В широком значении цель – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Требования к уроку
Традиционный урок
Объявление темы урока
Преподаватель сообщает учащимся
Сообщение целей и задач
Урок современного типа
Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Формулируют сами учащиеся
Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Практическая деятельность учащихся
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Осуществление контроля
Осуществление коррекции
Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Оценивание учащихся
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Итог урока
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных с учётом индивидуальных возможностей
ФГОС
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне - «Хочу, потому что могу»
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• Включение учащихся в деятельность.
• Выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• п реподаватель в начале урока высказывает добрые пожелания учащимся; предлагает пожелать друг другу удачи;
• мотивация обучающихся к учебной деятельности;
инициирование обучающихся к формулированию темы и цели;
• самопроверка домашнего задания по образцу.
ФГОС
Мотивация обучающихся
- Преподавательпредлагает подумать , что пригодится для успешной работы на уроке; учащиеся высказываются.
- Преподаватель использует девиз, эпиграф :
«С малой удачи начинается большой успех»,
«Дорогу осилит идущий, а геометрию – мыслящий». Преподаватель: «Как вы считаете, что мы будем делать на уроке геометрии? Совершенно верно. Мы весь урок будем с вами рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать, сравнивать, мыслить ).
- Преподаватель говорит о перспективах: «На первый взгляд профессия «Мастер общестроительных работ» настолько старая и известная, что многие могли бы подумать, что о ней уже нечего и говорить, однако это не так. Случайных людей, проработавших в данной сфере всю жизнь, очень мало, а значит, в профессии строителя есть перспективы. И, пожалуй, эта одна из тех профессий, которая будет востребована во все времена».
ФГОС
Инициирование обучающихся к формулированию темы урока.
Преподаватель: «У меня есть для вас интересная информация. Хорошими мыслителями всегда считались древние греки. Они занимались изучением различных предметов. В области геометрии особое внимание уделяли изучению предметов разной формы и всегда хотели найти предметы идеальной формы. Как вы считаете, какую форму древние греки назвали идеальной? Ваш ответ и будет темой нашего сегодняшнего урока. Тема урока состоит из трёх слов, которые зашифрованы с помощью ребусов. Разгадайте их, и вы узнаете о каких геометрических фигурах мы будем говорить».
ФГОС
Обучающиеся в парной работе решают ребусы и включаются в беседу, самостоятельно определяя тему урока.
Инициирование обучающихся к формулированию цели урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
Преподаватель: «Мастер общестроительных работ» - это одна из самых древних профессий, но современный строитель это не просто человек с кувалдой в руках и минимумом знаний, а совсем наоборот - хорошо обученный специалист . Подумайте над этим и попробуйте определить, чему мы сегодня должны научиться на уроке? Сформулируйте цель нашего урока.
Совершенно верно. Цель нашего урока: Изучить, как производить монтаж стеклоблоков - вертикальное ограничение вертикальной стены».
ФГОС
Обучающиеся в парной работе определяют цель урока, например, проговаривают цель урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
2.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.
3.Самопроверка обучающимися своей работы по готовому образцу (взаимопроверка).
ФГОС
Модель. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.
Преподаватель:
Вы изучили теорию тем «Многогранники», «Тела вращения». Было решено достаточно задач, чтобы закрепить полученные вами знания, а теперь мы знакомимся с их практическим применением. На сегодняшнем уроке рассмотрим тела вращения: конус, цилиндр, щар.
Посмотрите на слайд и определите, какая формула, к какой фигуре имеет отношение. Обсудите в парах и выскажите свои предположения.
Теперь напишем маленький математический диктант. Знаком (+) вы отмечаете верное утверждение; знаком (- ) неверное утверждение.
Поработайте в парах, обсудите свои ответы и сравните их с образцом (ответы на слайде № 4).Через несколько минут мы обсудим, как вы справились с этой работой. Будьте готовы высказать своё мнение.
ФГОС
III. Промежуточная рефлексия.
Цель: обсуждение затруднений:«Почему возникли затруднения?», «Что мы ещё не знаем?». «Что надо повторить? И т.д.».
Преподаватель:
Давайте обсудим!
- Кто ответил «верно» на все 5 вопросов?
- Кто не смог ответить на вопросы?
- Как вы считаете, в чем причина, что у Вас были затруднения, не смогли написать диктант? (Недостаточно хорошо изучена теория).
- Как вы считаете, каким должно быть домашнее задание? Вы правы: к зачетному занятию по теме «Тела вращения» следует повторить теорию.
ФГОС
IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения проблемы.
• Способы: диалог, групповая или парная работа.
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.
• Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
• Выведение алгоритма.
На данном этапе обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий по изучаемому материалу:
ставят цель,
выбирают способ,
строят план достижения цели;
определяют средства, ресурсы и сроки.
Требования к этапу: выполнение заданий на тренировку отрабатываемых способов действий.
Вывод.Новое знание учащиеся получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством преподавателя.
ФГОС
V. Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• Способы: фронтальная работа, работа в парах.
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• Выполнение заданий с проговариванием во внешней речи.
Формирование умений и навыковпо теме «Цилиндр», «Конус», «Шар»
Преподаватель:
Решаем на доске и в тетрадях задачи по теме «Цилиндр», «Конус», «Шар» и выполняем тренировочные задания.
Обучающиеся, допустившие ошибки (саморефлексия + выход в речь): уточняют алгоритм исправления ошибок; определяют место ошибки (где?); уточняют цель дальнейшей деятельности.
Обучающиеся, не допустившие ошибок: сравнивают своё решение с эталоном; консультируют других обучающихся или выполняют творческие задания.
ФГОС
VI VI.Построение проекта выхода из затруднения и включение отрабатываемых способов действий в систему знаний, закрепление (этап применения знаний и способов действий).
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
На данном этапе обучающиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные обучающимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково.
ФГОС
VII. Включение нового знания
в систему знаний и повторение.
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются
игровые элементы.
Это создаёт положительный эмоциональный фон,
способствует развитию интереса к урокам.
ФГОС
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель:осознание учащимися своей учебной деятельности , самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива (2-3 минуты).
Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
На данном этапе фиксируется содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
ФГОС
Продуктивные задания – главное средство достижения
результата образования
ФГОС
Традиционные задания
Обновленные задания
Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне.
Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни.
Перечислите отличия …..
Ты выступаешь на конференции. Что бы ты сказал?
Перечислите глаголы настоящего времени (ин. яз).
Что нужно сделать, чтобы определить, к какому времени относится глагол?
Определите площадь прямоугольника.
Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.
ФГОС
Преподаватель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого обучающегося – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов образования.