kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние современного СМИ языка на речь молодежи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Молодежные средства массовой информации стали бурно развиваться с середины 2000-х годов. Учебные заведения и общественные организации считают своим долгом выпустить как минимум одну газету. Некоторые успешно запускают в работу радио, телевидение. Все направления молодежных СМИ объединяет одна особенность – яркость, креативность. В них освещаются проблемы подростков и юношества, государства и политики, страны и мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние современного СМИ языка на речь молодежи»

Уважаемые члены жюри!

Вашему вниманию представлена работа на тему:

Влияние языка современных СМИ на речь молодежи.


Работа посвящена изучению влияния языка современных СМИ на речь молодежи.

Молодежные средства массовой информации стали бурно развиваться с середины 2000-х годов. Учебные заведения и общественные организации считают своим долгом выпустить как минимум одну газету. Некоторые успешно запускают в работу радио, телевидение. Все направления молодежных СМИ объединяет одна особенность – яркость, креативность. В них освещаются проблемы подростков и юношества, государства и политики, страны и мира.

СМИ – телевидение, радио, Интернет - заполняют значительную часть досуга молодежи. Посредством масс-медиа формируется внутренний мир, художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ в большинстве своем носят развлекательный характер. По наблюдениям психологов, «...у человека, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий». Выход в сеть Интернет зачастую сопряжен с посещением чатов, поиском развлекательной информации или «скачиванием» готовых рефератов. При этом интерес к художественной литературе у молодежи, впрочем, как и у взрослого населения, катастрофически снижается. Начиная с 20 столетия язык измняется: беднеет, скудеет, искажается, уродуется. Искажаются представления и установки молодежи, для нее стирается грань между развлекательным чтивом и классикой. «Подрастающее поколение уже с трудом воспринимает творения классиков русской литературы», - считают многие лингвисты.

Актуальностью темы является неоспоримый факт того, что Интернет - самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Новый мир и новый стиль жизни в мире Интернет потребовал новых языковых средств коммуникации либо трансформации старых:

- сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику,

- игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном сайте.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Г.А.Трофимовой, что «любой чат либо сайт особенно ярко высвечивает пробелы в орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности его создателей, участников или пользователей», ибо лингвисту, обращающему внимание на особенности Интернет-речи (особенно в чатах, где разговорная письменная речь проявляется во всей своей полноте), бросаются в глаза отличия ее от литературных норм на всех языковых уровнях:

- на уровне лексики - часто употребляемая просторечная, нередко грубо-просторечная лексика, жаргонизмы, распространенные в среде пользователей Интернет: забанить, хакнуть; «Хай, пипл, как дела?»,

- на уровне грамматики - употребление конструкций, приближенных к разговорным и т.д.).

В Интернет-речи широко распространено отражение на письме особенностей разговорной речи оппонентов (чё, токо, щас, ваще), нередко встречаются попытки отражения интонационной окраски фразы, не только за счет знаков-«смайликов», но и за счет обозначения растянутых гласных (ну-у-у-у, не зна-а-аю я!), а также попытки описательно отразить особенности речи, условия коммуникации (например, реплика в диалоге: «(Тайлер задумался, качает ногой) - хм-м-м».

Графическая форма некоторых слов приближена к звуковой и похожа на транскрипцию, например: «всю жизнь мечтала побывать в мужской шкуре, мона?» «эт-хрошо» «а ниччё, мило», «ну, чё?». Конечно, это никоим образом не свидетельствует о сложении некоей сетевой нормы, подобное написание не носит тотальный характер, и привычное написание слов можно встретить наряду с перечисленными вариантами.

Процесс появления новых слов приобретает в языке Интернет лавинообразный характер. Важнейшим источником пополнения словаря языка Интернет является словообразование.

Язык СМИ с его практически неограниченной тематикой, включающей и культуру, вносит свой вклад в эти процессы, оказывая сильное воздействие на литературный язык, а через него и на культуру. Такие, например, качества его, как гибкость, богатство, многообразие функций, способствуют и развитию культуры.

Следует заметить, что в обществе языку СМИ отводится нередко негативная роль. Пишут и говорят, что газеты портят литературный язык, наводняя его иноязычными словами, жаргонизмами. Но это нефункциональный взгляд. Он сформировался из неправомерного и часто неосознанного сопоставления языка газет с художественной речью. Однако у них разные задачи и разная природа. Разумеется, есть основания для критики языка СМИ. Однако не меньшие основания могут быть для критики, например, языка художественной литературы.

Всем хорошо известно сильнейшее влияние языка СМИ на современное общество. Трудно назвать какое-либо другое средство или канал информации, которые обладали бы такой силой влияния.

Все это оказывает влияние и на развитие литературного языка, расширяя возможности его выражения, в частности увеличивая потенциал интеллектуально - и эмоционально-оценочных средств. Через сферу СМИ происходит обновление языка современности, языка социума.

С течением времени совершенствуется техника речи, накапливается определенный багаж речи в лексиконе подростка. Все это дает основания сделать вывод о прогрессе в развитии газетного языка и речи.

В ходе заимствования новые фразы уподобляются форме какого-нибудь уже бытующего слова. В результате заимствованное английское обозначение электронной почты – э-мейл (сокращенно мейл) часто фигурирует в Интернетовских чатах как мыло. Например, «сбрось фотку мне на мыло» означает: «отправь ее мне по электронной почте».

Является ли все это проявлением языкового развития или, напротив, упрощением и обеднением языка?

С одной стороны, существует мнение, что Интернет заставляет язык развиваться более высокими темпами, отражая тенденции стремительного общественного развития. С другой стороны, приходится констатировать наличие негативных влияний. Возникает неумение различать жанровую и стилистическую уместность языковых средств.

Из-за заниженных требований к этикету страдает уровень вежливости и уважения к собеседнику (имя-обращение, написанное с маленькой буквы, разговорный стиль в письме студента к преподавателю или подчиненного к начальнику, отсутствие знаков препинания, превращающее письмо в свободный поток сознания).

Страдает оформленность текста, речевые действия становятся более свернутыми, исчезает вариативность.

Возможность автоматического пользования функциями проверки орфографии и грамматики, заранее предлагаемыми форматами (письмо и другие жанры) приводит к ухудшению языковых знаний. Более того, письма часто отправляются непроверенными.

Можно вывести еще одну особенность интернетовского языка: это присутствие в тексте жаргонизмов, «крепких словечек», которые искажают полученную информацию, стараясь сделать ее живой и привлечь аудиторию.

Но все-таки несомненной особенностью сетевых текстов является сниженная грамотность языка. Очень часто, например, Интернет-издания, обычно информационно-развлекательные, предлагают читателям самим поучаствовать в их создании, написав свою статью.

А если учесть, что аудитория Интернета- люди свободно говорящие, а электронная редакция пропускает не все, но многое из написанного, то что же можно ожидать от языка публикации?

Вот что считают потенциальные авторы о чистоте русского языка в Интернете: слайд

Исходя из перечисленных мнений, можно сделать определенные выводы: постояльцы Интернета предпочитают свободный язык, над правильностью которого не нужно думать.

Для них главное – не формат, а суть сообщения. Важно не переступить ту грань, когда текст становится неприличным.

Еще недавно сеть Интернет не считалась средством массовой информации, однако, ее влияние, распространение стало настолько массовым, и Интернет, а точнее ресурсы, выполняющие развивающие, воспитательные и развлекательные функции СМИ, законодательно признаны таковыми.

К сожалению, зачастую приходится слышать искаженную речь, облегченную новомодными тенденциями, с экранов телевизоров, находить лексические казусы в газетах, не говоря уже о явных грамматических ошибках и свободном использовании грубо-просторечной и ненормативной лексики. Безусловно, для языка - это зло.

Многие современные школьники пополняют свой лексический багаж исключительно за счет информации, полученной из Интернета, с экрана телевизора или облегченного мало интеллектуального чтива. Негативное воздействие на восприятие языка также оказывает убогая, наспех состряпанная реклама, не обремененная правильностью языка. Откуда что берётся?

Поскольку окружающей информации действительно много, то классическое чтение, приобщение к богатствам мировой литературы отходит для молодежи на второй план. В результате - бедный словарный запас, поверхностное или ограниченное значениее используемых слов и выражений, неумение использовать эмоциональные и выразительные средства языка, что влечет за собой отсутствие навыка грамотно формулировать и выражать свои мысли.

Молодежь ценит жаргон за экспрессивность, свободу от языковых стандартов, выразительность и простоту. К примеру, в молодежных газетах и журналах употреблено сорок жаргонных синонимов слова «юноша»: кекс, баклан, перец, бойфренд, салага, чел, чувак, пипл, авторитет, шланг, пацан, приколист, фрик, крендель, тормоз, тип, охламон, кент, мачо, пройдоха, старик, гвоздь, сапог, гигант, кирюха, молоток, ботаник, умник, фофан. Здесь же вместо слова «голова» использовались: репа, тыква, бункер, кумпол, соображалка, крыша, фляга, чайник, башня; вместо слова «лицо» - вывеска, фанера, физия, циферблат, рожа, табло, морда; вместо «рот» - варежка, клюв, хавальник; вместо слова «руки» - клешни, рычаги, грабли, ласты, лопаты, культяпки.

К сожалению, однажды довелось услышать в детском саду, как одна пятилетняя девочка обращалась к другой: «Эй, ты, быстрей шевели ластами!» Можно сделать вывод, что на этом языке говорят их родители, которым еще нет 30 лет.

Можно составить своеобразный словарь молодежных терминов, используемых в различных СМИ, к примеру: фэн, фан, фен (поклонник); балдеть, оттягиваться, колбаситься (развлекаться, веселиться, отдыхать); качок (сильный физически, накачанный); прикол, приколоться, прикольный, приколист (шутка, пошутить, забавный, шутник); блин (восклицание, заменяющее непристойную брань).

На жаргоне подростково-молодежной прессы родители именуются предки, родаки, шнурки. По мнению психологов, это подрывает авторитет взрослого, поскольку презрительная лексика неизбежно влечет за собой презрительно-снисходительное отношение. Таким образом, у подростков преобладает понятия «умный взрослый», «любящий родитель», и подросток начинает противопоставлять себя «чуждому и враждебному» родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы.

Сленг, используемый в «глянце», отражает реалии жизни молодых людей, свидетельствуют об их пагубных пристрастиях, ложных представлениях и стереотипах, ограниченности интересов, недостатке духовного развития, низком уровне образованности и, как следствие, отчужденности от реальности и потерянности. По данным социологических исследований, «новую» Россию отличает низкий уровень грамотности, мы читаем значительно меньше, чем жители развитых стран.

Интерес к чтению в России падает, и растет доля тех, кто вообще не читает никогда. Всего 23% россиян читают постоянно. Преимущественно это люди 30-49 лет с высшим образованием, живущие в столице и других крупных городах. 40% россиян читают время от времени. Как тут не вспомнить, что еще 20-30 лет назад Россия была среди самых читающих стран мира. Согласно проеденному опросу, большинство молодежи не читает прессу, всю информацию получает из интернета.

Ситуация такова, что если сейчас не взяться за спасение языка, потом может быть уже поздно. Ведь многие слова прочно вошли в разговорный обиход.

Необходимо принять Закон о русском языке, который сумел бы защитить одно из главных достояний народа; в рамках этого закона предусмотреть строгую ответственность за надругательство над русским языком по примеру ответственности за вандализм; активнее внедрять в практику образовательных учреждений курс «Культура русской речи»; поставить правовой заслон нецензурщине и пошлости в литературе, на телевидении, в кино, в театральных постановках, в СМИ, в рекламе и т. д. Реализация такой программы помогла бы решить не только языковые проблемы, но и проблемы нашей духовной культуры, развития многонациональной России.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние современного СМИ языка на речь молодежи

Автор: Потапова Мария Александровна

Дата: 02.07.2020

Номер свидетельства: 554433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Экология русского языка "
    ["seo_title"] => string(27) "ekologhiia-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "166738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422984782"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "урок русского языка "Техника устной речи" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-russkogho-iazyka-tiekhnika-ustnoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "128950"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415613148"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства