Цель урока: учиться создавать тексты описания природы, определять основную мысль высказывания, формировать понимания роли языковых средств используемых в описании, показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; развивать комуникативно – речевые умения, ассоциативность мышления, художественную зоркость, эмоциональность учащихся; воспитывать любовь к родной природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская «Унылая пора! Очей очарованье!»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
Урок
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
на тему:
«Унылая пора! Очей очарованье!»
Подготовила
Белых Н.А., учитель
русского языка и литературы
МОУ «Шахтёрская СШ №2»,
специалист высшей квалификационной
категории
Шахтёрск, 2023
Тема. «Унылая пора! Очей очарованье!»
Цель: учиться создавать тексты описания природы, определять основную мысль высказывания, формировать понимания роли языковых средств используемых в описании, показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; развивать комуникативно – речевые умения, ассоциативность мышления, художественную зоркость, эмоциональность учащихся; воспитывать любовь к родной природе.
Формируемые УУД:
Предметные: учиться делать выписки с целью сбора материала для сочинения, создавать текст – описание, используя собранный материал, совершенствовать написанное.
Метапредметные:
Личностные УУД: создавать устные и письменные высказывания, используя словарный запас для свободного выражения чувств и мыслей в процессе речевого общения, стремится к совершенствованию собственной речи, осуществляет речевой самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, строить связное монологическое высказывание, соблюдая языковые нормы речевого общения.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи, учить планировать свою деятельность на уроке, осуществлять самоконтроль, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
ПознавательныеУУД:опираясь на художественные тексты, музыку, живопись, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезу; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
КоммуникативныеУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, устанавливать аналогии и делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, быть готовым корректировать свою позицию.
Оборудование: компьютерная презентация, запись музыки П.И. Чайковского «Осенний танец» из альбома «Времена года», плакат с изображением дерева, карточки символы для оценки урока
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков
Ход урока
І. Организационная часть
1. Объединение учащихся в группы
Распределение обязанностей в группе
Приветствие
Добрый день ребята, уважаемые гости! Сегодняшний урок мне хочется начать с пожелания вам творческого вдохновения, так как я приглашаю вас в творческую мастерскую.
Что же такое творческая мастерская?
Чем занимаются в творческих мастерских?
Что мы будем творить - пока секрет. А пока я прошу вас познакомиться с законами творческой мастерской.
Законы творческой мастерской
1. Все, что ты делаешь, правильно и хорошо. ( Самый главный)
2. Каждый обязательно должен выполнять все, о чем попросит мастер.
3. Один говорит – все слушают.
4. Не задавай вопросов! Как понял, так и делай. Все правильно!
5. Обязательно записывать то, что понравилось у других.
(Обратите особое внимание на 5 закон. Вы записываете и то, что понравилось у других, поэтому будьте внимательны.)
2. Релаксационное упражнение
А вначале я попрошу вас вспомнить мгновения, моменты вашей жизни, когда на вашем лице появлялась улыбки. Вспомните, что вы чувствовали, ощущали в эти минуты…
- А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою улыбку…
- А сейчас я попрошу вас подарить свои улыбки друг другу и всем присутствующим.
- Вам не кажется, что в нашем классе стало ещё светлее от ваших улыбок! Какие они разные, непохожие, как и вы сами!
ІІ. Мотивация учебной деятельности
1. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей
- Скажите, у вас есть дома копилки?
- А что вы в них копите?
- Сегодня на уроке вашими копилками будут рабочие тетради.
И мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете – чем?
Запись в рабочие тетради даты, вида работы.
2. Индукция
- Вступительное слово учителя
Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет связано темой нашей творческой мастерской. А чтобы найти его, послушайте стихотворение А.С.Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. (А.Пушкин)
- О какой поре идёт речь? (Об осени) Опустите данное слово в копилку.
- А. Пушкин называет осень «очей очарование». Объясните это выражение. («Очи – глаза»; «Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию»)
- Какие ещё выражения из этого стихотворения помогают ощутить красоту осени?
(«природы увяданье»; «багрец» (образовано от прилагательного «багровый»), «багровый» – красный густого, темного оттенка)
- «Осенний вернисаж»
В каких ещё произведениях может быть воспета красота природы?
-А теперь давайте посмотрим на осень глазами настоящих мастеров живописи – замечательных русских художников. Я приглашаю вас на «Осенний вернисаж».
- Присмотритесь к этим картинам, выберите «свою», которая близка вашему характеру, настроению, где вам хотелось бы побывать…
На интерактивной доске демонстрируются репродукции картин
- Слово учителя
Осень в картинах русских художников самая яркая и трогательная пора, и изображают они ёё с помощью красно-желтых, золотистых и теплых красок.
-Как называются картины, на которых изображена природа?
Что такое пейзаж?
3. Формулирование темы урока
Ребята давайте определимся, чем мы будем заниматься на уроке и сформулируем тему.
Итак, тема нашей творческой мастерской: «Унылая пора! Очей очарованье!»
4. Формулирование цели урока с помощью слов – помощников
Я узнаю….
Я повторю….
Я научусь…
Мне пригодится…
- Слово учителя
Как известно, каждый труд должен быть оценён. Мы с вами тоже будем учиться оценивать себя и прислушиваться к мнению других. Перед вами лист самооценки. Я прошу вас оценивать свою работу на каждом этапе урока и вносить результат в лист самооценки.
ІІІ. Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность
1. Составление ассоциативного ряда
- Прослушайте музыку П.И. Чайковского «Осенний танец» из альбома «Времена года». Какие другие слова всплыли в вашей памяти, когда вы слышите слово осень. Они могут быть с ним связаны по цвету, содержанию, звучанию. Запишите их. ( Осень – листопад, краски, деревья, дождик, поле, лес, увядание, ветер, солнышко, холода…)
ІV.Осознание недостаточности знаний для выполнения задания
- Распространите слова-ассоциации, чтобы получились словосочетания.
- Как видим, что не у всех получилось подобрать нужные средства художественной выразительности, чтобы подчёркнуть красоту осени.
-Какие средства художественной выразительности вы знаете?
V. Открытие новых знаний
Мозговой штурм
Попробуйте написать определение слова осень: Осень – это…
2. Задание группам
Работа с текстом
- Представьте себе, что вы юные писатели, и вам надо сделать зарисовку, этюд на тему «Природа осенью». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Определите основную мысль описания
1. Осень. Разноцветная, разнообразная. Сначала она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Осенью красиво. Листва деревьев постоянно меняет цвет, а потом и вовсе опадает на землю, устилая ее шуршащим ковром.
2. В середине осени случается волшебный островок тепла и солнечной погоды, который называется бабьим летом. Его особое украшение - серебристое тонкое кружево паутины, сверкающее в каждом углу. Повсюду цветут пестрые осенние цветы – астры, георгины, хризантемы. После дождя в лесу много грибов.
3. Буйство красок сменяется прозрачностью и серостью в конце осени. Только ясное синее небо не теряет своей яркости. Собирают урожай в полях, садах, огородах. Затем убирают сухие листья во дворах и на улицах. Голыми стоят деревья, часто дует сильный ветер, идет дождь. Холодает. Люди все больше спешат спрятаться в домах и квартирах. С прощальными криками улетают в теплые края птицы. Чувствуется, что скоро наступит зима.
Метод «Пресс»
Используя слова: я считаю…, потому что…, например…., итак… дайте ответ на вопрос:
- Определите тип текстов
- Что же такое описание?
-Слова, каких частей речи используются преимущественно в описании?
Слова из корзинки (птицы, плоды, деревья, кустарники, дни, дожди)
Запишите 1- 2 предложения на заданные темы, чтобы сохранить память об услышанном.
Социализация
Презентация группами предложений.
- Итак, какие перемены происходят в природе с наступлением осени
Составление кластера «Природа осенью» на листах А4, выбрав для будущего вашего сочинения эпитеты, метафоры, сравнительные обороты из предложенных вам отрывков из стихотворений русских авторов.
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде,- Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь - И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле...
(Ф.Тютчев)
Константин Бальмонт
ОСЕНЬ
Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
(А.С. Пушкин)
Социализация
Презентация группами кластеров.
- Допишите в свои кластеры новые словосочетания, которые вам понравились.
Физминутка
Дети, а сейчас я хочу предложить вам перенестись в осенний лес. Ля этого сядьте удобно. Трижды глубоко вздохните…
- Представьте, что вы идёте по лесным тропинкам, усланным разноцветными листьями. Вы слышите, как они шуршат под ногами...
-Вдруг под ворохом осенних листьев вы увидели колючего ежа, потрогайте его, прислушайтесь: он тихонько фыркает…
-А сейчас вы взглянули на небо и увидели ключ журавлей. Они жалобно курлычут, прощаясь с родными местами…
А теперь улыбнитесь друг другу и продолжим нашу работу.
VІ. Промежуточная рефлексия и самокоррекция
Новая информация. Составление схемы - опоры
Слово учителя
Осень без красок и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковер на земле, укрыла ее теплым лоскутным одеялом.
- Какое самое дивное явление ежегодно мы наблюдаем осенью? (Лист
-С чем можно сравнить листопад?
- Какого цвета листочки вы видели?
Слово учителя
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали багряными и золотыми.
-Что вам показалось особенно красивым во время листопада?
-Листья падают. А какие еще слова, называющие действия, можно будет использовать в своей работе?
Слово учителя
Да, полетели листья, как птицы по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись, как куницы, по земле, зашумел золотой дождь.
-А если прислушаться, то, что можно услышать осенью?
Да, куда ни взглянешь, листья вверху, внизу, вокруг – одним словом, всюду и везде. Вот листья, красиво покачиваясь на «крыльях ветерка», опускаются на землю тихо и плавно, не спеша и спокойно. Как разноцветные кораблики, они плывут по воздуху – желтые, красные, оранжевые.
2. Промежуточная рефлексия и самокоррекция
Продолжите предложение: «Мы любим осень за ….»
(За красоту! За фрукты, овощи!)
Но не только. Мы любим осень за мудрость и зрелость, ее красоту и ощущение ее краткости.
Напишите синквейн, 11- словие, стихотворение «Я…»где ключевым будет слово осень;
3.Создание творческого продукта
Напишите синквейн, 11- словие, стихотворение «Я…»где ключевым будет слово осень;
Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст- описание (пять-шесть предложений) об осени. Выразите свое отношение к этому времени года.
VІІ. Итог урока
1. Самоанализ работы на уроке
2.Рефлексия
Технология «Рюкзак»
Ребята, какие из тех знаний, что получили на уроке, вы возьмете с собой для использования на других уроках, в жизни, для выполнения домашнего задания. Давайте сейчас эти знания поместим в рюкзак.
3. Оценка урока «Дерево творчества»
Учащиеся оценивают урок с помощью символов, которые прикрепляют на плакат с изображённым деревом.
Плоды – урок (задания) были интересными, поле полезными
Зелёный листочек – урок прошёл хорошо
Оранжевый листочек – урок прошёл хорошо
Жёлтый листочек – я не узнал ничего нового
VІІ. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к теме урока.
Написать сочинение – описание.
Написать сочинение – метаморфозу «Я осень»....
Самооценка
Фамилия, имя учащегося___________________________________________
Оцените себя по каждому из определённых направлений от 0 до 1 бала
Вы активно отвечали на вопросы, плодотворно работали над текстом ___________________
Принимали участие в составлении ассоциативного ряда, стихотворения «Я…» ____________
Давали определение слову осень, составляли предложения со словами из корзинки ______________
Составляли кластер ____________
Принимали участие в составлении текста - описания ___________