Просмотр содержимого документа
«Экзаменационный материал»
Экзаменационная работа за курс 7 класса.
КАПИТАН БОМБАРДИРСКОЙ РОТЫ.
(1)Русская армия шла к Нарве. Тра-та-та, тра-та-та! — выбивали походную дробь полковые барабаны. (2)Шли войска через старинные русские города Новгород и Псков, шли с барабанным боем, с песнями. (3)Стояла сухая осень. (4)И вдруг хлынули дожди. (5)Пооблетали листья с деревьев. (6)Размыло дороги». (7) Начались холода.(8) Идут солдаты по размытым дождем дорогам, тонут по колена солдатские ноги в грязи. (9)Трудно солдатамв походе. (10)На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка. (11)Продавило одно из колес гнилое бревно, провалилось по самую ось. (12)Кричат солдаты на лошадей, бьют кнутами. (13)Кони за долгую дорогу отощали — кожа да кости. (14)Напрягаются лошаденки изо всех сил, а пользы никакой — пушки ни с места. (15)Сгрудились у моста солдаты, обступили пушку, пытаются на руках вытащить.
— Вперед! — кричит один.
— Назад! — командует другой.
(16)Шумят солдаты, спорят, а дело вперед не движется. (17)Бегает вокруг пушки сержант. (18)Что бы придумать, не знает. (19)Вдруг смотрят солдаты — несется по дороге резной возок. (20)Подскакали сытые кони к мосту, остановились. (21)Вылез из возка офицер. (22)Взглянули солдаты — капитан бомбардирской роты.(23) Рост у капитана громадный, метра два, лицо круглое, глаза большие, на губе, словно наклеенные, черные, как смоль, усы. (24)Испугались солдаты, вытянули руки по швам, замерли.
(25)— Плохи дела, братцы, — произнес капитан.
(26)— Так точно, бомбардир-капитан! — гаркнули в ответ солдаты.
(27)Ну, думают, сейчас капитан ругаться начнет. (28)Так и есть. (29)Подошел капитан к пушке, осмотрел мост.
(32)— Так-то воинское добро бережешь! — набросился капитан на сержанта. — Дорогу не смотришь, коней не жалеешь!
(34)— Да я... да мы... — заговорил было сержант.
(35)Но капитан не стал слушать, развернулсяи ударил сержанта по шее! (36)Потом подошел опять к пушке, снял нарядный с красными отворотами кафтан и полез под колеса. (37)Поднатужился капитан, подхватил богатырским плечом пушку. (38) Солдаты даже крякнули от удивления. (39)Подбежали, навалились. (40)Дрогнула пушка, вышло колесо из пролома, стало на ровное место.
(41)Расправил капитан плечи, улыбнулся, крикнул солдатам:
— Благодарствую, братцы!
(42)Похлопал сержанта по плечу, сел в возок и поскакал дальше. (43)Разинули солдаты рты, смотрят капитану вслед.
(44)— Ну и дела! — произнес сержант. (45)А вскоре солдат догнал генерал с офицерами.
(46)— Эй, служивые, — закричал генерал, — тут государев возок не проезжал?
(47)— Нет, — ответили солдаты, — тут только и проезжал бомбардирский капитан.
(48)— Бомбардирский капитан? — спросил генерал.
(49)— Так точно! — отвечали солдаты.
(50)— Да какой же это капитан? Это сам государь Петр Алексеевич! (По С. Алексееву)
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.
A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему солдаты разинули рты и смотрели капитану вслед?»
1) Капитан их отругал за то, что не могли вытащить пушку.
2) Капитан сам вытащил пушку из грязи.
3) Капитан не обратил внимания на проблемы солдат и поскакал дальше.
4)Капитан помог солдатам вытащить пушку и поблагодарил солдат.
A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дрогнула» (предложение 40 ).
В4.Среди предложений 2 – 8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. ________________
В5. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении._______________________
Подбежали,(1) навалились. Дрогнула пушка, (2)вышло колесо из пролома,(3) стало на ровное место. Расправил капитан плечи, (4)улыбнулся,(5) крикнул солдатам:
— Благодарствую,(6) братцы!
Похлопал сержанта по плечу,(7) сел в возок и поскакал дальше.
В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 40. Ответ запишите цифрой._______________________
B7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.________________________________
Шумят солдаты, (1)спорят,(2) а дело вперед не движется. Бегает вокруг пушки сержант. Что бы придумать,(3) не знает. Вдруг смотрят солдаты — несется по дороге резной возок. Подскакали сытые кони к мосту,(4) остановились
B8. Сколько деепричастий в следующем предложении? Ответ запишите цифрой.(Знаки препинания не расставлены) _______
У меня не выходит из головы Иван Львович в ту минуту когда провожая нас он говорил прощальную речь и вдруг замолчал сжав зубы и осмотревшись с какой-то беспомощной улыбкой.
В9. В каком предложении определение, выраженное причастным оборотом, стоит перед определяемым словом. (Знаки препинания не расставлены).
Теперь я засмотрелся на мальчишку подметающего улицу.
Синеющий на горизонте лес виднелся вдали.
На горе стоял монастырь весь обсаженный высокими липами.