительница его накажет.

5)  Учительница рассказала Андрюше историю о себе и мальчике Вове, чтобы показать на примере, что Андрюша может помочь Асе.


8. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива,  — с этим Андрюша никак не мог примириться.

2)  Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»

3)  Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

4)  Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.

5)  Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.


9. Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову ИСТОРИЯ (предложение 15). Напишите этот синоним.






Ответы

Вариант 1

  1. 12

  2. 23489

  3. 3

  4. 4

  5. Посуда из глины

  6. 24

  7. 125

  8. 34

  9. Темнота/темноте




Вариант 2

  1. 14

  2. 23456789

  3. 5

  4. 2

  5. Доказывать упрямо/упрямо доказывать

  6. 23

  7. 125

  8. 15

  9. Рассказ



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ (9 класс)

Автор: Заварыкина Галина Юрьевна

Дата: 21.05.2023

Номер свидетельства: 632008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Тестовые контрольные работы по русскому языку для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(63) "tiestovyie-kontrol-nyie-raboty-po-russkomu-iazyku-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "141614"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1418143516"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Работа с контрольно-измерительными материалами в формате подготовки к ОГЭ по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(97) "rabota-s-kontrol-no-izmieritiel-nymi-matierialami-v-formatie-podghotovki-k-oge-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "341991"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1472758428"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Работа с контрольно-измерительными материалами в формате подготовки к ОГЭ по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(99) "rabota-s-kontrol-no-izmieritiel-nymi-matierialami-v-formatie-podghotovki-k-oge-po-russkomu-iazyku-1"
    ["file_id"] => string(6) "341992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1472758435"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Работа с контрольно-измерительными материалами в формате подготовки к ОГЭ по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(99) "rabota-s-kontrol-no-izmieritiel-nymi-matierialami-v-formatie-podghotovki-k-oge-po-russkomu-iazyku-2"
    ["file_id"] => string(6) "341993"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1472758442"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Контрольный тест по русскому языку в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "kontrol-nyi-tiest-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "106346"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403000193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства