kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактический материал по русскому языку для обучающихся 5 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в качестве индивидуальной работы с обучающимися, а также для комплескного повторения по основным разделам за курс 5 класса. Задания составлены таким образом, что можно одновременно проверить как практические навыки, так и теоретические.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку для обучающихся 5 классов»















Карточки - тренажёры










Повтори:

1.Спряжение глаголов.


1 спряжение

2спряжение

Все остальные глаголы +

Брить, стелить.

Глаголы с безударными личными окончаниями на – ить

+ 11 гл.: 7 на – еть и 4 на – ать:

Гнать, держать,

Дышать, обидеть,

Слышать, видеть

И зависеть,

И ещё терпеть, вертеть,

Ненавидеть и смотреть.

,

Выполни упражнения:

1. Просится ( на – ить, 2 спр.); прокатит, видит, дышит ( искл. ).

Спиши, подчеркни безударные е и и в окончаниях глаголов, обозначь спряжение.

Заунывный ветер гон_т

Стаю туч на край н_бес,

Ель надломленная стон_т,

Глухо шепч_т тёмный лес.


На ручей р_бой и пёстрый,

За л_стком лет_т л_сток,

И струёй, сухой и острой,

Набега_т холодок.

(Н. А. Некрасов)

2.Проспрягайте глаголы просить, вырастать, вырасти и сказать. Объясните выбор букв е и и в окончаниях глаголов, пользуясь материалом таблицы " Два спряжения глагола "

2 спряжение

1 спряжение


1) Все на –ить, ( кроме брить, стелить );

2) 7 на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;

3) 4 на –ать: держать, слышать, дышать, гнать.

Все

остальные

глаголы



3. Все глаголы из стихотворения запишите в неопределённой форме и в 3-м лице ед. ч. Укажите их спряжение.

Образец: работать (1 спр.)-работает.

4. Рассмотрите таблицу личных окончаний глаголов, затем проспрягайте глаголы веду, пою, говорю, молчу. Какое правило помогла вам вспомнить эта таблица ?

-ешь-



-ет-


-ем-

-ут(-ют)

-ете-



-ишь-

-

-ит-


-им-

-ат ( -ят)

-ите-




5. Прочитайте. Какие глагольные формы использованы в тексте для выражения побуждения к действию? Спишите, обозначая вид глагола.


Советы юным велосипедистам.

Езде на велос_педе учитесь на ровной площадк_ в сторон_ от уличного дв_жения.

Научитесь самостоятельно с_диться на в_лосипед. Постав(?)те прав_ю педаль (в)верх и чуть (в)перёд, встан(?)те слева от в_лосипеда. Когда буд_те держаться за руль, перенесите правую ногу через седло и опустите её на педаль.

Не д_ржаться слишком сильно за руль! См_треть метров на пять-шесть (в)перёд, встан(?)те слева от велосипеда.

6 Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте части слов, в которых пропущены буквы.

  • Какими членами предложения являются выделенные слова?

  • Составьте простой план, используя вопросительные предложения.

Корни дерева служ..т ему две службы. Они корм..т п..тают дерево пищ..й, которую сосут из земли. Они прикр..пляют дерево к матер..-земле и служ..т ему опорой против бурь и непогод. Отнимите у дерева его корни, и оно умрёт.

Ствол дерева служ..т ему также две службы. Он н..сёт на себе сучья с ветвями листьями и пл..дами и в то же время провод..т к ним пищу из земли.

Сучья и ветви н..сут на себе листья цветы и пл..ды и перед..ют те соки, которые получают через ствол от корней.

(Д.Н. Кайгородов)

№7 Если у глагола безударное личное окончание, нужно:

  1. поставить глагол в неопределённой форме, например: строите - строить;

  2. определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко 2 спряжению относятся:

а) все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);

б) 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть:

в) 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.

Все остальные глаголы (на -еть, ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к 1 спряжению.

Борется (бороться) - 1спр.

Зависит (зависеть) - 2спр., искл.


8 Способ применения правила:

  1. Ход..м - образуя неопределённую форму: ходить. Глагол на -ить, значит, он 2 спр., нужно в окончании писать и - ходим.

  2. Увид..шь - образуя неопределённую форму: увидеть, глагол-исключение, 2 спр., нужно писать и- увидишь

9 Определите спряжение глаголов, поставьте их в 1-м лице мн. числа.

Образец. Тревожиться (на -ить, 2 спр.) - тревожимся.

Ходить, обидеть, доверять, полоть, терпеть, задержать, сеять, отпилить, бороться, ездить, стелить.







Повтори:

10 ы и и после приставок


Приставка на согласную + ы: подыграть (играть);

исключения: сверх, меж; сверхинтересный;

после иноязычных приставок: контригра, дезинформация.



№11. Подыграть (играть); возыметь, безысходный, безымянный.

Запиши несколько однокоренных слов с данными приставками, обозначая условия выбора букв ы и и после приставок.

Без-, пред-, из-, об-, сверх-, под-,

искать, играть, изобразительный, искусственный, идущий, имя, идейный.



№12 ы или и? Письменно объясните условия употребления этих букв (см. образец в рамке). Какие способы использованы при образовании этих слов? В каком значении взято слово искусственный при образовании выделенного слова?

Раз_скивать, без_идейный, с_играть, сверх_нициативный, без_сходный, пред_дущий, под_тожить,сверх_нтересный, небез_нтересный, без_скусный, без_скуственный, небез_звестный, под_тоживать.




















Повтори:

№13 Дефисное написание


а) кое-кто, кто-нибудь, чей-либо, как-то;

б) во-первых, по-моему;

в) светло-голубой, юго-восточный;

г) кисло-сладкий (=и кислый и сладкий);

д) все-таки, возьми-ка.


13а. Повтори: Кому-либо, что-либо, кто-либо.

Запиши исправленные варианты предложений. Подчеркни неопределённые местоимения

  1. Я хочу сказать вам кое(чего).

  2. Я принёс вам чего (то).

  3. Чего (нибудь) придумаем. Кто (то) из женщин вошла сюда


13б. Во-первых, во-вторых, в-третьих, в-пятых.

Графически объясни диаграмму.

(Кое) как, (по) товарищески, (в) третьих, где (нибудь), (кое) когда, (по) своему, (в) десятых, (по) зимнему, куда (то), куда (либо), (по) дружески, куда (нибудь), (по) лисьи, откуда (то), (кое) где, (в) седьмых, (по) прежнему, где (либо).


13г. Опять-таки, взял-таки, принеси-ка, все-таки.

Составь предложения, употребив частицы - таки, -ка.


13 д. Кисло-сладкий (и кислый и сладкий); англо-французский, шахматно-шашечный, журнально-газетное.

Раскрыв скобки, запиши сложные прилагательные. Опираясь на графическое объяснение орфограмм, докажи правильность написания.

(Вагоно) ремонтный, (бледно) голубой, (северо) западный, (народно) хозяйственный, (Восточно) Европейская равнина, (юго) восточный.


13в. Светло-голубой (оттенки цвета); тускло-стальной, зелёно-золотистый, темно-голубой.

Спиши, расставляя пропущенные запятые и раскрывая скобки, обозначающие различные цвета.

Дорога пошла веселее. (Бело) розовую гречиху см..няло голубое озеро льна с белыми берёзами на берегу голубизне на смену шло (густо) розовое, красное, почти мохнатое буйство клевера.



14ктант. Укажите разряды местоимений. Объясните условия

выбора ни нн в суффиксах прилагательных.

1. Какой (нибудь) (не) большой подарок, с кем (нибудь) пос..

ветоваться, на кожа..ом (темно) коричнев..м перепет.., на внутр..-

ей сторон.. крышк.., чья (то) стари..ая вышивка, (бледно) розовая

с-.лфетка для телевизион,.го столика, какие (либо) комнатные

р..стения, шерст-.ая пряжа для в..зания, (не)сложные контуры

рисунка для вышивания, деревя..ый и кост..ой крюч..к, (ни) чего

(ни) у кого (не)ок-.залось, (не)чем отблагодарить за вн..мание.

  1. Пят..сот семьдесят восемь рублей шестьдесят семь копеек.

15. Слитно или через дефис?

Обозначьте условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных (см. образец в рамке на с. 117). • К какому разряду

относятся эти прилагательные?

(Сельско) хозяйственный, (физико) математический, (русско)-

английский, (стале)литейный, (средне)вековый, (туго) плавкий,

(зеленовато) серый, (десяти) этажный, (паровозе) ремонтный,

(юго) восточный, (изжелта) красный, (трёх) метровый, (садово)-

огородный, (рельсо)прокатный, (севере)западный, (сорока)-

километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлоп—

чато) бумажный, (двух) комнатный, (чугу но) литейный.

16.Спишите, раскрывая скобки и обозначая условия выбора слитных

и дефисных написаний слов.

Юго (запад), кое (что), севере (западный), светло (синий),

древне (русский), железо (бетонный), кто (нибудь), кое (с) чем, сине (зелёный), вагоно (ремонтный), почтово (телеграфный), сельско (хозяйственный), изжелта (зелёный).


Повтори:

16. Склонение числительных


а) 11-19: р., д., пр. п. - и;

б) от 5 до 20 и 30: и., в.п. - на конце ь;

в) 50-80, 500-900: и., в.п. - в середине ь.


16б. Повтори : Шесть: десять, двадцать, восемь.

Запиши словами данные ниже числа.

11, 16, 17, 25, 38, 159, 738.

№16.в. Пятьдесят, пятьсот, восемьсот, семьдесят.

Запиши словами числа.

Графически обозначь орфограмму.

60, 80, 600, 900, 650, 780, 570, 980.





























Повтори:

17. О и А на конце наречий.


а) сухо (от сухой - без приставки);

б) досрочно (от досрочный);

в) из, до, с - а (досуга);

г) в, на, за - о (влево).


17б. Повтори :Издалека, изредка, докрасна, беседовать, издавна.

Подбери и запиши однокоренные наречия с до-, из-, с- и суффиксами -о, -и, -а, ставя в них ударение.

  1. Белый, красный, поздний, полный, синий, черный, чистый.

  2. Давний, далекий, редкий.

  3. Горячий, левый, правый, новый.

№17.б. Влево, вправо, налево, направо.

Обозначь условия выбора орфограмм.

Наскор, набел, начен.., затемн.., слаженн..,

Василиса Егоровна приняла нас запрост..и радушн... .


























Повтори:

№18. Согласные в корнях

а) просьба (просить), поздний (опоздать), ужасный (ужасен).

б) футбол, коммуна.

18.а. Повтори :Просьба (просить), молотьба, резкий, лёгкий.

Ужасный (ужасен), чудесный, интересный, вкусный.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.

Ги..кий, ро..кий, ло..кий, сли..ки, ко..та, подви.., овра.., гла..кий, жи..кий, подру..ка, поду..ка, сала..ки, про..ба.

Не..ность, вку..ный, окре..ность, опы..ный, ле..ница, чуде..ный, тро..ник, интере..ный, че..ный.

18.б. Вокзал.

Проверь себя по орфографическому словарю.

Рю..зак, мета..., ми..ион, ми..нард, те..аха, ко..еспондент, коми..ия, кла..ный, те..ис.


19. Озоглавьте таблицу и заполните её словами ц..ркуль, р..стут, н..деть, (с,з_длать), д..вать, про(с,з)ьба, сл..жить, трос(?)ник, ло(ж, ш)ка, ра(З, с)жечь, ч..рный, брош..ра, яс(?)ный, ни(з, с)кий, тру(б, п)ка, по(д, т)януться, п..пасть, н..дрез. Обозначьте в них условия выбора букв на месте пропуска. Над какими видами орфограмм вы работали? Добавьте по 2-3 своих примера в каждую графу.




Орфограммы - гласные и согласные буквы в приставках

Орфограммы - буквы в корне

гласные

согласные




















Повтори:

20. Гласные и согласные в суффиксах глаголов

а) ед.ч., 1-е л.:

-ываю

-иваю

-ую

-юю

инфин., прош.вр.

-ыва

-ива

-ова

-ева


б) /\ ть - /\ л; /\ вш; /\ в;

в) на -ать, -ять = -ан(н), -ян(н),

в остальных - -ен(н)

Гласные и согласные в суффиксах существительных, прилагательных.

г) д

з + чик

т

с


смазчик (смазать);

перебезчик (перебежать);

д) француз + ск - французский




ик; ключик

ключик

е) Род. п. Им.п.

замочка ек; замочек



20.б) Повтори Ключик (в род. п. - ключика); дождик, кирпичик.

Замочек (в род. п. - замочка); кружочек, мешочек, пушочек.

Перепиши, вставляя пропущенные буквы.

Дружоч..к, лещ..к, кусоч..к, кузнеч..к, бубенч..к, сверточ..к, цветоч..к.

Овраж..к, человеч..к, кошелёч..к, уголеч..к, следоч..к, огурч..к.


20.в. Повтори Грузчик (грузить); приказчик, ракетчик, переписчик.

Графически обозначь орфограмму.

Великолепный рассказ..ик, умелый паяль..ик, талантливый свар..ик, отважный развед..ик.

Возможно, что немцы оставили здесь своих автомат..иков.


20.г. Повтори :Полученный (получить; не на -ать, -ять);

застреленный, отвинченный, удостоенный.

Графически объясни орфограмму.

Обещ..нный отдых, засе..нное поле, сожж..нное письмо, застрел..нная птица, услыш..нный ответ, нарисов..нный портрет, отправл..нная корреспонденция, собра--нный урожай, скош..нная трава, выращ..нный колхозниками, задерж..нный пограничниками.


20.д Повтори: Замесил (замесить), заверил, зашил, засеял (засеять).

Замесив (замесить), заверив, зашив, засеяв.

Образуй глаголы, причастия и деепричастия прошедшего времени.

Взрастить, вклеить, нанести, затеять, обидеть, рассеять, взлелеять.



20 е Повтори

Повтори :Советовал (советую); участвовать, беседовать.


Объясни графически орфограмму

Опазд_вал, расчит_вал, чувств_вал, досад_вал, переспраш_вал,

подсказ_вал.

























Повтори:

№21. Написание слов с ПОЛ-


л: пол-листа

пол + гласи.: пол-апельсина, пол-яблока

загл.: пол-Байкала

В остальных случаях слитно: полмесяца, полгода.


22. Пол..урока (гласн.); пол..игры, пол..апельсина, пол..аршина.

Графически объясни орфограмму.

Начертить (полу)круг, найти на карте (полу) остров, занять (пол)листа, (пол)часа, (пол)Москвы.

В полу..дреме Гек надел валенки, добрался до стога и сел под окном на табуретке.































Повтори:

23. -ться и -тся в глаголах


Что делать? (ть)

инфинитив

-ться (учиться)

Что делает? (т)

3 л., ед.ч. (мн.ч)

-тся (учится)

Трудиться (что делать?); улыбаться, держаться, гнуться

Трудится (что делает?); улыбается, держится, гнётся.

Спиши, поставь вопросы к глаголам на -ться и тся.

Образец. Кто умеет (что делать?) веселиться, того горе (что делает?) боится.

  1. Правдой мир держи ся

  2. Чес..ный правды (не)бои..ся

  3. Нечем хвали..ся, если из рук все валится

  4. Станешь лени..ся - будешь в хвосте волочи..ся

  5. Учи..ся никогда не поздно.

  6. Хорошо труди..ся - хлеб уроди..ся.


24 -Ться или тся? Спишите, подчеркните глаголы с -ться.

Кто хочет от жизни толку доби(ть, т)ся тот (ни)чего (не)боит(ть, т)ся. Не надо хвали(ть, т)ся, если не зна..шь, как хлеб роди(ть, т)ся. С умным разговори(ть, т)ся, что меду напи(ть, т)ся. Грамот.. учи(ть, т)ся - всегда пригоди(ть, т)ся.

25. Прочитайте, укажите, где глаголы в неопределённой форме служат обстоятельствами цели, где - дополнениями, а где - частью составного глагольного сказуемого.

Володя начал учи(т, ть)ся. Мы вышли из душной комнаты на крыльцо освежи(ть, т)ся. Тренер предложил спортсменам яви(ть, т)ся на тренировку утром. Мы решили всем классом прийти на субботник.












Повтори:

26. НЕ и НИ с наречиями и местоимениями


а) некто, никто, нечего, ничего;

б) некогда, никогда;

в) ни у кого, не с кем.


26.а. Ничего, никому, никто, ничто.

Графически обозначь орфограмму.

Кешка очень любил маму, слушается и н..(за) что на свете не огорчил бы её (н..)чем, даже самой малостью.

Пока Артёмка бежал до станции, он (н..)чего не слышал, (н..)кого не видел.

Допустили (н..)сколько ошибок;

не сомневался (н..) в (чем).


26.б. Никогда, никуда, нисколько.

В левый столбик запиши наречия с приставкой не-, а в правый - с приставкой ни-, обозначая в них условия выбора букв е и и.

  • С выделенными словами составь предложения с однородными членами и с обобщающим словом.

Н..куда, н..куда; н..где, н..где, н..как; н..откуда, н..откуда; н..чуть; н..мало, н..сколько.


26в Повтори: Ни у кого, не с кем, ни с кем.

Н_откуда, н_чем, н_какой, н_чуть, н_куда, н_кого, н_чего, н_как, н_чем, н_откуда, н_кий, н_сколько, н_кем, н_ким, н_куда, н_кого, н_чего, н (о)чём, н (о) чем

















Повтори:

27. НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на _о (-Ё)


Слитно

Без не: а) не употребляется

б) есть синоним

Раздельно:

а) есть союз а (противопоставление)

б) есть слова: совсем не, далеко не, вовсе не, нисколько не, ничуть не.


27 а. Неправда (ложь), (не) брежность, (не) вежда, (не) вежество, (не) вежливость, (не) везение, (не) урожай, (не) ряшливость, (не) совершенство, (не) достаток, (не)приязнь, (не) расположение.


27 б.

Повтори: Не..синее, а серое; не..лёгкий, а трудный; не..сложное, а простое.

Объясни графически орфограмму.

(НЕ) одушевлённые существительные, (не) полные прилагательные, а краткие; (не) слитное, а раздельное написание; (не) ярким небом



27 в Повтори: Невнимательно (рассеянно), недоверчиво, недорого, небыстро.

(Не) правдиво, а лживо; (не) обоснованно; (не) дружелюбно, а враждебно; (не)дружелюбно.

(не) состоятельно, (не)жданно; (не)убедительно; (не)отвязно, (не)однократно; (не)лепо; (не)назойливо; (не)уклюже.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактический материал по русскому языку для обучающихся 5 классов

Автор: Сухова Ольга Викторовна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Дидактический материал по русскому языку для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(58) "didaktichieskii-matierial-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "136969"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417244719"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". "
    ["seo_title"] => string(57) "fakul-tativ-po-russkomu-iazyku-siekriety-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "244951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446036002"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "В.В.Бабайцева "Рабочая программа по русскому языку в 6 классе" (углублённое изучение) "
    ["seo_title"] => string(94) "v-v-babaitsieva-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-ughlublionnoie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412778481"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастный оборот. Повторение и обобщение» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastnyi-oborot-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416246074"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ С КАЗАХСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ.Тема: Урок развития речи. Обучающее изложение. "
    ["seo_title"] => string(123) "urok-russkogo-iazyka-v-4-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia-tiema-urok-razvitiia-riechi-obuchaiushchieie-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "140557"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417967601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства