Выступление "Реализация воспитательного аспекта на уроках русского языка и чтения"
Выступление "Реализация воспитательного аспекта на уроках русского языка и чтения"
Воспитание - одна из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление "Реализация воспитательного аспекта на уроках русского языка и чтения"»
«Реализация воспитательного аспекта на уроках русского языка и чтения»
И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н.Толстой
- Что же такое воспитание?
(Это явление, деятельность, процесс и результат, ценность, воздействие, взаимодействие)
Воспитание - одна из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Новый закон об образовании определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Обучение не может не быть не воспитывающим. Воспитательная работа должна на уроке, а не после него.
Не всякое содержание учебного занятия позволяет воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает мотивационную сферу психики учащихся. Именно уроки русского языка и чтения наполнены таким воспитывающим контентом.
Воспитательный потенциал любого урока включает в себя:
• Организационно-эстетическую среду
• Содержание
• Стиль образовательного общения
• Культуру управления образовательной деятельностью
• Дидактическую структуру
• Методические приемы
Значительная часть воспитания проводится во времяуроков. Готовясь к урокам русского языка, я продумываю пути наилучшего раскрытия темы, нахожу формы максимального использования воспитательных возможностей.
Русский язык. Основная воспитательная направленность этих уроков состоит в воспитании ценностного отношения к русскому языку, его эстетической выразительности, нравственной наполненности. Помимо этого, содержание упражнений, заданий и учебных текстов по этому предмету дает следующие возможности для воспитания учащихся:
обогащение детских представлений об отношениях людей;
ознакомление с нормами и правилами жизни в обществе;
ознакомление с формами выражения эмоций, чувств;
расширение представлений учащихся об окружающем мире;
экологическое воспитание;
другое.
Каковы же наиболее эффективные пути реализации воспитательного потенциала уроков русского языка? Прежде всего, это:
уроки развития речи (сочинения по картине, сочинения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве, человеческом достоинстве и т.д.;
работа с текстом, представляющим собой отрывок из художественного произведения;
интегрированные уроки русского языка и чтения, живописи, музыки, истории;
уроки речевого этикета с использованием наглядности;
работа с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, фразеологизмами при изучении орфографии, синтаксиса и других разделов русского языка;
история родного края в текстах для комплексного анализа;
уроки, посвящённые деятелям литературы, культуры, науки;
рассказы о русских лингвистах;
уроки о различных функциях языка.
Часто применяю пословицы, поговорки, высказывания известных писателей, отрывки из стихотворений, предложения, слова, связанные общей темой, иллюстрации. Словарная работа тоже имеет воспитательное значение.
Материал, используемый для работы над словом разнообразен: толкование слов, загадки, поговорки, пословицы, фразеологизмы, предложения и тексты.
«Не с глаголами» - Правда в огне не горит и в воде не тонет; Согласного стада и волк не берет; После дела за советом не ходят;
«Глаголы на –тся, -ться» - Конь познается при горе, а друг – при беде; Грамоте учиться – всегда пригодится; Пуганая ворона и куста боится;
«Однородные члены предложения» - За совесть, за честь хоть голову снесть; Спишь, спишь, и отдохнуть некогда; Не пером пишут, а умом и т.д.
Формирование нравственных качеств личности.
В школьных учебниках достаточно упражнений, направленных на решение этой задачи, я даю и другие задания. Например, на экран проецирую слова: жалость, жестокость, искренность, доброта, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть, достоинство, благородство.
Предлагаю детям прочитать слова, задуматься над их лексическим значением, ответить на вопросы:
- Можете ли вы объяснить, какое качество или чувство означает каждое их этих слов?
- Какие из этих слов вы могли бы поставить рядом со словом совесть? Объясните свой ответ.
Рядом со словом совесть ребята поставили такие слова – справедливость, честность, доброта, искренность.
Это упражнение дополняю вопросом: «Каким вы представляете себе счастливого человека?»
Составьте текст-рассуждение на тему «Что такое счастье?»
Обучающиеся в силу своих позитивных свойств отвечали:
«Счастье – это что-то необычное, что-то хорошее, спокойное, что нельзя описать словами. И чтобы чувствовать это, надо жить. Значит, жизнь – это тоже счастье».
«Счастье – это умение наслаждаться жизнью и радоваться каждому новому дню»
«Счастье – это и есть жизнь. Та жизнь, в которой нет зла, ненависти, где нет плохих людей. Ведь можно быть богатым, но несчастливым. Кто-то правильно сказал, что лучше иметь голую свободу, чем золотую клетку»
«Счастье – это когда всем хорошо, а не одному тебе»
«Когда над головой мирное небо, поют птицы, когда ты видишь красоту лесов, полей, то понимаешь, что счастье – это доброта и любовь»
Чтение. Содержание текстов для чтения создают основу для обсуждения и решения на учебных занятиях нравственных поступков людей, их оценки, рефлексии; помогают учащимся понять содержание нравственных понятий. Большинство текстов учебных книг актуализируют посредством привлекательной художественной формы, эмоциональности такие понятия, как справедливость, честность, дружба, верность, гуманность, патриотизм, добро и зло. Яркие характеры персонажей демонстрируют проявления данных отношений и качеств в различных ситуациях. Разбор литературных произведений, организуемый учителем на уроке, помогает учащимся разобраться в мотивах поступков героев.
Уроки чтения способствуют воспитанию умений вести диалог в различных коммуникативных ситуациях; соблюдать правила речевого этикета; умений ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; самостоятельно делать выводы; соотносить поступки героев с нравственными нормами
В завершении хочется сказать, на одном уроке невозможно воспитать честность, милосердие, мужество, волю, вежливость или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "177814"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424710306"
}
}