Просмотр содержимого документа
«Экзаменационные билеты по русскому языку»
Экзаменационные билеты по русскому языку для 9-го класса Билет 1 1. Рассказать о гласных и согласных звуках русского языка. 2. Произвести разбор слов по составу. Придвигающее Диалектальные Убедительностей Антимагнитное 3. Монолог «Любимый литературный герой».
Билет 2 1. Рассказать о делении согласных по мягкости-твердости, звонкости-глухости. 2. Из предложения выписать имена существительные, определить: род, склонение, падеж; произвести синтаксический разбор предложения. В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходящие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, - в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзоый мальчик со скрипкой, был незапертый книжный шкаф, и в нем тяжелые тома вымершего иллюстрированного журнала. (В. Набоков). 3. Монолог «Что ты знаешь о своей национальной кухне».
Билет 3 1. Что изучает фонетика? 2. В словосочетаниях объясните способ связи. Деревянный домик, водить за нос, птичьи трели. 3. Монолог «Природа родного края».
Билет 4 1. Рассказать об однозначных и многозначных словах. 2. Вставьте и объясните пропущенные буквы. Вод..провод, земл...трясение, железн...дорожный, син...глазый, тре..метровый, четыре...этажный, п...ятилетка, т...ргов...-промышленный, немецк...-русский, вагон...ремон...ный, литературно-худож...ственное, зол...тисто-ж...лтый, пепел...но-серый, бутыл...чно-зеленый, лимон...о-ж...лтый, изж..лт...-красный 3. Монолог «Человек и его здоровье».
Билет 5 1. Рассказать о способах связи слов в словосочетаниях. 2. Из предложения выписать возможные словосочетания, определить способ связи слов. Произвести синтаксический разбор. Швейцар, вышедший в этот момент из дверей ресторанной вешалки во двор покурить, затоптал папиросу и двинулся было к привидению с явной целью преградить ему доступ в ресторан, но почему-то не сделал этого и остановился, глуповато улыбаясь. 3. Монолог «Моя семья».
Билет 6 1. Рассказать о строении словосочетаний. Назвать у словосочетаний признаки сходства и различия с предложением. 2. Произвести синтаксический разбор предложения. Швейцар, вышедший в этот момент из дверей ресторанной вешалки во двор покурить, затоптал папиросу и двинулся было к привидению с явной целью преградить ему доступ в ресторан, но почему-то не сделал этого и остановился, глуповато улыбаясь 3. Монолог «Выбор профессии».
Билет 7 1. Дать определение синонимов и антонимов. 2. Расставьте в предложениях пропущенные знаки препинания. Оглянувшись он увидел костер на высоком берегу дрожал словно переменчивый золотой куст стволы кедров в его свете переливались красновато-темным золотом. Забьется сюда заяц-русак или тетерев или хитрая лисица или другая живность и замрет затаится затем задремлет под вой метели. Только позавчера после пересадки с поезда на самолет внутренней линии она прибыла в сибирский этот городок, старинный купеческий с современными громкоговорителями на улицах усыпанных пожелтевшей хвоей и в один день получив назначение не найдя в себе смелости расспросить о новом месте плыла теперь в геологическую партию с совершенно незнакомыми людьми. 3. Монолог «Наш город».
Билет 8 1. Дать определение прямой речи. 2. Рассказать о знаках препинания в предложениях с прямой речью. 1. Маленькая девочка бежала и кричала: — Не видали маму? (М. Горький). 2. Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?» 3. Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский). 4. Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» (Лермонтов). Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Лермонтов). Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!» (Лермонтов). 3. Монолог «Я и мое увлечение».
Билет 9 1. Рассказать об односоставных и двухсоставных предложениях. 2. Произвести синтаксический разбор предложений. Нам сегодня не задали домашнего задания, потому что мы с классом поехали в театр. 3. Монолог «Наурыз». Билет 10 1. Рассказать об имени существительном как о части речи. Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? 2. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, определить вид придаточного предложения. Редко в жизни случается так что уже с юношеских лет ясна предстоящая дорога. Чаще всего выбор профе..ии результат влияния семьи учителей соседа имеющего авторитет старшего друга. С их помощью молодой человек делает важнейший шаг в жизн(..). Почему важнейший? Понаблюдав за близкими (не) трудно убеди(т, ть)ся что наиболее счастливы те кто любит свою работу кто наш..л место в жизн(..). Именно потому выбор профе..ии огромная ответстве..ость и того кто вступает в самостоятельную жизнь и тех кто помогает ему в этом. Радость труда (по) моему заключается не столько в престиже и звании сколько в чувстве профе..иональной гордости постоянном удовлетворении работой. А это удовлетворение может пр..нести любой труд который человеку по душе. 3. Монолог «Мой город». Билет 11 1. Рассказать о глаголе как о части речи. 2. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, определить вид сложного предложения. Почему важнейший? Понаблюдав за близкими (не) трудно убеди(т, ть)ся что наиболее счастливы те кто любит свою работу кто наш..л место в жизн(..). Именно потому выбор профе..ии огромная ответстве..ость и того кто вступает в самостоятельную жизнь и тех кто помогает ему в этом. Радость труда (по) моему заключается не столько в престиже и звании сколько в чувстве профе..иональной гордости постоянном удовлетворении работой. А это удовлетворение может пр..нести любой труд который человеку по душе. 3. Монолог «Мой любимый праздник».
Билет 12 1. Рассказать о прилагательном как о части речи. 2. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, составь схему предложения. Кажд..е ремесло имеет свой аромат. Шорники пахнут сыр..мятиной, уг..льщики березовым дымком, овч...нники овечьей шерстью, рогожники душ..стой мочалой, богомазы олифой, бондари да колесники дубовой стружкой, гончары да кирпичники – просых..ющей глиной, корзинщики – горькой ивой, про смолокуров с дегтярниками и говорить нечего. 3. Монолог «Как мне видится будущее моей Республики». Билет 13 1. Рассказать об имени числительном как о части речи. 2. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, определить вид придаточного предложения. Радость труда (по) моему заключается не столько в престиже и звании сколько в чувстве профе..иональной гордости постоянном удовлетворении работой. А это удовлетворение может пр..нести любой труд который человеку по душе. Бесспорно каждому хочется интересной работы. Но даже и внешне казалось бы однообразный труд может стать интересным если вид..шь цель ради которой работаешь если эта цель важна и дорога если знаешь что приносишь пользу людям. 3. Монолог «Моя школа».
Билет 14 1. Рассказать о видах предложения по цели высказывания. 2. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, произвести морфологический разбор выделенного глагола. Желт... ...т все опушки желтеет пруд а зел...ные лягушки всё ещё песенку поют. На траве на был...нах и на с..ломинах блестели бесчисл...нные нити осенней паутины. Ветер дул из ст...пей и вертел по лужам сухие листья ор...шника. 3. Монолог «Что я знаю о своей школе».
Билет 15 1. Рассказать об отличие сложного предложения от простого. 2. Подобрать к словам, однокоренные слова, произвести разбор слов по составу. Летать, учить, переживать, убежать. 3. Монолог «Книга, о которой я хочу рассказать». Билет 16 1. Дать определение сложноподчиненного предложения. Назвать его отличительные признаки, общие со сложносочиненным предложением. 2. Вставить пропушенные орфограммы и пуктограммы, произвести морфологический разбор выделеного имени существительного. Радость труда (по) моему заключается не столько в престиже и звании сколько в чувстве профе..иональной гордости постоянном удовлетворении работой. А это удовлетворение может пр..нести любой труд который человеку по душе. Бесспорно каждому хочется интересной работы. Но даже и внешне казалось бы однообразный труд может стать интересным если вид..шь цель ради которой работаешь если эта цель важна и дорога если знаешь что приносишь пользу людям. 3. Монолог «День Независимости Казахстана».
Билет 17 1. Дать определение сложносочиненного предложения. Назвать его отличительные признаки и признаки общие со сложноподчиненным предложением. 2. Вставить пропушенные орфограммы и пунктограммы, произвести морфологичский разбор выделенного имени существительного. Радость труда (по) моему заключается не столько в престиже и звании сколько в чувстве профе..иональной гордости постоянном удовлетворении работой. А это удовлетворение может пр..нести любой труд который человеку по душе. Бесспорно каждому хочется интересной работы. Но даже и внешне казалось бы однообразный труд может стать интересным если вид..шь цель ради которой работаешь если эта цель важна и дорога если знаешь что приносишь пользу людям. 3. Монолог «Мое любимое заниятие».
Билет 18 1. Рассказать о местоимении как о части речи. 2. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, обьяснить постановку знаков препинания. Бесспорно каждому хочется интересной работы. Но даже и внешне казалось бы однообразный труд может стать интересным если вид..шь цель ради которой работаешь если эта цель важна и дорога если знаешь что приносишь пользу людям. 3. Монолог «Мы и мода».
Билет 19 1. Рассказать об употреблении составного глагольного сказуемого. 2. Рассказать о фразеологизмах, объяснить значение фразеологизмов. Водить за нос, душа ушла в пятки, только пятки сверкают. 3. Монолог «Мой аул».
Билет 20 1. Рассказать об употреблении составного именного сказуемого. 2. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, подчеркнуть главные члены предложения. Желт... ...т все опушки желтеет пруд а зел...ные лягушки всё ещё песенку поют. На траве на был...нах и на с..ломинах блестели бесчисл...нные нити осенней паутины. Ветер дул из ст...пей и вертел по лужам сухие листья ор...шника 3. Монолог «Улицы моего города».
Билет 21 1. Рассказать о выражении подлежащего разными частями речи. 2. Объяснит правописание –тся, -ться в словосочетаниях. Купаться на озере, купается в купальнике, улыбаться счастливо, улыбается другу, одеваться модно, одевается тепло. 3. Монолог «Мой Павлодар» (из истории города).
Билет 22 1. Рассказать о сложноподчиненных предложения с придаточным изъяснительными. 2. В указанных словах вставит пропущенные буквы, объяснить и правописание. Мо......юск, а.......аратура, бюлл...тень, сурр...гат, ...мягчить, трех...ярусный, сам...свал 3. Монолог «Первый Президент Казахстана – Н.Назарбаев».
Билет 23 1. Рассказать о сложноподчиненных предложения с придаточным определительными. 2. Объясните правописание приставок в словах. Приходить, преградить, изыскать, преспокойный, смягчить, скупщик. 3. Монолог «Славные сыны Отечества».
Билет 24 1. Рассказать об односоставных предложениях. 2. Определить виды предложения. Береза роняет лимонные листья, осина – красные с черными блестящими пятнами, ива – зеленовато-желтые. Одиннадцать гор, напоминающих подводные вулканы, обнаружено в районе северо-восточной Атлантики, в тропической зоне океана. У растений есть свои вкусы, свои привычки. 3. Монолог «Времена года». Билет 25 1. Дать определение дополнению. 2. Произвести синтаксический разбор предложений. Нам сегодня не задали домашнего задания, потому что мы с классом поехали в театр 3. Монолог «Книга – верный друг и помощник».