Виды деятельности с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы как фактор развития творческих способностей обучающихся
Виды деятельности с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы как фактор развития творческих способностей обучающихся
Работа учителя с одаренными детьми – это сложный, постоянный процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, постоянно обновляемых знаний, тесного сотрудничества с другими учителями и с родителями одаренных детей. Деятельность каждого учителя должна быть направлена на поддержку познавательного интереса своих учеников, формированию потребности и способности личности к саморазвитию, созданию максимальных условий к перерастанию потенциальной одаренности в развивающуюся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды деятельности с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы как фактор развития творческих способностей обучающихся »
Виды деятельности с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы как фактор развития творческих способностей обучающихся
Серебренникова Таисия Григорьевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ СОШ №26, г. Екатеринбург
Работа учителя с одаренными детьми – это сложный, постоянный процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, постоянно обновляемых знаний, тесного сотрудничества с другими учителями и с родителями одаренных детей. Деятельность каждого учителя должна быть направлена на поддержку познавательного интереса своих учеников, формированию потребности и способности личности к саморазвитию, созданию максимальных условий к перерастанию потенциальной одаренности в развивающуюся.
Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Творческие способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: “Талант всегда пробьется”. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».
Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать? Прежде всего, знать, что характерными чертами одаренного человека являются:
1. Любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.
2. Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы в противоречии, особенно там, где другим все представляется ясным и понятным. Сверхчувствительность к проблемам является качеством самостоятельно мыслящего человека.
3. Познавательная самостоятельность. Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.
4 .Повышенный интерес к дивергентным задачам. Творцов отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов), предпочитают их задачам конвергентным (предполагающим единственно верный ответ).
5. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.
6. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения. Это явление редкое.
7. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества.
8. Легкость ассоциирования. Выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
9. Способность к прогнозированию, предвидение. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.
10. Высокая концентрация внимания. Это выражено: а) в высокой степени погруженности в задачу; б)в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям.
11. Отличная память.
12. Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других.
13. Особенности склонностей и интересов. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.
14. Самостоятельность, которая предполагает: а)независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; б) ответственность за свои поступки и их последствия; в)внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно. Самостоятельность базируется на способности в оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, в смелости и склонности брать на себя ответственность.
15. Юмор – умение видеть смешное в разных ситуациях.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
креативности;
настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету и создание условий для оптимального развития одарённых детей.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я включаю в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Я считаю, что это наиболее продуктивное направление работы.
• Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.
• Подберите к выделенному одной линией слову 4—5 однокоренных.
** Задание 2-го уровня
• Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и напишите их вместе с проверяемыми словами.
• Подберите к выделенным 2 линиями словам по 4—5 однокоренных слова.
*** Задание 3-го уровня
• Сначала выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подчеркните вставленную букву, выделите корень гласной в корне, не проверяемой ударением. Поставьте ударение.
• Над первыми 5 словами укажите сокращенно название частей речи.
По литературе
Н.С.Лесков. «Левша» 6 класс
Уровень «1»
Прочитайте сказку о Левше.
Понравился ли этот рассказ вам, если «да», то чем? Какой эпизод вам запомнился? Проиллюстрируйте его.
Почему сказка называется «Левша»? Придумайте свой заголовок.
Уровень «2»
Что вы можете рассказать о Левше? Не напоминает ли вам рассказ о нем миф, если «да», то чем?
Как вы думаете, кого на Руси называли праведниками? (Посмотрите в словаре значение этого слова). Является ли «праведничество» гарантией безгрешности? Так в чем же «праведность» Левши и его товарищей?
Какой эпизод, на ваш взгляд, является в рассказе и почему?
Какие два мира противопоставляет автор и с какой целью?
Уровень «3»
Какие реальные исторические персонажи действуют в рассказе? С какой целью автор упоминает о них?
Так почему же Лесков выбирает «сказовую» форму повествования?
Подготовьте рассказ о писателе.
2.Задания для развития творческого мышления, памяти, внимания и т.п.
Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской.
Нарисуйте портрет героя.
Составьте маршрутный лист «Путь странствий…»
Задания на развитие памяти
Письмо по памяти.
Зрительный диктант.
Свободный диктант
Задания на развитие внимания
например
Назовите художественную деталь в повести «Шинель» и объясните её роль.
Какие средства выразительности позволили автору нарисовать…
Прослушайте текст, выпишите из него все фразеологические обороты.
Задания на развитие познавательной сферы
Например:
Дайте определение хорошо знакомому предмету, например, карандашу, пальто, автомобилю, и т.п. в художественном и научном стиле речи.
Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).
3. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, в упражнении шестиклассникам предлагается в данных пословицах определить спряжение и лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.
4. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний. В упражнении задание: вставить гласные Е-И в окончаниях глаголов. Сильные учащиеся должны не только выполнить задание, но и доказать, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики.
5. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.
(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).
Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов: а) наличие мягкого знака и его отсутствие; б) тип склонения; в) род; г) падеж; д)собственные- нарицательные; е) одушевлённые- неодушевлённые; ж) с предлогами – без предлогов; з) имеющие только форму ед. числа; и другие.
6. Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме 2 лица единственного числа. Для сильных учеников задание усложняется:определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.
7. Задания исследовательского характера. 1) Подбор доказательств к данному умозаключению. Например: докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных терминах, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и чёткостью». Использовать учебники, толковые словари.
«Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей». 2)Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала. Например: модальные частицы в баснях Крылова («Осёл и Соловей», «Лжец», «Ворона и Лисица»)
Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри».
8. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий- будить детскую любознательность пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания.
Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на базе ситуативных задач. Например:
Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: хвоя, феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь.
9. Творческие задания.
Репродуктивно- творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап – создание сочинений- миниатюр по образцу. Например, в упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.
Наконец, возможны творческие задания, которые ориентируют учащихся на самостоятельное высказывание; его форма, содержание и отбор языковых средств определяются темой. Вот несколько примеров таких тем: «Есть вещи, которые лучше бы не делать» (Эйнштейн). (Сложноподчинённое предложение). «Барабашки шалят». (Неопределённые и отрицательные местоимения).
Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Обычно, «читают» картину: по сути, пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. А почему не предложить, кроме этого, наполнить картину звуками? Как тонко чувствуют ребята природу, убеждаюсь, когда они «озвучивают» картину Шишкина «Ручей в лесу». Даже картины, на первый взгляд, лишённые звуков, если в них вслушаться, зазвучат. Например, на картине - Пимен, склонившийся над летописью. Казалось бы, тишина разлита на этом полотне. А дети «слышат», как потрескивает свеча, поскрипывает перо, шелестят страницы книги, как завывает за окнами кельи ветер, как вздыхает мудрый старец.
Считаю, что именно творческая самостоятельная деятельность взрослых и детей необходима современной школе. Поэтому на своих уроках и стремлюсь к ней. С интересом проходят уроки защиты своих точек зрения, особенно при изучении критических статей, при высказывании своего отношения к тому или иному герою. Каждая группа или пара учащихся получает своё задание, которое нужно не просто выполнить, а выполнить с применением своего творчества, так, чтобы заинтересовать остальных. Вот здесь чего только ученики не применяют! Как богата фантазия! И стихи собственного сочинения читают, и иллюстрации для наглядного подтверждения и выражений своей точки зрения рисуют, и поют; инсценирование отдельных отрывков - это наша с ними обычная форма урока. Я всячески способствую литературному развитию наших воспитанников, пробуждаю у них любовь к искусству слова, сочувствую их творческим увлечениям и помогают правильно оценивать такие увлечения, поощряют их собственные поэтические и прозаичные опыты.
Особенное значение приобретает эта задача для средних классов, где складываются осознанные читательские интересы учащихся и где формируются их представлений об искусстве. Редко мы получаем от ребят более или менее удачные «пробы пера». Чаще всего - это ритмические не организованные строки, связанные «приблизительными» рифмами, которые расположены бессистемно или же вообще отсутствуют. Такие, пусть несовершенные, ученические стихи становятся полезной школой для формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания поэтического слуха, помогая подросткам в добровольной избранной, а поэтому особенно интересной, творческой работе делать увлекательные открытия, постигать тайны языка, проникать в секреты поэтической речи.
Вот почему даже очень слабые «поэтические опыты» наших воспитанников должны вызывать сочувственное понимание; в них таится нечто, обещающее возможность развития и совершенствования если и не в области личного творчества, то в области, не менее ценной для духовного развития подростка, -в области восприятия произведений истинного искусства. Поскольку нельзя научить писать стихи ни взрослых, ни детей, всё, что в моих силах и что может содействовать развитию ребёнка, его интересов, его творческой деятельности, осуществляю на уроках литературы, а особенно на уроках по развитию речи.
Развитие творческих способностей учеников средних классов стоит в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому, прежде всего, стремлюсь к созданию у детей, особенно одарённых, богатого читательского опыта, опыта правильного и достаточно глубокого восприятия художественной литературы. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью, выразительное чтение учащихся- всё это создает ту литературную и языковую культуру, без которой невозможно детское творчество.
Вся моя работа сопровождается разнообразными творческими заданиями, побуждающими особенно сильных детей к «сочинительству», причём не обязательно в стихотворной форме. Многое дают упражнения, к которым я обращаюсь, когда готовлю учеников к сочинению на свободную тему, и которые заставляют задумываться над точностью, выразительностью и образностью речи. Например:
«На что похож тот или иной предмет? Какими словами можно передать неизменные его качества, а какими- отношения к нему или впечатления от него?».Часто предлагаю отдельным учащимся темы маленьких творческих работ: «Первый весенний цветок», «Что подарил мне осенний лес?» и др. Допускается любая форма изложения, если она содержит наблюдения за предметом мысли и даёт возможность выразить свои впечатления, своё отношение в точном и ярком свете.
Развитие творческих умений всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования этих умений. В самостоятельном поиске учащихся, организованном преподавателем, формируется познавательный интерес, высокая активность подростков. Постоянный анализ авторской позиции и стиля развивает у школьников необходимое языковое чутьё и вырабатывает приёмы творческой деятельности. В классе появляются «поэты» и «прозаики».
Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности.
Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании.
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.