Дидактический материал по русскому языку для обучающихся 5 классов
Дидактический материал по русскому языку для обучающихся 5 классов
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в качестве индивидуальной работы с обучающимися, а также для комплескного повторения по основным разделам за курс 5 класса. Задания составлены таким образом, что можно одновременно проверить как практические навыки, так и теоретические.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Спиши, подчеркни безударные е и и в окончаниях глаголов, обозначь спряжение.
Заунывный ветер гон_т
Стаю туч на край н_бес,
Ель надломленная стон_т,
Глухо шепч_т тёмный лес.
На ручей р_бой и пёстрый,
За л_стком лет_т л_сток,
И струёй, сухой и острой,
Набега_т холодок.
(Н. А. Некрасов)
№ 2.Проспрягайте глаголы просить, вырастать, вырасти и сказать. Объясните выбор букв е и и в окончаниях глаголов, пользуясь материалом таблицы " Два спряжения глагола "
№ 3. Все глаголы из стихотворения запишите в неопределённой форме и в 3-м лице ед. ч. Укажите их спряжение.
Образец: работать (1 спр.)-работает.
№ 4.Рассмотрите таблицу личных окончаний глаголов, затем проспрягайте глаголы веду, пою, говорю, молчу. Какое правило помогла вам вспомнить эта таблица ?
-ешь-
-ет-
-ем-
-ут(-ют)
-ете-
-ишь-
-
-ит-
-им-
-ат ( -ят)
-ите-
№5. Прочитайте. Какие глагольные формы использованы в тексте для выражения побуждения к действию? Спишите, обозначая вид глагола.
Советы юным велосипедистам.
Езде на велос_педе учитесь на ровной площадк_ в сторон_ от уличного дв_жения.
Научитесь самостоятельно с_диться на в_лосипед. Постав(?)те прав_ю педаль (в)верх и чуть (в)перёд, встан(?)те слева от в_лосипеда. Когда буд_те держаться за руль, перенесите правую ногу через седло и опустите её на педаль.
Не д_ржаться слишком сильно за руль! См_треть метров на пять-шесть (в)перёд, встан(?)те слева от велосипеда.
№6 Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте части слов, в которых пропущены буквы.
Какими членами предложения являются выделенные слова?
Составьте простой план, используя вопросительные предложения.
Корни дерева служ..т ему две службы. Они корм..т п..тают дерево пищ..й, которую сосут из земли. Они прикр..пляют дерево к матер..-земле и служ..т ему опорой против бурь и непогод. Отнимите у дерева его корни, и оно умрёт.
Ствол дерева служ..т ему также две службы. Он н..сёт на себе сучья с ветвями листьями и пл..дами и в то же время провод..т к ним пищу из земли.
Сучья и ветви н..сут на себе листья цветы и пл..ды и перед..ют те соки, которые получают через ствол от корней.
(Д.Н. Кайгородов)
№7 Если у глагола безударное личное окончание, нужно:
поставить глагол в неопределённой форме, например: строите - строить;
№12 ы или и? Письменно объясните условия употребления этих букв (см. образец в рамке). Какие способы использованы при образовании этих слов? В каком значении взято слово искусственный при образовании выделенного слова?
Спиши, расставляя пропущенные запятые и раскрывая скобки, обозначающие различные цвета.
Дорога пошла веселее. (Бело) розовую гречиху см..няло голубое озеро льна с белыми берёзами на берегу голубизне на смену шло (густо) розовое, красное, почти мохнатое буйство клевера.
№14ктант. Укажите разряды местоимений. Объясните условия
выбора ни нн в суффиксах прилагательных.
1. Какой (нибудь) (не) большой подарок, с кем (нибудь) пос..
ветоваться, на кожа..ом (темно) коричнев..м перепет.., на внутр..-
ей сторон.. крышк.., чья (то) стари..ая вышивка, (бледно) розовая
с-.лфетка для телевизион,.го столика, какие (либо) комнатные
р..стения, шерст-.ая пряжа для в..зания, (не)сложные контуры
рисунка для вышивания, деревя..ый и кост..ой крюч..к, (ни) чего
(ни) у кого (не)ок-.залось, (не)чем отблагодарить за вн..мание.
Пят..сот семьдесят восемь рублей шестьдесят семь копеек.
№15. Слитно или через дефис?
Обозначьте условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных (см. образец в рамке на с. 117). • К какому разряду
№19. Озоглавьте таблицу и заполните её словами ц..ркуль, р..стут, н..деть, (с,з_длать), д..вать, про(с,з)ьба, сл..жить, трос(?)ник, ло(ж, ш)ка, ра(З, с)жечь, ч..рный, брош..ра, яс(?)ный, ни(з, с)кий, тру(б, п)ка, по(д, т)януться, п..пасть, н..дрез. Обозначьте в них условия выбора букв на месте пропуска. Над какими видами орфограмм вы работали? Добавьте по 2-3 своих примера в каждую графу.
Орфограммы - гласные и согласные буквы в приставках
Орфограммы - буквы в корне
гласные
согласные
Повтори:
№20. Гласные и согласные в суффиксах глаголов
а) ед.ч., 1-е л.:
-ываю
-иваю
-ую
-юю
инфин., прош.вр.
-ыва
-ива
-ова
-ева
б) /\ ть - /\ л; /\ вш; /\ в;
в) на -ать, -ять = -ан(н), -ян(н),
в остальных - -ен(н)
Гласные и согласные в суффиксах существительных, прилагательных.
г) д
з + чик
т
с
смазчик (смазать);
перебезчик (перебежать);
д) француз + ск - французский
ик; ключик
ключик
е) Род. п. Им.п.
замочка ек; замочек
№20.б) Повтори Ключик (в род. п. - ключика); дождик, кирпичик.
Замочек (в род. п. - замочка); кружочек, мешочек, пушочек.
Образец. Кто умеет (что делать?) веселиться, того горе (что делает?) боится.
Правдой мир держи ся
Чес..ный правды (не)бои..ся
Нечем хвали..ся, если из рук все валится
Станешь лени..ся - будешь в хвосте волочи..ся
Учи..ся никогда не поздно.
Хорошо труди..ся - хлеб уроди..ся.
№24 -Ться или тся? Спишите, подчеркните глаголы с -ться.
Кто хочет от жизни толку доби(ть, т)ся тот (ни)чего (не)боит(ть, т)ся. Не надо хвали(ть, т)ся, если не зна..шь, как хлеб роди(ть, т)ся. С умным разговори(ть, т)ся, что меду напи(ть, т)ся. Грамот.. учи(ть, т)ся - всегда пригоди(ть, т)ся.
№25. Прочитайте, укажите, где глаголы в неопределённой форме служат обстоятельствами цели, где - дополнениями, а где - частью составного глагольного сказуемого.
Володя начал учи(т, ть)ся. Мы вышли из душной комнаты на крыльцо освежи(ть, т)ся. Тренер предложил спортсменам яви(ть, т)ся на тренировку утром. Мы решили всем классом прийти на субботник.
Повтори:
№26. НЕ и НИ с наречиями и местоимениями
а) некто, никто, нечего, ничего;
б) некогда, никогда;
в) ни у кого, не с кем.
№26.а.Ничего, никому, никто, ничто.
Графически обозначь орфограмму.
Кешка очень любил маму, слушается и н..(за) что на свете не огорчил бы её (н..)чем, даже самой малостью.
Пока Артёмка бежал до станции, он (н..)чего не слышал, (н..)кого не видел.
Допустили (н..)сколько ошибок;
не сомневался (н..) в (чем).
№26.б. Никогда, никуда, нисколько.
В левый столбик запиши наречия с приставкой не-, а в правый - с приставкой ни-, обозначая в них условия выбора букв е и и.
С выделенными словами составь предложения с однородными членами и с обобщающим словом.