kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Текстоцентрический подход на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован  для подготовки к выступлениям на МО, педсоветах,  обобщения педагогического опыта работы учителя., для работы по самообразованию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Текстоцентрический подход на уроках русского языка»

Текстоцентрический подход на уроках русского языка



На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспринять такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у него коммуникативную компетенцию.

Сегодня в нашей стране речевая культура находится на низком уровне, о чем говорят не только филологи. Безусловно, речевая культура связана с общей культурой человека, которую прививают не столько в семье, сколько в школе. Огромна роль в этом предметов гуманитарного цикла, в частности - русского языка.

О недостаточно высоком уровне владения русским языкам сегодняшними школьниками свидетельствуют и результаты ЕГЭ.

Причины сложившейся ситуации в следующем:

- на уроках русского языка недостаточное внимание уделяется работе с текстом;

- серьезная работа начинается, как правило, только в старшей школе;

Конечно, изучение текста уже давно вошло в практику учителей-словесников. Но если при традиционном подходе это предполагало преимущественно овладение языковыми средствами, то при современном – оно означает еще и способность на современные формы организации учебного процесса.

Современная организация учебного процесса предусматривает такое структурирование учебного материала, которое дает возможность перехода от репродуктивного к преимущественно продуктивному обучению, без чего не может быть развития интеллектуальных навыков. Относительно преподавания русского языка вряд ли это возможно без текстоцентрического подхода, предполагающего осмысливание текста как речевого произведения. Конечно, без знания грамматики никакого владения языком не может быть. Таким образом, в основе принципа текстоцентризма – единство языковой, речевой и правописной компетенции. Однако пока еще преподавание русского языка в школе ориентировано в основном на формирование грамматико-правописных знаний, умений и навыков, в то время как должна усиливаться речевая направленность обучения.

Итак, одним из направлений в преподавании русского языка в современной школе является ориентированность на текст.

В процессе работы с текстом формируется языковая и коммуникативная компетенция учеников, развивается дар слова, рождается «языковая индивидуальность ученика»

В самом общем смысле коммуникативная компетенция – это способность человека решать языковыми средствами те или иные задачи в разных сферах и ситуациях обучения. Поскольку основной единицей общения является текст (мы говорим не словами и даже не предложениями, а текстами), то именно текст выступает в качестве высшей единицы обучения. Таким образом, текстоцентрический принцип неразрывно связан с коммуникативно-деятельностным подходом в обучении.

Языковая компетенция может быть сформирована на единицах языка (в качестве высшей единицы выступает предложение), а коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на уровне текста. Таким образом, утверждение в методике преподавания русского языка текстоцентрического принципа обусловлено функциями текста в школьном процессе и в учебнике, его ролью и статусом (текст является единицей обучения, единицей контроля).

Одним из принципов обучения родному языку является опора на чувство языка или языковую интуицию. По словам Л.П.Федоренко «чувство языка приобретается путем подражания говорящим, путем запоминания речи, звучащей (написанной) в окружающей среде». Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают атмосферу, в которой живет, дышит, развивается ребенок. Вот почему так важно организовывать обучающую среду на уроках русского языка. Эта среда влияет на чувство языка, чувство слова.

Развитие, совершенствование чувства языка происходит в процессе работы с текстом на уроках русского языка, как в младших, так и в старших классах. Через текст происходит приобщение учащихся к национальной культуре; уроки русского языка включаются в единую систему филологического образования. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия

- для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;

- для формирования представлений о языковой системе, реализации внутрипредметных, а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы;

- для личностно-ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности;

Опора на текст как речеведческое понятие не только на уроках развития речи, но при изучении лексики, морфологии, синтаксиса создает условия для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей, ведь ученики обращаются к бесценному богатству, каким являются произведения русской классики.

Тексты, выбранные учителем в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить происходящее. Если один текст распределяется на несколько уроков, дети с нетерпением ждут его продолжения. Если на разных этапах урока поговорить о волнующих ребят проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений воспринимаются учениками как что-то лично им необходимое, нужное, интересное. Через умелый подбор текстов учитель может активизировать творческие силы обучаемого, может не только давать знания, расширяющие кругозор ученика, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения.

Благодаря тексту современный урок может быть радостным и интересным. Что может быть важнее этого?!

В основе текстоцентрического подхода должны быть преемственность и системность. Планируя учебный материал по годам обучения, учителю целесообразно уделять внимание в 5-6 классах – выявлению системы языковых средств всех уровней (в этих классах изучаются все грамматические темы), с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста; в 7 классе – использованию языковых средств в тексте разных стилей, составлению учащимися собственных текстов с учетом законов текстобразования; в 8 классе – практическому использованию языковых средств в текстах не только разных стилей, но и жанров; в 9-11 классах – рассмотрению текстов на межпредметной основе (русский язык и литература).

При организации работы с текстом полезно обращаться к пособиям авторов, которые опираются на современные подходы в развитии, обучении и воспитании школьников (Шипициной Г.М., Пахновой Т.М., Власенкова А.И., Лозинской Т.П. и др.)

Свои уроки целесообразно планировать преимущественно на основе технологии личностно-ориентированного подхода, предполагающего дифференциацию: внешнюю (с учетом профиля класса) и внутреннюю (с учетом реальных возможностей учащихся).

Личностно-ориентированный подход позволит учитывать разные психологические особенности школьников: различный темп выполнения заданий (для тех, кто выполняет работу раньше, предполагаются задания повышенной сложности, требующие размышления); потребность в ярком и образном объяснении нового материала (используются лингвистические сказки, дидактические игры, тексты, содержащие забавные истории); стремление приобщиться к культурным ценностям, расширить кругозор (тексты культуроведческого характера, о достижениях науки и техники и т.д.).

Из технологии развивающего обучения перспективным является метод «малых групп», к которому лучше обращаться в старших классах при комплексном анализе текста. Проектная методика, лежащая в основе данного метода, способствует развитию исследовательских навыков учащихся (осознанно составляют план, формируют задачи, выходят на проблему, решают ее, рефлексируют). Работа в «малых группах» развивает познавательный интерес у детей, повышает их уровень заинтересованности в учебных занятиях и воспитывает ответственность за выполнение заданий.

Хотелось бы в качестве иллюстрации привести примеры заданий для старших классов, где тексты целесообразно рассматривать на межпредметной основе (русский язык и литература).

При таком подходе старшеклассники получают реальную возможность повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию.

Очень удобно в этом плане работать с поэтическими текстами, ведь мысль, «вооруженная… рифмами», быстрее находит путь к уму и сердцу ученика.

В своем выступлении мне бы хотелось остановиться на упражнениях, помогающих учителю формировать навыки анализа поэтического текста. Сгруппируем эти упражнения следующим образом (хотя, такая группировка, конечно же, условна):

  1. Тексты, обучающие выразительному чтению.

  2. Тексты с элементами анализа художественно-изобразительных средств.

  3. Тесты с элементами лексико-фонетического анализа.

  4. Тексты с элементами синтаксического анализа.

  5. Тексты – сопоставления разных редакций стихотворения.

  6. Тексты – комментарии к стихотворениям.

  7. Сочинение по заданному плану.

  1. Тексты, обучающие выразительному чтению.

Совершенно справедливо рассматривать выразительное чтение как текст на понимание текста. Поэтому почти каждый поэтический текст должен сопровождаться заданием: «Подготовьтесь к выразительному чтению». Можно конкретизировать задание. Например, стихотворение А.Т. Твардовского:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же…

- сопровождаем заданием: «Подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите внимание на пунктуацию, на то, что весь текст – это одно предложение».

Стихотворение должно читаться неторопливо и в то же время – на одном дыхании.

  1. Тексты с элементами анализа художественно-изобразительных средств.

Поэтические тексты позволяют отработать такие средства художественной изобразительности, как аллитерация, ассонанс, перифраза, риторическое обращение, анафора и так далее, не говоря уже о таких средствах, как эпитет, метафора, сравнение.

Для примера возьмем стихотворение К.Бальмонта:

Тургенев – первая влюбленность,

В напевном сердце нежный строй,

Где близь уходит в отдаленность.

Заря целуется с зарей.

Зима наносит снег. Но лишь я

Припомню «Первую любовь»,

Промолвлю: «Ася» и «Затишье», -

Себя я вижу юным вновь.

Дремотный старый сад. Сирени.

Узор крестообразный лип.

Зовут заветные ступени.

Садовой дверцы дрогнул скрип.

Они пройдут перед очами –

Сплетенья призраков таких,

Что будешь днями и ночами

Их вспоминать и звать в свой стих.

На утре дней душа открыта,

Прикосновений жаждет новь,

И вот тропинка в ней пробита –

Через любовь к любви – в любовь.

Душа нуждается в уроке,

И мир заманчив и не хмур,

Когда читаешь сердцем строки,

Что спел грустящий трубадур…



Блажен кто в золото лобзанья

Возвел землистую руду

И женское очарованье

Предуказал нам, как звезду,

Кто нас увлек в такие дали

Где все есть радость и печаль,

И мысль заветные скрижали

Взнесла в небесную эмаль…



Тургенев –первая влюбленность,

Глаза с их божеской игрой,

Где близь уходит в отдаленность,

Заря встречается с зарей.

Задания к стихотворению даем следующие:

1.Сравните начало и конец стихотворения. Благодаря чему «конец гармонирует с началом»? Приведите примеры из поэтических произведений, в которых начало и конец как бы перекликаются.

2.Объясните значение слова скрижали. Какова стилистическая окраска этого существительного? Какие еще стилистически окрашенные слова встречаются в стихотворении Бальмонта? Какова их роль в текста? Запишите толкование значения слова скрижали, используя предложение, в котором ставиться тире между подлежащим и сказуемым (обратитесь к словарю).

3.Найдите в тексте антонимы (в том числе контекстуальные). Какова их роль в тексте?

4.Как образованы слова близь, новь? Приведите примеры использования слов такой же структуры в стихотворениях других поэтом, например, С.Есенина.

5.Найдите в тексте односоставные предложения. Определите их тип и роль в стихотворении.

6.Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Какое настроение надо передать при чтении?

III. Тексты с элементами лексико-фонетического анализа.

Можно привести такую памятку. Чтобы произвести лексический разбор текста, надо найти :

- ключевые слова (словосочетания);

- слова, употребленные в переносном значении;

- синонимы, антонимы ( в том числе контекстуальные), омонимы;

- слова, стилистически окрашенные (высокого стиля, книжные, разговорные, просторечные, официальные и др.); заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;

- объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию;уточнить9обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;

- подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова – синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова;

- провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора(использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях;

- показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов, в том числе контекстуальных).

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).

IV. Тексты с элементами синтаксического анализа.

В разделе «Синтаксис» особое внимание обращается на анализ синтаксических особенностей текстов, в том числе и поэтических.

Например, задание: «Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения А.Ахматовой «Клятва», которое было написано в июле 1941 года»:



И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Учащимся можно предложить выучить данный текст наизусть и подготовиться к письму по памяти. Анализируя это стихотворение, учащиеся должны объяснить смысл названия, а также ответить на вопрос: «Какие синтаксические особенности придают тексту торжественное звучание?»

Вот один возможный из образцов выполнения этой работы:

«Стихотворение Анны Ахматовой называется «Клятва». Это название полно и глубоко отражает его смысл.

Клятва – это торжественное обещание, торжественное уверение в чем-либо, подкрепленное упоминанием чего-либо священного для того, кто уверяет, обещает.

Стихотворение было написано в 1941 году, и речь в нем идет о Великой Отечественной войне. Лирическая героиня дает от лица всего народа торжественное обещание потомкам и предкам: русские люди никогда не покоряться врагу. Такая клятва способна сделать людей сильнее, помогает им переплавить «боль в силу», а главное – она священна и не оставляет пути назад. Торжественность звучания этих строк достигается автором благодаря употреблению побудительного предложения, а также сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, содержащим в главной части клятвенное обещание. В обоих сложных предложениях придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза что, его основное значение – сообщение о факте, в достоверности которого говорящий не сомневается».

V. Сочинение по заданному началу

Особой интерес представляют задания, где перед учащимися ставится задача написать небольшое сочинение по данному началу, которое также может стать впоследствии составной частью анализа поэтического текста.

Например, задание: «Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки».



Пушкин присутствует и будет присутствовать в нашей жизн_, как весна…

Помню, в каком зале говорил о «веселом им­_ни Пушкин» невеселый Блок: это было в доме на улиц_, которая теперь называется Некрасовской.

Блок читал стихи тогда так, как(будто) они давно написа(н,нн)ы или высече(н,нн)ы на камне, а он произносит уже прежде известное, но сохр_не(н,нн)ое.

Он не во_вышал голоса, делал небольшую паузу пред моментом рифмы. Рифма ощущалась как подтверждение дикции.

(в.Шкловский)



Затем даем следующее задание: «Напишите небольшое сочинение по данному началу». Началом-зачином текста может быть предложение, в котором содержится цитирование высказывания В.Шкловского о Пушкине. Нетрудно заметить, что в этом предложении сформулирован тезис, и если вы будете создавать текс-рассуждение, то следует привести ряд доказательств, подтверждающих мысль, выраженную в начале текста.

Таким образом, использование текстоцентрического подхода, коммуникативно-ситуативных упражнений помогает повысить общекультурный уровень развития обучающихся на уроках русского языка.

Систематическое использование текстоцентрического подхода повышает уровень мотивации обучающихся к изучению предмета, способствует развитию целостного восприятия окружающей действительности. Текстоцентрический подход заключается в изучении теоретического языкового и речевого материала, а также его практической отработки на основе текста (нескольких текстах одной тематики).При анализе текста (текстов одной тематики) обучающийся должен пытаться построить свой ответ в форме связного высказывания, выполняя ориентировочно такие задания:



    1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более длинные; выберите нужный тон, темп чтения принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

    2. Определите тему, идею текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отображают тему текста.

    3. Дайте название тексту. Объясните содержание названия.

    4. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.

    5. Укажите средства художественной выразительности, которые используются автором. Как реализуются в тексте стилистические возможности языковых средств (фонетических, лексических, грамматических)?

    6. Докажите, что это текст. (Укажите средства связи в тексте, между предложениями).

    7. Определите тип речи. Докажите свое мнение.

    8. Объясните значение выделенных слов. Дайте характеристику лексики текста.

    9. Составьте план текста. Подготовьтесь к его пересказу.

Также текстоцентрический подход на уроках русского языка прослеживается в следующем. На первых этапах урока даем объяснительный диктант – отрывок из художественного произведения:

Самые яркие радости в детстве: теплый свет домашнего уюта, материнской и отцовской любви, свою любовь к открытому светлому миру.

Так памятно далекое утро, когда разбудили на рассвете в радостный праздничный день: «Погляди! Солнце играет». Я смотрю в окно: за деревьями дальнего леса всходит огромное яркое солнце. Оно распухает, раздувается, точно огненный, пылающий шар – играет! (По. И.Соколову-Микитову)

После записи(или вывода на экран) выполняются следующие задания:

- выразительно прочитайте текст.

- найдите несколько многозначных слов, укажите, в каком значении они употреблены.

- объясните орфограммы и пунктограммы.

- составьте схему 1-ого предложения.

- подчеркните грамматические основы в предложениях II абзаца, укажите, чем выражены главные члены.

- найдите слова , морфемный состав которых соответствует схемам:

 (свет); ^^^ (материнской)

- рассмотрите схемы предложений с прямой речью. Какой из них соответствует постановка знаков препинания во 2-ом предложении?

Читая ребятам текст контрольного диктанта с грамматическим заданием, мы также используем текстоцентрический подход.

Текст находится в центе изучения и при написании изложения любого типа (читаем текст, составляем план, определяем тему, основную мысль, тип речи, а также рассматриваем орфограммы и пунктограммы).

Наконец, текстоцентрический подход является ключевым при выполнении всех заданий ЕГЭ. В каждом варианте мы имеем дело с двумя текстами в частях А и Б, а в части С нужно создать собственный тект-рассуждение на основе ключевого текста.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

  1. Текстоцентрический подход позволяет реализовать все цели обучения в их комплексе:

- формируется речевая компетенция в единстве с языковой и прописной;

- развиваются универсальные способы мыслительной деятельности;

- воспитывается любовь к родному языку к родине. Происходит усвоение духовной культуры разных народов, уточняются ребенком его нравственные и эстетические позиции.

2. С целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции необходимо проводить плановую, системную работу с текстом, начиная с 5 класса.

3. Необходим переход преимущественно к продуктивной деятельности, т.к. только в ней формируется истинная грамотность.





Текстоцентричесикй подход- необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование личностных качеств молодых людей.

И наконец, чтение, понимание, интерпретация текста – это основные общеучебные умения, благодаря которым возможно обучение вообще.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Текстоцентрический подход на уроках русского языка

Автор: Свинтицкая Юлия Владимировна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-miestoimieniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421942015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства