kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая мастерская «Унылая пора! Очей очарованье!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: учиться  создавать тексты описания природы, определять основную мысль высказывания, формировать   понимания  роли языковых средств используемых в описании, показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства;   развивать комуникативно – речевые умения, ассоциативность мышления, художественную зоркость, эмоциональность учащихся; воспитывать любовь к родной природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская «Унылая пора! Очей очарованье!»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»






Урок

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

на тему:

«Унылая пора! Очей очарованье!»



Подготовила

Белых Н.А., учитель

русского языка и литературы

МОУ «Шахтёрская СШ №2»,

специалист высшей квалификационной

категории





















Шахтёрск, 2023


Тема. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Цель: учиться создавать тексты описания природы, определять основную мысль высказывания, формировать понимания роли языковых средств используемых в описании, показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; развивать комуникативно – речевые умения, ассоциативность мышления, художественную зоркость, эмоциональность учащихся; воспитывать любовь к родной природе.

Формируемые УУД:

Предметные: учиться делать выписки с целью сбора материала для сочинения, создавать текст – описание, используя собранный материал, совершенствовать написанное.

Метапредметные:

Личностные УУД: создавать устные и письменные высказывания, используя словарный запас для свободного выражения чувств и мыслей в процессе речевого общения, стремится к совершенствованию собственной речи, осуществляет речевой самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, строить связное монологическое высказывание, соблюдая языковые нормы речевого общения.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи, учить планировать свою деятельность на уроке, осуществлять самоконтроль, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД: опираясь на художественные тексты, музыку, живопись, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезу; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, устанавливать аналогии и делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, быть готовым корректировать свою позицию.

Оборудование: компьютерная презентация, запись музыки П.И. Чайковского «Осенний танец» из альбома «Времена года», плакат с изображением дерева, карточки символы для оценки урока

Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков

Ход урока

І. Организационная часть

1. Объединение учащихся в группы

  1. Распределение обязанностей в группе

  2. Приветствие

Добрый день ребята, уважаемые гости! Сегодняшний урок мне хочется начать с пожелания вам творческого вдохновения, так как я приглашаю вас в творческую мастерскую.

  • Что же такое творческая мастерская?

  • Чем занимаются в творческих мастерских?

Что мы будем творить - пока секрет. А пока я прошу вас познакомиться с законами творческой мастерской.

Законы творческой  мастерской

1. Все, что ты делаешь, правильно и хорошо. ( Самый главный)

2. Каждый обязательно должен выполнять все, о чем попросит мастер.

3. Один говорит – все слушают.

4. Не задавай вопросов! Как понял, так и делай. Все правильно!

5. Обязательно записывать то, что понравилось у других.

(Обратите особое внимание на 5 закон. Вы записываете и то, что понравилось у других, поэтому будьте внимательны.)

2. Релаксационное упражнение

А вначале я попрошу вас вспомнить мгновения, моменты вашей жизни, когда на вашем лице появлялась улыбки. Вспомните, что вы чувствовали, ощущали в эти минуты…

- А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою улыбку…

- А сейчас я попрошу вас подарить свои улыбки друг другу и всем присутствующим.

- Вам не кажется, что в нашем классе стало ещё светлее от ваших улыбок! Какие они разные, непохожие, как и вы сами!

ІІ. Мотивация учебной деятельности

1. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей

- Скажите, у вас есть дома копилки?

- А что вы в них копите?

- Сегодня на уроке вашими копилками будут рабочие тетради.

И мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете – чем?

Запись в рабочие тетради даты, вида работы.

2. Индукция

- Вступительное слово учителя

Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет связано темой нашей творческой мастерской. А чтобы найти его, послушайте стихотворение А.С.Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье, 

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы. (А.Пушкин)

- О какой поре идёт речь? (Об осени) Опустите данное слово в копилку.

- А. Пушкин называет осень «очей очарование». Объясните это выражение. («Очи – глаза»; «Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию»)

- Какие ещё выражения из этого стихотворения помогают ощутить красоту осени?

(«природы увяданье»; «багрец» (образовано от прилагательного «багровый»), «багровый» – красный густого, темного оттенка)

- «Осенний вернисаж»

В каких ещё произведениях может быть воспета красота природы?

-А теперь давайте посмотрим на осень глазами настоящих мастеров живописи – замечательных русских художников. Я приглашаю вас на «Осенний вернисаж».

- Присмотритесь к этим картинам, выберите «свою», которая близка вашему характеру, настроению, где вам хотелось бы побывать…

На интерактивной доске демонстрируются репродукции картин

- Слово учителя

Осень в картинах русских художников самая яркая и трогательная пора, и изображают они ёё с помощью красно-желтых, золотистых и теплых красок.

-Как называются картины, на которых изображена природа?

Что такое пейзаж?

3. Формулирование темы урока

Ребята давайте определимся, чем мы будем заниматься на уроке и сформулируем тему.

Итак, тема нашей творческой мастерской: «Унылая пора! Очей очарованье!»

4. Формулирование цели урока с помощью слов – помощников

Я узнаю….

Я повторю….

Я научусь…

Мне пригодится…

- Слово учителя

Как известно, каждый труд должен быть оценён. Мы с вами тоже будем учиться оценивать себя и прислушиваться к мнению других. Перед вами лист самооценки. Я прошу вас оценивать свою работу на каждом этапе урока и вносить результат в лист самооценки.

ІІІ. Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность

1. Составление ассоциативного ряда

- Прослушайте музыку П.И. Чайковского «Осенний танец» из альбома «Времена года». Какие другие слова всплыли в вашей памяти, когда вы слышите слово осень. Они могут быть с ним связаны по цвету, содержанию, звучанию. Запишите их. ( Осень – листопад, краски, деревья, дождик, поле, лес, увядание, ветер, солнышко, холода…)

ІV.Осознание недостаточности знаний для выполнения задания

- Распространите слова-ассоциации, чтобы получились словосочетания.

- Как видим, что не у всех получилось подобрать нужные средства художественной выразительности, чтобы подчёркнуть красоту осени.

-Какие средства художественной выразительности вы знаете?

V. Открытие новых знаний

  • Мозговой штурм

  • Попробуйте написать определение слова осень: Осень – это…

2. Задание группам

  • Работа с текстом

- Представьте себе, что вы юные писатели, и вам надо сделать зарисовку, этюд на тему «Природа осенью». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Определите основную мысль описания

1. Осень. Разноцветная, разнообразная. Сначала она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Осенью красиво. Листва деревьев постоянно меняет цвет, а потом и вовсе опадает на землю, устилая ее шуршащим ковром.


2. В середине осени случается волшебный островок тепла и солнечной погоды, который называется бабьим летом. Его особое украшение - серебристое тонкое кружево паутины, сверкающее в каждом углу. Повсюду цветут пестрые осенние цветы – астры, георгины, хризантемы. После дождя в лесу много грибов.

3. Буйство красок сменяется прозрачностью и серостью в конце осени. Только ясное синее небо не теряет своей яркости. Собирают урожай в полях, садах, огородах. Затем убирают сухие листья во дворах и на улицах. Голыми стоят деревья, часто дует сильный ветер, идет дождь. Холодает. Люди все больше спешат спрятаться в домах и квартирах. С прощальными криками улетают в теплые края птицы. Чувствуется, что скоро наступит зима.  


  • Метод «Пресс»

Используя слова: я считаю…, потому что…, например…., итак… дайте ответ на вопрос:

- Определите тип текстов

- Что же такое описание?

-Слова, каких частей речи используются преимущественно в описании?

  • Слова из корзинки (птицы, плоды, деревья, кустарники, дни, дожди)

Запишите 1- 2 предложения на заданные темы, чтобы сохранить память об услышанном.

Социализация

Презентация группами предложений.

- Итак, какие перемены происходят в природе с наступлением осени

  • Составление кластера «Природа осенью» на листах А4, выбрав для будущего вашего сочинения эпитеты, метафоры, сравнительные обороты из предложенных вам отрывков из стихотворений русских авторов.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...  

 (Ф.Тютчев)

Константин Бальмонт

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(А.С. Пушкин)

Социализация

Презентация группами кластеров.

- Допишите в свои кластеры новые словосочетания, которые вам понравились.

  • Физминутка

Дети, а сейчас я хочу предложить вам перенестись в осенний лес. Ля этого сядьте удобно. Трижды глубоко вздохните…

- Представьте, что вы идёте по лесным тропинкам, усланным разноцветными листьями. Вы слышите, как они шуршат под ногами...

-Вдруг под ворохом осенних листьев вы увидели колючего ежа, потрогайте его, прислушайтесь: он тихонько фыркает…

-А сейчас вы взглянули на небо и увидели ключ журавлей. Они жалобно курлычут, прощаясь с родными местами…

А теперь улыбнитесь друг другу и продолжим нашу работу.

VІ. Промежуточная рефлексия и самокоррекция

  1. Новая информация. Составление схемы - опоры

  • Слово учителя

Осень без красок и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковер на земле, укрыла ее теплым лоскутным одеялом. 

- Какое самое дивное явление ежегодно мы наблюдаем осенью? (Лист

-С чем можно сравнить листопад?

- Какого цвета листочки вы видели?

  • Слово учителя

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали багряными и золотыми.

-Что вам показалось особенно красивым во время листопада?

-Листья падают. А какие еще слова, называющие действия, можно будет использовать в своей работе?

  • Слово учителя

Да, полетели листья, как птицы по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись, как куницы, по земле, зашумел золотой дождь. 

-А если прислушаться, то, что можно услышать осенью?

  • Слово учителя

Осень звучит по-особенному. Шумит ветер, звенит дождь, шуршит листва

Да, куда ни взглянешь, листья вверху, внизу, вокруг – одним словом, всюду и везде. Вот листья, красиво покачиваясь на «крыльях ветерка», опускаются на землю тихо и плавно, не спеша и спокойно. Как разноцветные кораблики, они плывут по воздуху – желтые, красные, оранжевые. 

2. Промежуточная рефлексия и самокоррекция

  • Продолжите предложение: «Мы любим осень за ….»

(За красоту! За фрукты, овощи!)

Но не только. Мы любим осень за мудрость и зрелость, ее красоту и ощущение ее краткости.


Напишите синквейн, 11- словие, стихотворение «Я…»где ключевым будет слово осень;

3.Создание творческого продукта

  • Напишите синквейн, 11- словие, стихотворение «Я…»где ключевым будет слово осень;

  • Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст- описание (пять-шесть предложений) об осени. Выразите свое отношение к этому времени года.

VІІ. Итог урока

1. Самоанализ работы на уроке

2.Рефлексия

  • Технология «Рюкзак»

Ребята, какие из тех знаний, что получили на уроке, вы возьмете с собой для использования на других уроках, в жизни, для выполнения домашнего задания. Давайте сейчас эти знания поместим в рюкзак.

  • 3. Оценка урока «Дерево творчества»

Учащиеся оценивают урок с помощью символов, которые прикрепляют на плакат с изображённым деревом.

Плоды – урок (задания) были интересными, поле полезными

Зелёный листочек – урок прошёл хорошо

Оранжевый листочек – урок прошёл хорошо

Жёлтый листочек – я не узнал ничего нового





VІІ. Домашнее задание

  1. Нарисовать иллюстрацию к теме урока.

  2. Написать сочинение – описание.

  3. Написать сочинение – метаморфозу «Я осень»....

Самооценка

Фамилия, имя учащегося___________________________________________

Оцените себя по каждому из определённых направлений от 0 до 1 бала

  1. Вы активно отвечали на вопросы, плодотворно работали над текстом ___________________

  2. Принимали участие в составлении ассоциативного ряда, стихотворения «Я…» ____________

  3. Давали определение слову осень, составляли предложения со словами из корзинки ______________

  4. Составляли кластер ____________

  5. Принимали участие в составлении текста - описания ___________

Всего баллов __________





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческая мастерская «Унылая пора! Очей очарованье!»

Автор: Белых Наталья Анатольевна

Дата: 30.06.2024

Номер свидетельства: 653834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспект урока по изобразительному искусству "Рисование осеннего листа" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-risovaniie-osienniegho-lista"
    ["file_id"] => string(6) "143776"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418579899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства