kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения для индивидуальных занятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

К каждому тексту даётся три задания. Первое задание проверяет  умения  вдумчиво вчитываться в предложенный текст, определять его тему, идею, стилевую принадлежность, тип речи. Второе и третье задания проверяют собственно языковую подготовку пятиклассников по тому иди иному разделу школьной программы. При этом первое и третье задания сформулированы в тестовой форме, когда даётся четыре варианта ответа и только один из них является верным. Второе задание требует от учащихся развёрнутого письменного ответа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для индивидуальных занятий »


ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Ветра нет, в мя_ком воздухе разлит осенний запах. Берё_ка вся золотая, красиво рисуется на голубом небе. Ни_кое со_нце уже не греет, но блестит ярче летнего. Как хорош лес поз_ней осенью! (По И.Тургеневу)

Задания 1-3.

1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?

  1. Тишина.

  2. Красота.

  3. Осень.

  4. Лес поздней осенью.

2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и указывая над ними звуки, которые они обозначают.

3. Сколько согласных звуков в слове ПОЗДНЕЙ ?

  1. 4

  2. 5

  3. 6

  4. 7

  1. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.

1) Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье. 2) Человек живёт век, а его дела – два. 3) Одного желания хорошо жить мало, работать надо. 4) Сидя на печи, генералом не станешь. 5) Белые ручки чужие труды любят.

Задания 1-3.

1. Какая общая мысль объединяет эти пословицы и поговорки?

  1. Труд – радость.

  2. Труд облагораживает человека.

  3. Только трудом в жизни можно добиться успеха.

  4. Человека узнают по его отношению к труду.

2. Из данных пословиц и поговорок выпишите все слова с ударным Ы в

корне.

3. В каком слове количество звуков и букв совпадает? Затранскрибируйте это

слово.

  1. радость

  2. счастье

  3. живёт

  4. чужие




  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Ночью на поле загорелась рожь. Сельские жители крепко спали. Вдруг раздался крик: «Хлеба горят!» Все побежали в поле. Огонь не уступал. Но вот подошёл трактор. Он успел два раза окружить горящее поле полосой рыхлой земли. Пожар стих, но сельчане ещё долго боролись с угарным дымом. Урожай был спасён. (По В. Бианки)

Задания 1-3.

  1. Какова основная мысль данного текста?

1) Добрые поступки совершают по настроению.

2) Чужую беду обходи стороной.

3) В жизни всегда есть место подвигу.

4) Прийти на помощь в беде – святое дело.

  1. Выпишите из текста 1-2 слова, где есть согласный звук непарный глухой.

  2. В каком слове произошло оглушение согласного?

1) крик

2) рожь

3) стих

4) сельчане



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса... (А. Пушкин)

Задания 1-3.

1. Каково лексическое значение слова ЗОЛОТО в данном тексте?

  1. благородный металл жёлтого цвета

  2. блестяще-жёлтые, цвета золота листья

  3. прекрасный наряд

  4. золотые монеты

2. Выпишите из текста 1-2 слова, которые при делении на слоги, соответ-ствуют схеме ҅

3.В каком слове есть согласный звук непарный твёрдый?

  1. очарованье

  2. прощальная

  3. одетые

  4. багрянец







6. Прочитайте выразительно поэтические сроки С.Маршака и выполните задания 1-3.

А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Не попить без грамоты, не поесть,

На воротах номера не прочесть. (С Маршак)

Задания 1-3.

1. Какая пословица отражает основной смысл этого текста?

  1. Век живи, век учись – дураком помрёшь.

  2. Учиться никогда не поздно.

  3. Грамоте учиться – всего в жизни добиться.

  4. Учить – ум точить.

2. Спишите текст. В выделенном слове поставьте ударение.

3. В каком слове количество звуков и букв не совпадает ?

  1. (без) грамоты

  2. пропадёшь

  3. далеко

  4. но?мера



7. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница... (А. Чехов)

Задания 1-3.

1.Что означает в данном тексте выражение стрелою несётся ?

  1. прямо

  2. не спеша

  3. выбрасывая вверх стрелы

  4. очень быстро

2. Выпишите из текста одно из слов, где есть буква Й , и проведите письмен-ный фонетический разбор этого слова.

3. Какое слово состоит только из одного слога ?

  1. точно

  2. потом

  3. зачем

  4. вдруг







8. Прочитайте высказывания великих людей и выполните задания 1-3.

1) Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему обществу. (А. Грибоедов, русский писатель) 2) Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. (Демокрит, древнегреческий философ) 3) Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения. ( А. Герцен, русский писатель)

Задания 1-3.

1. Какая общая мысль объединяет эти высказывания ?

  1. Знание – свобода.

  2. Образованные люди – это достояние общества.

  3. Знание – сила.

  4. От знаний всегда только польза.

2. Выпишите из данных высказываний 1-2 слова, где есть сонорные согласные, подчеркните их.

3. В каком слове буква Е обозначает два звука?

  1. человек

  2. если

  3. заблуждения

  4. тем

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

(2) Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» – я кричу.

(3) «Добрый день!» – кричу я вслед

Всем идущим на обед.

(4) «Добрый вечер!» – так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю. (О.Дриз)

Задания 1-3.

1. В каком предложении заключена основная мысль этого текста ?

1) 1

3) 3

2) 2

4) 4


2. Спишите текст. Подчеркните согласные, не имеющие пар по твёрдости – мягкости одной черной, по глухости - звонкости – двумя чертами.

3. В каком слове есть буква, которая не обозначает звука?

  1. слова

  2. вечер

  3. только

  4. вслед





9. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Поз_но осен_ю серебристый столбик кор_бельного термометра начинает с_ёживаться. В воздухе уже чу_ствуется лё_кий моро_ , и температура в_ды бли_ка к нулю. Приближается опас_ность. (Ю. Смирнов)

Задания 1-3.

1. Какое из перечисленных слов является синонимом к слову СЪЁЖИВАТЬСЯ

(предложение№1)?

  1. расти

  2. оставаться на месте

  3. уменьшаться

  4. колебаться

2.Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Напишите

транскрипцию 1-2 слов с непроизносимыми согласными в корне.

3.В каком слове ударение падает на первый слог?

  1. близка

  2. опасность

  3. поздно

  4. температура


10. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Что значит учиться? Учиться в школе – значит под руководством учителя самому себя учить, самому стараться добывать знания. Ведь лучше всего учится тот, кто учится не только для будущего, не только для того, чтобы получить хорошую специальность, а просто потому, что ему интересно учиться. Каждому, кто хочет учиться, каждому, кто старается учиться, открывается самая дальняя дорога. (С. Соловейчик).

Задания 1-3.

1. Какова основная мысль данного текста?

  1. Учиться – всегда пригодится.

  2. Учиться надо с интересом.

  3. Знания выводят человека на большую дорогу в жизни.

  4. Надо постоянно заниматься самообразованием

2. Выпишите из данного текста 2-3 слова, которые состоят из 7 букв и за -транскрибируйте одно из них (на выбор).

3. В каком слове есть звук Ш?

  1. будущего

  2. каждому

  3. чтобы

  4. специальность





11. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Кончилось лето, и вышли на прогулку три брата-месяца. Взмахнул сентябрь рукой, и из рукава посыпались листья, устлав своей красотой всю землю. Вышел вперёд октябрь, взмахнул рукавом, и полились на землю дожди. И вот идёт ноябрь, важный, строгий, взмахнул рукавом, нахмурилось небо, и первый снег хлопьями украсил каждую веточку, каждую травинку. (К. Солопова)

Задания 1-3.

1.Какой из заголовков наиболее точно отражает тему этого текста?

  1. Похолодало.

  2. Кончилось лето.

  3. Три брата-месяца.

  4. Времена года.

2.Выпишите из текста слово, которое соответствует данной модели:





/















Здесь: – согласный звук, – гласный звук,

/ ударение, – линия разделения на слоги.


3. В каком слове звуков больше, чем букв? Затранскрибируйте это слово.

  1. сентябрь

  2. листья

  3. кончилось

  4. строгий

  1. Прочитайте загадки и выполните задания 1-3.

1) На горе шумит, а под горой молчит. (Лес) 2) Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево) 3) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ель, сосна) 4) Две сестры, летом зелёные, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина) 5) Бел балахон и шапка красная. (Подосиновик)

Задания 1-3.

1. Какая тема объединяет эти загадки?

  1. Деревья и кустарники.

  2. Дикая природа.

  3. Растительный мир.

  4. Человек и природа.

2.Выпишите из данных загадок выделенные слова, разделяя их чёрточками на слоги.

3. В каком слове букв больше, чем звуков? Затранскрибируйте это слово.

  1. шумит

  2. молчит

  3. больше

  4. красная



  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром кружат, шуршат.

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят? (В. Брюсов)

Задания 1-3.

1.Повтором каких согласных звуков достигается усиление выразительности данного поэтического текста?

  1. с, ж, ш, х′

  2. только с

  3. л′, ч′, г, р

  4. к, п, т, в′

2.Выпишите из текста по одному примеру слов, где буквы Е, Я обозначают два звука и затранскрибируйте эти слова.

3.Сколько букв в словосочетании СУХИЕ ЛИСТЬЯ?

  1. 11

  2. 12

  3. 13

  4. 14

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

По ночам на крышах происходят кошачьи бои. Бывает, так раздерутся коты, что один из противников съезжает кувырком с крыши. Только и тут ловкий кот не разобьётся: упадёт прямо на лапы, разве что захромает немножко. (В. Бианки)

Задания 1-3.

1. Какова цель автора этого текста?

  1. Сообщить научную информацию о кошачьих боях.

  2. Обменяться впечатлениями о кошачьих боях.

  3. Нарисовать словами картину кошачьих боёв.

4) Сообщить инструкцию, которая поможет человеку правильно себя

вести при встрече кошачьих боёв.

2. Выпишите из текста в левый столбик слова, в которых букв больше, чем звуков; в правый – слова, в которых звуков больше, чем букв.

3. В каком ряду слова из данного текста расположены в алфавитном порядке?

  1. бои, коты, ловкий, захромает

  2. бывает, раздерутся, кувырком, только

  3. происходят, съезжает, тут, упадёт

  4. прямо, разве, немножко, один





15. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Извините

Откуда взялось это слово?

Кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобство, не желая того ненароком. Он попросил его, не держать обиды, не винить его и говорил: извините! То есть – «снимите с меня вину».

Если же сильно провинился, лучше сказать: «Простите!»

А ещё говорят:

Двое маленьких мальчиков, братья, часто ссорились. Один говорил:

– Я первый буду играть этой машинкой!

А другой грубо отвечал:

– Извини-подвинься! Я старше, мне и играть!

«Извини-подвинься» означает: нет уж, этого не будет, и не ждите!

Если не желаете прослыть грубияном, лучше так не говорите. (Л. Яхнин)

Задания 1-3.

1.Какова основная мысль этого текста?

  1. Вежливых слов много, все их не запомнишь.

  2. Старайтесь меньше употреблять грубых слов.

  3. Никогда не надо ссориться.

  4. Если вы кого-то обидели случайно, скажите: «Извините!» или «Простите!», а вот грубое выражение «Извини-подвинься» лучше не употреблять в своей речи.

2.Выпишите из текста 1-2 слова, где есть согласные звуки непарные мягкие, подчеркните их.

3.В каком слове имеется буква, которая обозначает два звука?

  1. откуда

  2. явилось

  3. это

  4. играть



16. Прочитайте выразительно стихотворение Д. Кедрина и выполните задания 1-3.

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистали жаворонки всласть!

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась,

Чтоб вошла решительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке –

Русская румяная зима! (Д. Кедрин)

Задания 1-3.

1.Какой из заголовков наиболее точно отражает тему данного текста?

  1. Приближение зимы.

  2. Холодает.

  3. Осень уходит.

4) Русская зима.

2.Выпишите выделенные в тексте слова, подчеркните в них непарные твёрдые согласные, затранскрибируйте одно из этих слов (на выбор).

3.Какое слово состоит только из двух слогов?

  1. одета

  2. русская

  3. чтоб

  4. осень

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Многословие – род недуга,

И народ изъясняется кратко:

Ищешь друга без недостатка?

Ты рискуешь остаться без друга. (Л. Озеров)

Задания 1-3.

1.Какова основная мысль этого текста?

  1. Не надо быть многословным.

  2. Ищи друзей без недостатков.

  3. Дружба – это взаимопонимание.

  4. Если ты ищешь друга без недостатка, рискуешь навсегда остаться без друга, так как людей без недостатков не бывает.

2.Спишите и подчеркните в тексте 2-3 слова, в которых количество звуков и букв совпадает, затранскрибируйте одно из этих слов (на выбор).

3.В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный?

  1. изъясняется

  2. недостатка

  3. без

  4. народ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Упражнения для индивидуальных занятий

Автор: Черемухина Марина Николаевна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146596

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Игры и упражнения для индивидуальных занятий с гиперактивным ребенком"
    ["seo_title"] => string(73) "igry_i_uprazhneniia_dlia_individualnykh_zaniatii_s_giperaktivnym_rebenkom"
    ["file_id"] => string(6) "623949"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1674534405"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Положение о системе оценки планируемых результатов по физической культуре по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(94) "polozhieniie-o-sistiemie-otsienki-planiruiemykh-riezul-tatov-po-fizichieskoi-kul-turie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "255076"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447860571"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Применение информационно-коммуникационных технологий для диагностики и развития одаренности учащихся"
    ["seo_title"] => string(117) "primienieniie_informatsionno_kommunikatsionnykh_tiekhnologii_dlia_diagnostiki_i_razvitiia_odariennosti_uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "343602"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473776479"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Презентация для индивидуального логопедического занятия"
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiiadliaindividualnoghologhopiedichieskoghozaniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "283512"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453833435"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект индивидуального занятия с детьми, с задержкой психического развития. "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-individual-nogho-zaniatiia-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "220522"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434680377"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства