kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО Т.Я. ФРОЛОВОЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика Т.Я.Фроловой позволяет осуществлять обучение орфографии и пунктуации на основе классификационной системы, что значительно усиливает практическую направленность изучения русского языка. При этом сокращается объём изучаемого материала, снимается проблема интерференции, разгружается память учащихся, обеспечивается надёжность усвоения с учётом функциональной асимметрии работы головного мозга учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО Т.Я. ФРОЛОВОЙ »

ВВЕДЕНИЕ



(слайд 2) Работа учителя – это постоянный педагогический поиск, изучение и осмысление передовых методов и технологий, создание собственной творческой лаборатории, позволяющей существенно повысить эффективность и качество обучения русскому языку. Сегодня возрастает роль каждого отдельно взятого учителя, его умения найти себя, свой почерк, свое лицо.

Современные тенденции развития образования создают предпосылки к изменению содержания образования, где приоритетную роль играет творческая самореализация потенциала обучающегося. Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность облегчить процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным, распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. 

Методика Т.Я.Фроловой позволяет осуществлять обучение орфографии и пунктуации на основе классификационной системы, что значительно усиливает практическую направленность изучения русского языка. При этом сокращается объём изучаемого материала, снимается проблема интерференции, разгружается память учащихся, обеспечивается надёжность усвоения с учётом функциональной асимметрии работы головного мозга учащихся.



Технология интенсивного изучения курса русского языка
по
Т.Я. Фроловой

(слайд 3) Методика Т.Я.Фроловой позволяет использовать такие современные образовательные технологии, как:

  • информационно-коммуникативные,

  • здоровьесберегающие,

  • осуществлять личностно-ориентированный подход.

Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе алгоритма-формулы, схемы. А учащиеся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила.

(слайд 4) Итак, методика Т.Я. Фроловой позволяет осуществлять обучение орфографии и пунктуации на основе классификационной системы, что значительно усиливает практическую направленность изучения русского языка. При этом сокращается объём изучаемого материала, снимается проблема интерференции, разгружается память учащихся, обеспечивается надёжность усвоения с учётом функциональной асимметрии работы головного мозга учащихся.

Большую помощь в работе оказывают обобщающие таблицы в рисунках и схемах для изучения орфографии и пунктуации русского языка по методу «Интенсивного обучения правописанию». Эти рациональные способы применения правил в рисунках и схемах позволяют включить в процесс обучения учеников с различным типом мышления.

(слайд 5) Также, на уроках можно использовать упражнения из пособий Т.Я. Фроловой «Мы пишем без ошибок» и «Русский язык. Практикум». В них представлены не традиционные орфографические и пунктуационные правила, а рациональные способы и приёмы их применения. Требуется совершить не более трёх мыслительных операций, необходимых для решения любой орфографической или пунктуационной задачи.

Дидактический материал подобран в пособиях таким образом, что при изучении каждой новой темы идёт попутное повторение и закрепление всего изученного ранее. Следовательно, ни одна из отработанных тем не уходит из поля зрения ученика. Это позволяет довести навыки правописания до автоматизма.

Система упражнений, представленная в пособиях, направлена на формирование навыков, необходимых для развития автоматически грамотного письма.

(слайд 6) Развитию орфографической зоркости способствуют такие упражнения, как «Орфографическая разминка», «Зри в корень», «Проверь две орфограммы в одном слове».

Умение ориентироваться в сложных орфографических ситуациях при написании созвучных слов и сочетаний формируется при выполнении серии упражнений «Не верь ушам своим».

(слайд 7) Пунктуационные умения и навыки вырабатываются при выполнении упражнений «Пунктуационная разминка», «Проверь две(три) пунктограммы в одном предложении». «Комментированное письмо», «Пунктуационно-орфографическая разминка» позволяют закрепить орфографические и пунктуационные навыки.

Выполнение диктантов «Доверяю себе, проверяю себя» позволяет не только выработать навыки самоконтроля, но и способствует развитию интуиции, которая необходима для ориентации в сложных орфографических и пунктуационных ситуациях.

При подготовке к уроку по схемам методики Т.Я. Фроловой можно составлять презентации со схемами, но только их основы, которые ученики заполняют на уроке с помощью интерактивной доски. Одну и ту же презентацию можно использовать несколько раз: при объяснении нового материала, когда учитель заполняет сам, и для контроля знаний учащихся. Во-вторых, работа с текстами. С помощью таких презентаций удобно проверять словарные диктанты. Для этого на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы или допущены ошибки. После написания работы учащиеся проверяют диктант по следующему слайду и выставляют себе оценки. Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценки. Кроме этого, учащиеся сами создают презентации по заданным лингвистическим темам.

Использование методов интенсификации при изучении орфографического и пунктуационного материала как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей формирование устойчивых навыков правописания стало ведущей идеей для многих учителей. С этой целью необходимо включение ученика в деятельность на основе учета его субъективного опыта, создание условий для свободного выбора учащимися форм организации обучения. В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа по освоению орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил, алгоритмов, обобщающих таблиц, графических схем, мнемотехнических приемов. Это позволяет проводить обобщение изученного, следствием чего становится системность орфографических знаний и отсутствие угасания орфографических и пунктуационных правил.

Процесс обучения при данном подходе становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям, способствует самореализации личности с учетом ее субъективного опыта, предполагает актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения, позволяет адаптировать каждого ученика к базису образования.

(слайд 8) Объединение ряда орфограмм или пунктограмм в одно правило позволяет снять проблему взаимосмешивания – интерференции правил. Например, изучение орфограмм, имеющих общий опознавательный знак – шипящий на конце слова, позволяет объединить восемь частных правил в одно, где единым ориентиром для всех составляющих является определение части речи, а для имени существительного – рода и числа. 

(слайд 9) Например, тема: «Мягкий знак после шипящих».
Опознавательный признак орфограммы: Ж, Ш, Ч, Щ на конце слова. В возвратных глаголах и в глаголах повелительного наклонения шипящий на конце слова закрыт постфиксом -СЯ и окончанием -ТЕПоэтому у глаголов после шипящих -СЯ и –ТЕ мысленно опускаемумножьте (умножь), одеваешься (одеваешь).

(слайд 10) Применение обобщенного правила

Определите, какой частью речи является проверяемое слово:

  • глагол, наречие Ь всегда пишется;

  • краткое прилагательное Ь не пишется: горяч, колюч, дремуч;

  • в имени существительном женского рода единственного числа (проверочная фраза «Она, одна»)  Ь пишется: брошь, ночь, речь;

  • в имени существительном мужского рода и множественного числа (проверочная фраза «Мой» или «Много») Ь не пишется: плащ, плющ, задач, из училищ.
    (слайд 11) Образец рассуждения:
    Умножьте -ТЕ мысленно опускаем  умножь  это глагол значит, после шипящих надо писать Ь;
    - брошь  существительное «Она, одна»  женский род, единственное число надо писать Ь;
    - задач  существительное задач – «Много» множественное число  Ь писать не надо.

(слайд 12) Алгоритм применения обобщенного правила:
Шипящий на конце слова
(-ся,- те мысленно опускаем)

Исключение: уж, замуж, невтерпёж.
(слайд 13) Рифмованный алгоритм поможет быстро найти нужное решение:
«После шипящих – мягкий знак»,
Друзья, проверить можно так:
В глаголах и наречиях знак пишется всегда,
А в кратких прилагательных – не пишем никогда.
Существительное – «много», существительное – «мой»
Знак не нужен никакой.
А поставь «она, одна» - мягкий знак пиши всегда.
Практический материал к теме «Ь после шипящих»

Предложенный алгоритм предотвращает разрушающее действие интерференции, учит порядку рассуждения в пределах сводного правила, т.е. дает возможность работать по четко заданной программе, шаг за шагом приближаясь к решению орфографической задачи, разгружает память, что в условиях перегрузки наших учащихся очень важно. Защищенные от влияния интерференции орфографические правила легко раскладываются по полочкам памяти и так же легко извлекаются не только при помощи алгоритмов, но и при помощи мнемотехнических приемов – рифмованных правил и правил-помощников.  Предлагая ученику вспомогательные приемы запоминания, мы стремимся помочь ему удержать информацию в долговременной памяти. Рифмованная формулировка должна быть четкой и лаконичной. 
По методике Т.Я.Фроловой учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе алгоритма-формулы, схемы. А учащиеся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила. Таким детям можно предложить создание своего варианта иллюстрации способа применения правила, вовлекая их, таким образом, в процесс сотворчества. Систематически на уроках нужно использовать таблицы, схемы, рифмовки, без которых немыслима методика интенсивного обучения правописанию. 

Такой способ подачи орфограмм обеспечивает преемственность в обучении, создаёт благоприятные условия для системного восприятия изучаемого материала, предотвращает постоянное взаиморазрушение навыков, которое непременно возникает при поэтапном изучении орфограмм и пунктограмм с общим опознавательным признаком.

(слайд 14) Технология интенсивного обучения спланирована так, что все этапы урока взаимосвязаны и темы закрепляются на протяжении нескольких уроков. Объяснение - закрепление – повторение и снова повторение - объяснение – закрепление.  Одновременно обеспечивается реальное развитие у школьников навыков самоконтроля. Ограниченный, управляемый объём материала позволяет самому ученику осознать уровень освоения правил, определить темы, вызывающие затруднения. Развитие практических навыков базируется на доступном для каждого класса грамматическом материале, что создаёт дополнительную мотивацию для усвоения теоретического материала и способствует его более надёжному запоминанию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО Т.Я. ФРОЛОВОЙ

Автор: Муратова Эльзара Ильдияровна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 130137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства