Б. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:
1) согласно приказа, 2) вопреки предсказанию,
З) река ширше пруда, 4) обратно забыл тетрадь дома?
В. Найдите неверные утверждения.
1) Предлоги делятся на производные и непроизводные.
2). Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.
З) Сочинительные союзы делятся по значению на три группы.
4) Наречие всегда относится к глаголу.
5) Частицы служат для связи слов в предложении.
Г. Укажите верные ответы в определении грамматических признаков выделенных слов:
Шли, НЕСМОТРЯ на непогоду -- деепричастие, как ТОЛЬКО утихло — наречие, В ТЕЧЕНИЕ часа — имя существительное, лежит ВДОЛЬ дороги — предлог, работать ВСЛЕПУЮ — имя прилагательное, СЫПУЧИЙ песок — имя прилагательное
Д. Найдите слово, строение которого соответствует, схеме
З) (нежданно) негаданно, 4) поступил так (же), как отец,
5) что (бы) поесть на завтрак?
Ж. В каких словосочетаниях НЕ пишется раздельно:
1) еще (не) убранные поля,
2) (не) исправленная ошибка,
З) (не) соленый суп,
4) (не) приятное впечатление,
5) вовсе (не) интересно рассказывал,
6) написал (не) аккуратно?
З. В каком предложении на месте точек пишется НЕ?
1) Как н.. старался, не мог взять высоту.
2) Куда н.. посмотри, всюду море.
З) Он н.. разу не был в Москве.
4) Петя не мог н.. приехать на торжества.
Часть З
х
А. Найдите словосочетания «прич.+сущ.»:
1) читающий книгу,
2) с развевающимися знаменами,
З) колеблющиеся ветки деревьев,
4) распустившиеся листья клена,
5) прочитанная мною,
6) не растаявший на солнце снег.
Б. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.
1) Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
2) С деревьев, окутанных легким туманом и с папоротников сыпались крупные брызги.
З) С самого утра в воздухе, не умолкая, стоял рокот моторов.
4) Подул сильный ветер, поднимая пыль по дороге.
В. Найдите сложное предложение, строение которого соответствует схеме подчинительный союз Е.
Знаки препинания не проставлены.
1) Мать посмотрела в окно девочка тоже взглянула на улицу.
2) Навещу дедушку если не летом то ранней весной.
З) Выражение не то чтобы жалости а мучительной озабоченности появилось у него на лице.
4) Всю ночь мы лежали у костра и слушали как шумит море.
Промежуточный контроль. Базовый уровень
Словосочетание
1. Укажите словосочетание, образованное по способу согласования:
а) из-за осенней мглы б) неподвижно висевшей
в) покрытое облаками г) мягкость света
2. Определите способ подчинительной связи в словосочетании отдохнуть на отмели:
а) согласование б) управление в) примыкание
3. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы одним и тем же способом связи:
а) видел листву; загорались вдали; лежал по утрам
б) особенно мягкие; ищите под берёзками; увидеть ночью
в) золотыми монетками; в дружественном государстве; падающих листьев
г) раздвинула листья; вспоминает о ней; бродил подолгу
4. Укажите словосочетание, которое соответствует данной характеристике: главное слово выражено деепричастием, зависимое – наречием, способ связи – примыкание:
а) зимой покрылась б) опустилась медленно
в) поступив по-человечески г) улыбаясь глазами
5. Определите правильный ответ:
а) невидимый работяга – (способ связи – согласование)
б) помогал всегда – (способ связи – управление)
в) люблю леса – (способ связи – примыкание)
г) защищающий родину – (способ связи – согласование)
6. Укажите словосочетание, не образованное по способу управления:
а) видел объявление б) доволен поездкой
в) полностью согласен г) портфель отца
7. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы по способу примыкания:
а) по-осеннему горько; было грустно; охвачено тишиной
б) встретить летом; бредёшь не спеша; придёт непременно
в) оттеняет синеву; говорит шёпотом; медленно светает
г) дышала теплотой; вспоминать любя; сказал шутя
8. Какими способами связи может образоваться словосочетание, в составе которого имеется глагол?
а) примыкание и согласование
б) управление и согласование
в) управление и примыкание
9. Установите соответствие:
а) способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога;
б) способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу;
в) способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
1 – примыкание; 2 – управление; 3 – согласование
10. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы разными способами связи:
а) хочу ответить; появился справа;
б) бегущая по волнам; цветущая роза;
в) лёжа на диване; отправился в школу;
г) близким друзьям; прочитанной книгой.
Повышенный уровень
1. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:
1) новая книга;
2) прочитать книгу;
3) читать громко.
2. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) любимый фильм;
2) смотреть фильм;
3) интересный роман.
3. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) большой успех;
2) успехи в работе;
3) выступить успешно.
4. Определите словосочетание со значением признака:
1) быстро бежать;
2) очень красивый;
3) весенняя пора.
5. Определите, какой частью речи выражено главное слово: темная аллея, картинная галерея, субботний вечер:
1) именем прилагательным;
2) именем существительным.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: разговаривать с друзьями, писать письма, собирать грибы.
1) глаголом;
2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: очень холодно (встречать), весьма интересно (рассказывать).
1) кратким прилагательным;
2) наречием.
8. Определите, какой частью речи выражено главное слово: по-прежнему красивый, очень умный, давно известный.
1) именем прилагательным;
2) наречием.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:
I) красивый джемпер;
2) джемпер брата;
3) связать джемпер.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существительное в В. п.:
1) украсить цветами;
2) подарить брату;
3) постелить ковер.
11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существительное в Т. п.:
1) прийти на помощь;
2) увлекаться чтением;
3) рассказать сказку.
12.Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - согласование:
1) первый ученик;
2) цветок липы;
3) дом отца.
13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - управление:
1) весенний вечер;
2) встретить друзей;
3) созревший плод.
14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - примыкание:
1) золотое кольцо;
2) учиться плавать;
3) учиться плаванию.
15. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - примыкание:
I) Чтение «Капитанской дочки» на уроках было счастливыми минутами, поэтому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь
2) Есть у Куприна одна заветная тема (Паустовский).
16. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - управление:
I) Хлынувшая вода прорвала плотину.
2) Окрестности здесь очень живописны.
17. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - согласование:
I) Слова механика показались москвичу неуважительными.
2) Семь маленьких зверьков испуганно глядят на свет.
18. Укажите синонимичные словосочетания:
1) девушка высокого роста;
2) высокорослая девушка;
3) длинноногая девушка.
19. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:
1) кафе при дороге;
I) машина на ремонте.
20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетаниигулять в парке:
1) по смыслу;
2) предлогом и окончанием;
3) окончанием.
21. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:
1) прилагательное, причастие, местоимение;
2) наречие, деепричастие.
22) Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:
1) существительное, местоимение;
2) деепричастие, наречие.
23) Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:
1) наречие, деепричастие;
2) существительное, местоимение.
24. Укажите правильное словосочетание:
1) одеть ребенка;
2)одеть пальто.
25) Употребите правильно падеж существительного при глаголе оплатить:
1) оплатить проезд;
2) оплатить за проезд.
Итоговый контроль. Базовый уровень
1. Отметьте слово, в котором пишется буква О:
1) новогодний к..рнавал; 2) фр..гмент книги; 3) смотрит искос..; 4) вопл..тить в жизнь.
2. Отметьте слово, в котором пишется буква Е:
1) стел..тся по земле; 2) побывать в Англи..; 3) находиться в сомнени..; 4) дыш..тся легко.
А7. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
Жизнь человека — это борьба с самим собой.
Вы должны пользоваться электричеством.
Малыш плакал во весь голос.
Аллея дремлет кружевная.
А8. Какое предложение является неопределенно-личным?
Там есть все.
Встаньте у окна.
Ремонтировали долго дорогу.
Спрошу у соседа.
А9. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?
Эта вещь ( ) не новинка.
Геннадий ( ) был квадратным парнем.
Умный глупому ( ) не товарищ.
Самая изменчивая часть языка ( ) словарь.
А10. Укажите предложение, в котором на месте пропуска должна стоять только одна запятая (знаки препинания не расставлены).
Горный поток шумел и пенился.
Не только много танцевали но и пели.
Ехать надо было на собаках или оленях.
И под звездами балканскими вспоминаем неспроста ярославские да брянские да смоленские леса.
А11. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
Еще с рассвета люди из ближних сел несли на базар: овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед.
Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу — нигде никого не было.
Где бы вы ни бывали: в городе или в деревне, в вагоне поезда или на палубе речного парохода, на севере или на юге нашей страны — всюду прислушивайтесь к русскому языку.
Брусника, клюква, костяника — все эти ягоды поспевают осенью.
А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Изучая иностранный язык,
1)возникают трудности разного характера.
многое зависит от памяти.
мне не хватало знания грамматики родного языка.
не пренебрегайте произношением.
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дорога (1) поворачивающая вправо (2) шла через большое поле (3) засеянное яровыми.
1)1, 2, 3
2)1, 2
3)1, 3
1
А14. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
Солнце стояло уже высоко когда мы вышли в дорогу.
Солнце рядовая но близко расположенная к нам звезда.
Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
А15. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
В поэме Гоголя «Мертвые души» дается сатирическое описание губернского общества.
Многие из путешествующих, кто был на русском Севере, стремится приехать сюда еще раз.
Вследствие ранних заморозков камыш и осока покрылись причудливыми ледяными наростами.
На картине И. Фирсова «Юный живописец» изображена домашняя мастерская художника.
Прочитайте текст и выполните задании А16, В1-В7.
(1)Дождь шел вечером, дождь шел всю ночь, тихий, прямой, упрямый. (2)0н пригасил отчетливую хаотичность пейзажа — будто смазал свежие краски на картине, пригасил пресный кубизм нового московского района и, кроме того, окутал бережной дымкой сентиментальности стиснутый новыми домами обреченный островок подмосковной
деревни — кучку маленьких домиков, старых яблонь, беззащитных крылечек, веревок с бельем...
(З)Осторожно постукивая по железным подоконникам больших домов и кровлям маленьких, дождь опустил на все вокруг серый туманный заслон. (4)Капли дождя, падая с листа на листве, с яблока на яблоко, проходили, как в фонтане Бахчисарая, каждая свой особенный путь, оживляя, трогая на мгновение ступени своего пути — всю клавиатуру дерева, лист за листом. (5)Люди засыпали в этот воскресный вечер в том мире покоя, уюта, защищенности, что создает вкрадчивыми шепот дождя в саду, тихое прикосновение его к кровлям.
(По Н. Ватолиной)
А16. Определите стиль и тип речи данного текста.
публицистический, повествование
художественный, описание
художественный, повествование
публицистический, описание
ЧАСТЬ 2
В1. Замените слово СМАЗАЛ из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 3-5 выпишите относительное местоимение.
ВЗ. Замените словосочетание ОСТОРОЖНО ПОСТУКИВАЯ (предложение 3), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В4. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
В5. Среди предложений 3-5 найдите предложение со сравнительным оборотом, напишите его номер.
В6. Среди предложений 3-5 найдите предложе-ние(-я) с однородными членами. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.
Капли дождя,( 1) падая с листа на листве,(2) с яблока на яблоко,(3) проходили,(4) как в фонтане Бахчисарая,(5) каждая свой особенный путъ,(6) оживляя,(7) трогая на мгновение ступени своего пути — всю клавиатуру дерева,(8) лист за листом.
ЧАСТЬ 3
Выполните одно задание (на выбор).
С1. Напишите о функциях глаголов в этом тексте.
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.
Приведите не менее двух примеров из прочитанного текста, иллюстрирующих функции глаголов.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите о вашем отношении к дождю. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.