Экзаменационный материал по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"
Экзаменационный материал по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"
Экзаменационный материал представлен как одно из оценочных средств уровня освоения умений и знаний студентов учебных заведений среднего профессионального образования при проведении промежуточной аттестации учебной дисциплины "Русский язык и культура речи".
Материал билетов включает все теоретические вопросы зв курс учебной дисциплины и практические задания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экзаменационный материал по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи" »
Экзаменационный материал по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»
Второй курс – третий семестр
Билет № 1
1. Ответьте на вопросы:
1. Понятие о литературном языке.
2. Принципы русской орфографии.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: новорожденный, афера, бытие, опека.
2. Запишите числа словами:
Высота Останкинской башни с антенной равна 540 м 74 см
3. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
а) согласно (распоряжение, приказ, указание, решение);
б) по (истечение) срока, по (приезд) в город.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Бракованный – браковочный; изделия – станок.
С браком, с изъяном/ относящийся к браковке, т.е. расценивание чего-либо как брак.
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
В 1931 г. инженеры соорудили линейный ускоритель.
Билет № 2
1. Ответьте на вопросы:
1. Словари русского языка. Словарная статья.
2. Принципы русской пунктуации. Роль пунктуации в письменном общении.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: квартал, ходатайство, премировать, задолго.
2. Запишите числа словами:
Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
а) Нельзя всех мерить под одну гребенку.
б) Еще совсем недавно ему пели фимиамы.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Скрытый – скрытный; особа – волнение.
Спрятанный/сдержанный, не выдающий замыслов, мыслей
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Самолет подвержен действию стужи и тепла.
Билет № 3
1. Ответьте на вопросы:
1. Понятие культуры речи. Основные свойства хорошей речи.
2. Типы речи в русском языке. Описание.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: путепровод, углубить, баловать, хвоя.
2. Запишите числа словами:
Расстояние в 1375 километров, 45 (градусный) мороз, 5437 (-ой) посетитель.
3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:
а) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.
б) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и других.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Встать – стать; за прилавок – с места.
Принять стоячее положение, подняться на ноги/ приступить к какой-либо работе, занятию.
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
С оттепелью придут для нас главные заботы.
Билет № 4
1. Ответьте на вопросы:
1. Лексика как наука. Лексическое значение слова.
2. Типы речи в русском языке. Повествование.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: обеспечение, приобретение, оптовая (цена), вероисповедание.
2. Запишите числа словами:
Прибытие поезда с 358 экскурсантами ожидается в 13 часов 45 минут.
3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:
а) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.
б) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Освоить – усвоить; технология – урок.
Поняв, запомнить как следует/овладеть чем-либо
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Кровля выполнена очень плохо.
Билет № 5
1. Ответьте на вопросы:
1. Происхождение слов.
2. Орфография. Понятие орфограммы и виды орфограмм.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: валовой (доход), эксперт, танцовщица, завидно.
2. Замените выделенные словосочетания сложными прилагательными: ложа в 2яруса, дом в 3 этажа, перерыв в 11 минут, шарф длиной 1,5 метра.
3. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
а) вопреки (предсказание, совет, уговор)
б) по (прибытие) на метро, по (окончание) школы.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Духовный – душевный; человек – мир.
Добрый, чуткий, отзывчивый /относящийся к духу, связанный с мироощущением человека.
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Это возможно только на основе всемерной механизации работ.
Билет № 6
1. Ответьте на вопросы:
1. Употребление слов: активный и пассивный словарь.
На 76 параллели, делегаты из 64 стран, городок с 384 тысячами жителей.
3. Образуйте форму 3 лица настоящего времени от глаголов: колыхать, мурлыкать, плескать, сыпать, капать
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Артистичный – артистический; судьба – поведение
Отличающийся артистизмом, художественным вкусом./ предназначенный для артиста; свойственный артисту
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Осадчук – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно.
Билет № 7
1. Ответьте на вопросы:
1. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
2.Функциональные стили русского языка. Художественный стиль.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: приговор, принудить, столяр, диспансер.
а) Факты говорят за возможность использования резервов.
б) Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Бережный – бережливый; человек – отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Пример:
Бракованный – браковочный; изделия – станок
С браком, с изъяном/относящийся к браковке, т.е. расценивание чего-либо как брак.
Бракованные изделия – браковочный станок.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных работ.
Билет № 8
1. Ответьте на вопросы:
1. Лексические нормы.
2. Пунктуация и интонация.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: сосредоточение, нефтепровод, жизнеобеспечение, издревле.
2. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже:
а) благодаря (выступление, успех, знание)
б) по (окончание) техникума, по (истечение) срока.
3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:
а) Доносившийся шум моря снизу говорил о покое.
б) Верный Пугачев своему обещанию приближался к Оренбургу.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Комфортный – комфортабельный; квартира – обстановка Удобный, уютный, с комфортом/наиболее благоприятный для нормальной жизнедеятельности организма
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Комбайн исчез в логу, возник далеко, на другом конце поля, потом развернулся и пошел быстро в нашу сторону
Билет № 9
1. Ответьте на вопросы:
1. Лексические ошибки и их исправление.
2. Синтаксическая синонимия.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: сегмент, каталог, менеджмент, без умолку.
2. Раскройте скобки, определите род имен существительных:
а) Друг пьет только (черный) кофе. б) В зале сидит (компетентный) жюри.
в) Чтобы крыша не текла, ее нужно покрыть (толь).
3. Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа: ампер, блюдце, брелок, будни, грамм.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Могущественный – могучий; плечи – влияние Мощный, крепкий, сильный/обладающий могуществом.
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение.
Билет № 10
1. Ответьте на вопросы:
1. Изобразительно-выразительные возможности лексики: синонимы, антонимы, омонимы.
2. Предложение как основная синтаксическая единица.
Я не нашла в магазинах ни (апельсин), ни (помидоры), ни (баклажан), зато купила 6 (килограмм) (слива) и 5 (килограмм) (яблок).
3. Поставьте существительные в форме родительного падежа множественного числа: бюллетень, комментарий, полотенце, селенье, солдат.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Нетерпимый – нестерпимый; отношение – духота Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости/ превышающий терпение, с трудом переносимый.
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Сизумлениеммы узнавали свою группу крови.
Билет № 11
1. Ответьте на вопросы:
1. Словообразование как наука. Состав слова. Морфемный разбор слова.
2. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: валовой, газопровод, еретик, намерение.
2. Раскройте скобки, определите род существительных:
а) Голову моют (шампунь).
б) На окна повесили (красивый) тюль.
в) У окна стоит (черный) рояль.
3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:
Созданный роман молодым автором вызвал споры.
Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Дельный – деловитый; предложение – походка
Толковый и серьёзный, предприимчивый/ серьёзный, заслуживающий внимания.
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы многих рабочих переквалифицироваться.
2. Фразеология. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: досуг, жалюзи, иначе, намерение.
2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в словосочетаниях: две единственные дочери, сломать стеклянную вазу, ужасно удобная обувь, страшно красивое платье. Исправьте ошибки.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
а) Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное.
б) Не стоит почивать на достигнутом.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
1. Поставьте ударение в словах: агент, ампер, апартаменты, некролог.
2. Запишите цифры словами:
В книге 487 страниц. Она иллюстрирована 234 рисунками и снабжена 29 чертежами.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
а) Как бык на новые ворота.
б) В этом движении важную скрипку играют демократы.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Это препятствие нелегко одолеть.
Билет № 14
1. Ответьте на вопросы:
1. Функциональные стили русского языка. Научный стиль.
2. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: приговор, пуловер, ржаветь, таможня.
2. От данных существительных образуйте глаголы и страдательные причастия прошедшего времени: ксерокопия, норма, пломба, премия.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:
а) Издалека были видны плывущие бревна по воде.
б) Читая эту книгу, мне открылось много интересного.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Демократичный – демократический; строй – окружение
Свойственный, характерный для кого-либо/ основанный на принципах Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
В комнате, где пребываетбольшая группа людей, не знающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их.
Билет № 15
1. Ответьте на вопросы:
1. Характеристика функциональных стилей речи.
2. Нормативное употребление форм слова
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: статуя, убранство, уведомить, развитой.
2. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа
а) В комнате стояло пять (кресло).
б) (Ружьё) в доме никогда не держали.
в) Без (туфля) по горячему асфальту идти было трудно.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота:
а) Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
б) Лежащий портфель на столе принадлежит нашему преподавателю
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Болотный – болотистый; запах – местность
Напоминающий цветом/ свойственный, характерный
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Профессия летчика требует упорства, мужества, решимости.
Билет № 16
1. Ответьте на вопросы:
1. Текст, его строение. Типы текста.
2. Словосочетание. Классификация словосочетаний по главному слову и зависимому слову.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: упрочение, феномен, ходатайство, христианин.
2. Употребите подходящие по смыслу глаголы-паронимы «надеть» и «одеть».
а) Зима …дела землю снегом.
б) На мебель были …деты чехлы.
в) Мать …дела ребенка.
3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота:
а) Приехав домой, больному стало значительно лучше.
б) Устав после занятий, мне не читалось.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Гуманный – гуманитарный; отношение – проблема
Связанный с научными дисциплинами/ проникнутый уважением к человеческой личности
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения. В совей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.
Билет № 17
1. Ответьте на вопросы:
1. Имя прилагательное, грамматические признаки.
2. Речевой этикет. Формулы речевого этикета.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: упростить, мизерный, языковая (колбаса), намерение.
2. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа
а) Бабушка с дедом любили пить чай с (блюдце).
б) (Сумерки) я немного боюсь: везде чудятся чудовища.
в) Без (грабли) в поле в эту пору делать нечего.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
а) Веселое лицо при плохой игре.
б) Игра не стоит денег
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Злой – злостный; умысел – нарушитель
Преисполненный чувства вражды, недоброжелательности/ часто нарушающий правила
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.
Билет № 18
1. Ответьте на вопросы:
1. Имя числительное, грамматические признаки.
2. Фонема. Понятие фонемы. Ударение, особенности русского ударения.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: баловать, баржа, бармен, газопровод.
2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в предложениях:
а) В Калининграде отмечено подорожание цен на молочные продукты.
б) Зал Филармонии едва смог вместить необъятное количество гостей.
Исправьте ошибки.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
а) Он работал целый день, от зари до вечера.
б) Все решили, что ребенок родился в сорочке.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.
Билет № 19
1. Ответьте на вопросы:
1. Местоимение и наречие, грамматические признаки.
2. Лексика. Слово и его лексическое значение.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: наотмашь, ракушка, звонит, коклюш.
2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в предложениях:
а) Команда спортсменов обречена на победу.
б) В этом разговоре он допустил сильную ошибку.
Исправьте ошибки.
3. Определите, с какими существительными сочетаются глаголы «представить» – «предоста-вить»: квартира, отпуск, справка, факты.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Красочный – красящий; вещество – язык
Отличающийся яркостью/ содержащий в себе краску
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения. Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их возможности.
Билет № 20
1. Ответьте на вопросы:
1. Глагол, грамматические признаки.
2. Фразеология. Фразеологические единицы русского языка.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: жалюзи, иконопись, предложить, торты.
2. Запишите цифры словами:
3128 пассажирами, город с 256 тысячами жителей.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:
а) По степи лошади шли медленно, густо заросшей травой.
б) Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Житейский – жизненный; мелочи – драма
Обыденный/ связанный с жизнью
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.
Билет № 21
1. Ответьте на вопросы:
1.Причастие и деепричастие, грамматические признаки.
2. Язык и речь. Основные единицы языка.
2. Выполните практические задания:
1.Поставьте ударение в словах: подростковый, озвучение, сетчатый, инсульт
2. Запишите числа словами:
Высота Останкинской башни со стальной антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам.
3. Исправьте предложения, заменив слова, употребленные в неправильном значении, на правильные.
а) Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина.
б) Из этой семьи вышла целая плеяда прекрасных животноводов.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Дождевой – дождливый; утро – поток
Свойственный, характерный/ отличающийся обилием
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения. В процессе теснения резина сохраняет высокую твердость и при этом обеспечивает высокое удельное давление, что дает возможность получить высокое качество декоративного слоя на пластиках.
Билет № 22
1. Ответьте на вопросы:
1. Морфология как наука. Самостоятельные и служебные части речи.
2. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в данных словах: воздухопровод, закупорить, дремота, флюорография.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Поток зрителей на этой выставке до сих пор не скудеет.
Билет № 23
1. Ответьте на вопросы:
1. Морфологические нормы.
2. Выразительные возможности русского синтаксиса.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в данных словах: идеолог, зубчатый, наискось, проторённый.
2. Поставьте числительные и существительные в нужную форму.
а) Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко), 5 (галета) и не более (полтора литра) воды.
б) (Три, трое) котят уже открыли глаза.
в) (Пять, пятеро) актрис нашего театра приняли участие в международном конкурсе балета.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
а) Героиня повести живет на черте бедности.
б) У него по душе кошка пробежала.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Будничный – будний; день – одежда
Свойственный, характерный/ повседневный, обыденный; ничем не примечательный, однообраз-ный.
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Нередко можно увидеть человека, неосмотрительно пренебрегающего законами уличного движения.
Билет № 24
1. Ответьте на вопросы:
1. Синтаксис как наука. Основные синтаксические единицы.
2. Знаки препинания, их роль в тексте.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: донельзя, гербовый, досыта, озлобленный.
2. Определите, нарушена ли лексическая сочетаемость в предложениях:
а) Скоропостижный отъезд генерального директора взволновал всех.
6) Футболисты нашего клуба, хотя и ушли с поля без голов, показали отличную игру.
Исправьте ошибки.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:
а) В этих местах не только нога человека, но и журналиста не побывала.
б) Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно.
Билет № 25
1. Ответьте на вопросы:
1. Способы связи слов в словосочетании.
2. Фонетические средства речевой выразительности.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: воспроизведение, аноним, пиццерия, тошнота.
2. Согласуйте несклоняемые существительные с определениями. Определите род существитель-ных.
а) увлекательн … шоу
б) форменн … галифе
в) экстренн … коммюнике
3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота:
а) Прочитав эту пьесу, в моем представлении все герои разделились на две группы.
б) Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Высокий – высотный; номер – положение
Свойственный, характерный/ важный, ответственный.
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.
Билет № 26
1. Ответьте на вопросы:
1. Простое предложение.
2. Использование в речи пословиц, поговорок, крылатых выражений.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: ненадолго, клеить, щавель, туфля.
2. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль.
Словарь ... (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, ... (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он ... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, ... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может ... (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для ... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов:
а) Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на кабана.
б) Это легче пареной репы.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Военный – воинский; завод – звание
Свойственный, подобающий/ связанный с чем-л..
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Писатель извлекает своих героев из самой действительности.
Билет № 27
1. Ответьте на вопросы:
1. Сложное предложение.
2. Правила оформления служебных документов.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: начать, пустошь, сливовый, умерший.
2. Запишите числа словами:
3128 пассажирами, город с 250 тысячами жителей.
3. Исправьте речевые ошибки в данных предложениях.
а) Первая премьера этого балета состоялась на сцене Мариинского театра.
б) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Глиняный – глинистый; грунт – очаг Имеющий большое содержание, цвет/ сделанный, состоящий
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно.
Билет № 28
1. Ответьте на вопросы:
1. Синтаксические нормы.
2. Функциональные стили русского языка. Публицистический стиль.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: вчистую, вогнутый, кремень, каучук.
2. Запишите числа словами:
Расстояние в 1568 километров, 28 (градусный) мороз, 345 (-ый) посетитель.
3. Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов:
а) Мчались лошади казаков, покрытых пеной
б) У него было раскрасневшееся лицо от мороза
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Свойственный, характерный, принадлежащий/ очень сильный; чрезвычайный
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий.
Билет № 29
1. Ответьте на вопросы:
1. Понятие о языковой норме.
2. Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: апокалипсис, евангелие, наговор, принять.
валовой (доход), эксперт, танцовщица, завидно.
2. Запишите числа словами:
На 58 параллели, делегаты из 38 стран, городок с 473 тысячами жителей.
3. Поставьте слова, заключенные в скобки, в нужном падеже
а) Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации.
б) Время доказало превосходство этого способа (другие).
в) Победить команде помогло превосходство (техника).
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Информационный – информативный; технологии – доклад
Содержащий, насыщенный/ свойственный, характерный
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения.
Билет № 30
1. Ответьте на вопросы:
1. Имя существительное, грамматические признаки.
2. Функциональные стили русского языка. Разговорный стиль.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в данных словах: взаперти, маркетинг, мельком, клеить.
2. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль.
Человек ... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им ... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он ... (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он ... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает.
3. Поставьте слова, заключенные в скобки, в нужном падеже
а) Проект заслуживает (одобрение). Новый руководитель быстро заслужил (уважение).
б) В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозначено изменение (направление).
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Поступок – проступок; досадный – достойный Намеренное действие человека/ нарушающий какие-л. нормы, правила поведения.
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Мимолетное нахождение денежных средств в банке приводит к усложнению документации.
Билет № 31
1. Ответьте на вопросы:
1. Словосочетания, их структура и виды.
2. Качества хорошей речи.
2. Выполните практические задания:
1. Поставьте ударение в словах: взаперти, маркетинг, мельком, клеить.
2. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы.
а) Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем …., умен, чем …., чаще энергичен, чем ..., и наоборот
б) Спят и богатые, и ..., и мудрые, и ..., и добрые, и ...
3. Исправьте речевые ошибки в данных предложениях.
а) Впереди лидирует гонщик под номером З.
б) Когда играет «Спартак», на трибунах стадиона всегда полный кворум.
4. Объясните различия между приведёнными паронимами, используя данные определения. Со-ставьте словосочетания с данными словами (паронимы записывайте по порядку).
Вековой – вечный; дуб – традиции
Живущий, существующий очень долго/ бесконечный во времени; неизменный, постоянный.
Пример:
Бережный - бережливый; человек - отношение.
Заботливый и осторожный/ экономный, расчётливый.
Бережный - заботливый и осторожный.
Бережливый - экономный, расчётливый.
Бережное отношение; бережливый человек.
5. Подберите более точный синоним к выделенному слову; исправьте предложение.
Не секрет, что молодые преподавателя ощущают большие затруднения в работе с родителями.