Просмотр содержимого документа
«Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕСОХРАНЕНИЕ
НА УРОКАХ РУСКОГО ЯЗЫКА
Внимание к здоровью обучающихся возрастает год от года. Если раньше забота о здоровье детей ложилась на плечи врачей и родителей, то в настоящее время учитель может и должен сделать всё для сохранения здоровья учащихся.
Замечательно, когда учитель, преподающий тот или иной предмет в определённом классе, является при этом классным руководителем этого класса. Такое сочетание открывает широкие возможности для педагога.
Я преподаю русский язык и литературу в 6 классе и, являясь классным руководителем этого же класса, имею возможность в целях определения уровня напряженности, тревожности, беспокойности, ухудшения здоровья учащихся в течении учебного года вместе с психологом школы проводить их анкетирование и диагностирование, что, в свою очередь, помогает скорректировать работу по здоровьесбережению не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках. Примерами таких диагностик являются:
«Тест — анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения своего здоровья», «Анкета напряжённости», «Тест – анкета ориентировочной оценки риска нарушения здоровья учащегося», «Тест — анкета для ориентировочной оценки сколиоза, нарушения осанки у школьника» (1.стр. 2
Русский язык и литература самые серьёзные и сложные предметы. Учащимся приходится много читать и писать, поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Важная составляющая часть здоровьесберегающей работы — рациональная организация процесса обучения. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- объём учебной нагрузки;
- нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- занятия активно-двигательного характера.
Чтобы реализовать здоровьесбережение в педагогической деятельности, я применяю самые простые, но эффективные приёмы:
- влажную уборку класса (перед уроком, после уроков);
- физкультминутки (которые психологи рекомендуют проводить, находясь в хорошем настроении, демонстрируя такт и высокую двигательную культуру, красиво демонстрируя детям упражнения, сочетая движения с музыкальным ритмом);
- гимнастику для глаз.
Варианты гимнастики для глаз:
1. Пальминг. Сесть прямо. Прикрыть глаза ладошками так, чтобы не было щёлочек, опустить веки, сосчитать до двадцати, убрать ладошки, открыть глаза.
2. Письмо носом. Представить, что нос — ручка, которой можно написать. В воздухе написать носом своё имя, имя соседа, название месяца, название любимого блюда.
3. Часики. Широко открытыми глазами водим по часовой стрелке (3,6,9,12)
- сбор тетрадей с последней парты на первую( ученик, сидящий впереди, может повернуться для сбора тетрадей к ученику, сидящему сзади);
- работу в парах смешанного состава (ребята перемещаются по классу);
- работу по цепочке у доски;
- любование картиной с пейзажем и обсуждение того, что ребята видят на картине.
- строгорегламентированное использование ИКТ на уроках.
Помогают мне в работе и некоторые технологии:
- личностно- ориентированные, где в центре образовательной системы личность ребёнка, которая обеспечивает комфортные условия её развития и реализации природных возможностей;
- педагогика сотрудничества, создающая условия для сохранения и укрепления здоровья не только ученика, но и учителя;
- технология уровневой дифференциации обучения, позволяющая выстраивать уроки с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.
Во избежание усталости учащихся, я стараюсь как можно чаще производить смену видов деятельности: чередую устную и письменную речь, включаю в уроки игровые моменты, использую карточки с творческими заданиями. Смена видов деятельности способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху детей.
На основе САНПИНов и новых требований Федерального Государственного образовательного стандарта изданы новые учебные комплекты, которые удобно носить в школьных рюкзаках и портфелях. Я работаю по учебному комплекту С. И. Львовой и В. В. Львова, состоящего из 3-х учебных книг, которые дети имеют возможность использовать поочерёдно по мере необходимости, что снижает нагрузку на позвоночник. Система заданий учебника предполагает разностороннюю деятельность ( слушание, говорение, рисование).
Содержание уроков, проводимых мною, связано с воспитанием у учащихся культуры поведения, общения, отдыха; мотивирует их к ведению здорового образа жизни, формирует представление о здоровье как ценности, параллельно повторяя нормы орфографии и пунктуации, развивая речь, обогащая словарный запас.
Так при изучении на уроках литературы темы «Малые жанры фольклора», ребятам было дано задание самостоятельно найти пословицы и поговорки о здоровье, здоровом питании, труде. Ребята предложили следующие варианты:
«Пешком ходить — долго жить»;
«Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест»;