kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольный тест по теме "Лексикология и фразеология" для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные тесты можно использовать в качестве контроля по теме "Лексика и фразеология".Также  отработка данного задания пригодится учащимся при выполнении задания 26 ЕГЭ по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольный тест по теме "Лексикология и фразеология" для 10 класса»

Контрольный тест по теме  «Лексикология и фразеология» 10класс    Вариант 1

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?

  1. В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.

  2. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.

  3. Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.

  4. Живописный лес тянется вдоль реки.

  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

  1. Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.

  2. Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.

  3. У охотников самым осторожным зверем считается шакал.

  4. Сильный ветер внезапно загудел в вышине.

  1. Отметьте предложение,  в котором допущена речевая избыточность?

  1. Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.

  2. Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.

  3. Взошло солнце и осветило всё вокруг.

  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

  1. Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.

  2. Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.

  3. Три года учёбы пролетели незаметно.

  4. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.

  1. В каком предложении ошибка  вызвана смешением  паронимов?

  1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.

  2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.

  3. Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.

  4. Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.

  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

  1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.

  2. Окна моей комнаты выходят в сад.

  3. Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.

  4. Незнакомец показался ему человеком добрым.

  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

  1. Он был бойцом не робкого десятка.

  2. Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.

  3. Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.

  4. По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.

  1. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?

  1. По щучьему велению

  2. Не всё коту масленица

  3. Спустя рукава

  4. Сматывать удочки

  1. В каком ряду слова не являются антонимами?

  1. Громкий - тихий

  2. Лидер – аутсайдер

  3. Дерзкий – безрассудный

  4. Активный – пассивный


  1. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?

  1. Синонимами

  2. Антонимами

  3. Паронимами

  4. Омонимами

  1.  В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является

  1. Эпитетом

  2. Сравнением

  3. Метафорой

  4. Олицетворением

  1.  В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?

  1. Словообразовательном

  2. Толковом

  3. Орфографическом

  4. Энциклопедическом

  1.  Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

  1. Отец узнал об этом по происшествии двух лет.

  2. Набеги кочевником привели к опустению этих земель.

  3. Крещение Руси – поворотный момент в её истории.

  4. Язык – средоточие и выражение народного духа.

  1.  Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?

  1. Верста коломенская – человек очень высокого роста

  2. Прикусить язык – испугаться

  3. Без царя в голове – не иметь ума

  4. Поставить с ног на голову – исказить факты.

  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном  (2) тумане, то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3) масляно - чёрных (4) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа, (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9) мягко – ласков, и воздух тоже (10) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.

  1.  Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?

  1. Коренной житель – коренной вопрос

  2. Человек худой – худой мир

  3. Больной заснул – больной ребёнок

  4. Спутник Марса – спутник по дороге

  5. Пачка газет – пачка балерины

  6. Звезда эстрады – звезда на небе

  1. Найдите предложения, в которых используется оксюморон?

  1. И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в  крови. (М. Лермонтов)

  2. Будь счастлива  несчастием моим. (М. Лермонтов)

  3.  Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.

  4. Мы сёла – в пепел;  грады  - в прах;  в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

Контрольный тест по теме  «Лексикология и фразеология» 10класс                                        Вариант 2

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?

  1. Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.

  2. Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.

  3. Ему вспомнились стихи, прочитанные  недавно в одном журнале.

  4. Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.

  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

  1. Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.

  2. Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.

  3. Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.

  4. И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».

  1. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?

  1. Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.

  2. Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.

  3. Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.

  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

  1. Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.

  2. Смелые побеждают – трусливые погибают.

  3. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.

  4. В окнах сверкала молния, и  стёкла дрожали от грома.

  1. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?  

  1. Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.

  2. Обед как всегда был сытным и вкусным.

  3. Царственная красота зимнего леса поразила его.

  4. Около соседского дома стояла девочка лет пяти.

  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

  1. Волны моря бились о гранитные камни набережной.

  2. Я остановился в густой тени старой сосны.

  3. Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.

  4. Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.

  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

  1. Так и ушли друзья несолоно хлебавши.

  2. Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.

  3. Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.

  4. Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.

  1. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?

  1. Душа в душу

  2. Задать перцу

  3. Во весь опор

  4. Нога за ногу

  1. В каком ряду слова не являются антонимами?

  1. Сытый – голодный

  2. Альянс – союз

  3. Типичный – уникальный

  4. Хитрый – простодушный

  1. Укажите, чем являются  слова планировка – планирование?

  1. Синонимами

  2. Антонимами

  3. Паронимами

  4. Омонимами

  1. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является

  1. Эпитетом

  2. Сравнением

  3. Метафорой

  4. Олицетворением

  1. В каком словаре можно уточнить написание слова?

  1. Словообразовательном

  2. Толковом

  3. Орфографическом

  4. Энциклопедическом

  1. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

  1. Ей нравилась его прямота и непринуждённость.

  2. Это был человек представительской внешности.

  3. Марья была искусственная мастерица

  4. В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.

  1.  Значение какого фразеологизма определено неправильно?

  1. Стоять как вкопанный – не двигаясь

  2. Бежать сломя голову – очень быстро

  3. Белая ворона – человек в белом

  4. Как снег на голову – неожиданно.

  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Мещёра – остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3) как кафедральные соборы.  Даже  старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру, - на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7) тают, стоя на месте. Сухое (8) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит.   (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

  1.  Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?

  1. Здравый, мощь, добродетель, чуждый

  2. Здоровый, мощь, зима, чужой

  3. Здравый, мочь, добродетель, чужой

  4. Здоровый, мочь, зима, чуждый

  1. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?

  1. Свеча, солнце, утюг, тулуп

  2. Корзина, кружево, зодчий, невод

  3. Ребёнок, сказка, шуба, зонтик

Ответы:

1 вариант

  1. 2

  2. 1

  3. 2

  4. 1

  5. 1

  6. 3

  7. 4

  8. 3

  9. 3

  10. 1

  11. 3

  12. 2

  13. 1, 2

  14. 2

  15.  1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, 8) эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.

  16. 2, 5

  1. 2

2 вариант

  1. 1

  2. 3

  3. 3

  4. 1

  5. 1

  6. 3

  7. 4

  8. 3

  9. 2

  10. 3

  11. 4

  12. 3

  13. 2, 3

  14. 3

  15.  1) метафора, 2) эпитет, 3) сравнение, 4) эпитет,

 5) сравнение, 6) сравнение, 7) метафора,

8) метафора,   9) гипербола, 10) сравнение,

 11) олицетворение,  12) сравнение

                         16)  1

                         17)  2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Контрольный тест по теме "Лексикология и фразеология" для 10 класса

Автор: Давыденко Марина Анатольевна

Дата: 23.09.2020

Номер свидетельства: 558282


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства