kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Орфографическая грамотность -  это составная часть языковой культуры залог точности и выраженной мысли и взаимопонимания.Главным в обучении правописанию является орфографическое правило,его применение,т.е. решение орфографической задачи.Однако решение орфографической задачи возможно при условии,если ученик видит объект применения правила - орфограмму.

Просмотр содержимого документа
«Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников »

Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников.

Орфографическая грамотность - это составная часть языковой культуры залог точности выраженной мысли и взаимопонимания.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи.

Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемые орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы на письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Слабая сформированность орфографической зоркости, является основной причиной орфографических ошибок (до 60%).

Главная задача учителя научить видеть орфограмму, научить думать при письме. Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звуко - буквенного анализа, самоконтроль. Современная наука так же не отрицает факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма.

Все факторы должны быть задействованы. Зрительный, слуховой, рукодвигательный, кинестезизический фактор (проговаривание).

1.Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Число таких слов всё возрастает, к концу курса начальной школы достигает до 500 единиц.

Для успешного усвоения слов с непроверяемыми написаниями учителю необходимо использовать в своей работе различные методы и приёмы, которые являются эффективными для прочного запоминания. Уровень орфографической грамотности повысится, если учитель в работе над словами с непроверяемыми написаниями делает акцент не на механическом, а на осмысленном запоминании таких слов, используя в работе комплекс методов и приёмов, таких как частично – поисковый, ассоциативный и приёмы этимологического анализа. (См. Приложение)

Учёные - психологи доказали, что стоит ребёнку один раз написать неправильно слово, как он запоминает зрительно, и рука фиксирует неверный графический образ слова, и отложится в памяти.

А) письмо с «дырками» - не знаешь, точно не пиши, спроси у учителя, посмотри в словаре убедись, а потом запиши, слово, используя другой цвет пасты (зеленый).

Или очень эффективно применение условных обозначений для орфограмм:

ПОГОДА, ХОЛОДА, ПОМИДОР, ПРАЗДНИК, ПОДЪЁМ, КАМЫШ

Б) можно построить так называемые опорные схемы.

В первом классе можно записать рассказ из трёх предложений с предварительным построением опорных схем. Сначала прохлопывают количество слов в предложении. Потом учитель записывает на доске опорную схему.

Весной лес оживает. е оие

Весело щебечут птицы.

Из берлоги вылезает сонный медведь. з еи ее нн ед

Затем дети пишут под диктовку более грамотнее и лучше запоминают трудные слова.

В) письмо под диктовку с проговариванием (интонируя звук )и объяснением орфограмм.

Выпал пушистый снег.

Г) много споров вызывает приём показа неправильного письма.

Так, например, даётся текст «написанный Незнайкой»: В лису расла большая сасна.

Но этот вид работы учит видеть чужие ошибки, а это орфографическая зоркость (См. приложение).

2. Слуховой фактор.

Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Как графические, так и орфографические написания возможны при условии сопоставления произношения и написания, другими словами при фонологической оценке звукового состава языковой единицы. Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно – это графические написания. Орфографические написания связываются с возможностью выбора букв на месте звуков в слабых позициях. Таким образом, развитие фонематического слуха является решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождение орфограммы и определения типа.

Ученик должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать учащимся фонематический слух.

Начинать эту работу нужно с 1 класса. При изучении темы « Безударные гласные» (по программе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова эта тема звучит «Орфограмма слабой позиции») можно проводить следующие игры:

А) «Найди опасное место» Учитель читает слова, дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому нельзя доверять.

Б) «Светофор» сигнальные карточки.

В) Диктант с подчёркиванием условными обозначениями

3. Рукодвигательный фактор.

Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо, как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости даёт комбинированное восприятие и запоминание, которое возможны в процессе комментированного письма, звуко – буквенного и орфографического разбора.

4. Речедвигательный (проговаривание).

Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание, так как нужно писать. Это приём даёт неплохие результаты. Такую работу нужно вести с 1 класса.

Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников

Автор: Филатова Светлана Григорьевна

Дата: 09.05.2015

Номер свидетельства: 209539

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ТЕМЕ: "СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ " "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologichieskaia-karta-po-tiemie-sposoby-provierki-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "133572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416546503"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства