Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие навыка употребления фразеологизмов в речи обучающихся"»
Развитие навыка употребления фразеологизмов в речи обучающихся
Изучение фразеологии составляет необходимое звено в усвоении родного языка, в культуре речи обучающихся. Умелое использование фразеологизмов придает высказыванию неповторимое своеобразие, делает речь красочной, экспрессивной.
Работу над фразеологическими единицами, на мой взгляд, надо строить так, чтобы, во-первых, добиться четкого понимания обучающихся основных свойств слитных сочетаний слов; во-вторых, ознакомить обучающихся с функциями фразеологизмов в нашей речи; в-третьих, пополнить ими словарь школьников и, наконец, выработать у обучающихся навык правильного употребления фразеологических единиц.
Для решения этих задач необходимо широко использовать уроки русского языка и литературы, уделять большое внимание работе над фразеологизмами в процессе подготовки к написанию сочинения.
Воспитание у обучающихся умения пользоваться фразеологизмами можно начать с развития навыка правильного конструирования предложений со слитными сочетаниями слов. С этой целью обучающимся предлагаются упражнения самых различных видов, например:
Замените подчеркнутые слова и выражения соответствующими фразеологизмами, данными ниже.
С данными ниже сочетаниями слов придумайте по два предложения, употребляя каждое сочетание в прямом и переносном смысле. Например: открывая глаза, открывать новую страницу.
Придумайте предложения со следующими фразеологизмами, например: подливать масла в огонь, варить кашу, толочь воду в ступе, звезд с неба не хватает.
Предлагая такие задания, нужно позаботиться о том, чтобы предупредить появление ошибок, связанных с неумелым использованием фразеологизмов. С этой целью перед выполнением задания преподаватель разъясняет обучающимся условия правильного использования фразеологизмов в предложении и прежде всего то, что нельзя заменять, вставлять или пропускать слова, составляющие данный фразеологизм.
На примерах, взятых из работ обучающихся, преподаватель показывает, к чему приводит невыполнение указанного условия: Своими советами Петя еще больше подлил масла в драку. Здесь замена необходимого компонента фразеологизма (подлить масла в огонь) приводит к разрушению слитного сочетания и к утрате смысла всего предложения.
Исправление ошибок сопровождается демонстрацией примеров с уместным употреблением фразеологизмов. Такие предложения легко найти в
Анализируя подобные примеры, необходимо прежде всего обратить вниманием обучающихся на выразительность фразеологизмов. Показать это можно путем замены слитного сочетания адекватным словом или словосочетанием прямого, непереносного значения. Например, читаем предложение «Иван захлопнул дверь перед самым носом мальчишки» и можно предложить заменить фразеологизм перед самым носом другими словами с тем же значением. Обучающиеся убеждаются, что всякая замена фразеологизма словами с прямым значением снижает выразительность фразы.
Наблюдения над удачным использованием фразеологизмов писателями, самостоятельное составление предложений со слитными сочетаниями помогают обучающимся глубже осмыслить их переносное значение, почувствовать их особую выразительность.
Очень важно познакомить обучающихся с возможностью использования фразеологизмов пословичного типа. При проведении сочинения полезно вместе с обучающимися подобрать пословицы афоризмы, крылатые выражения, которые обучающиеся могут использовать в качестве заголовка, эпиграфа или вывода в заключительной части.
Навык употребления фразеологизмов в их обобщающей функции вырабатывается у обучающихся постепенно. Сначала выбор нужного фразеологизма для вывода проводится коллективно, затем обучающиеся делают это самостоятельно.
В дальнейшем за два-три дня перед написанием того или иного сочинения можно сообщить обучающимся тему и основную мысль текста и предложить подобрать пословицы, фразеологизмы, которые бы можно использовать в качестве эпиграфа к сочинению.
Самостоятельный подбор необходимых пословиц и фразеологизмов и употребление наиболее подходящих из них в сочинении способствует расширению фразеологического запаса обучающихся, прививает интерес к фразеологизмам, вырабатывает навык вдумываться в тему предложенного текста, глубоко понимать и кратко формулировать его основную мысль.
Но наиболее эффективным способом расширения фразеологического запаса и привития навыка употребления фразеологизмов в устной и письменной речи обучающихся является тематическая группировка слитных сочетаний слов с последующим включением их в сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям обучающихся.
Учитывая образность и эмоционально-экспрессивные качества данной лексической категории, можно дать обучающимся задание включить фразеологизмы в те сочинения, в которых обучающиеся описывают хорошо известные им факты или события, непосредственными наблюдателями или участниками которых они были сами и которые произвели на них большое впечатление.
При описании случаев жизни, которые их особенно волновали, заставляли радоваться или огорчаться, обучающиеся испытывают потребность в ярких речевых средствах. Преподаватель должен помочь обучающимся найти необходимый языковой материал и в связи с этим организовать работу над фразеологизмами, которые, как правило, особенно выразительны.
При работе над фразеологизмами можно предложить написать сочинение по опорным фразеологизмам, сгруппированным самим преподавателем, а также выполнить упражнения, цель которых – постепенное воспитание умения группировать слитные сочетания слов. Например: из данных фразеологизмов выбрать сначала те, которые можно было бы использовать в заметке о нарушителях дисциплины, а затем те, которые были бы уместны в заметке о коллективном труде: ходить на голове, от мала до велика, с пустыми руками, засучив рукава, выходить сухим из воды, не покладая рук, заячья душа, сказано – сделано, «Не рой яму другому, сам попадешь», «Дружно не грустно, а врозь хоть брось», «У сильного всегда бессильный виноват».
При проведении сочинений обучающимся предоставляется большая самостоятельность в подборе необходимых фразеологизмов, хотя работа проводится еще под руководством и непосредственным наблюдением преподавателя. Хочу показать это на примере лексической подготовки к сочинению «Наша команда КВН».
Обучающиеся с большим энтузиазмом принимают предложение провести вечер КВН. Перед проведение игры проходит длительная подготовка, затем сама игра. А сколько радости и и переживаний испытывают обучающиеся во время соревнований. Вероятно, этим можно объяснить тот факт, что обучающиеся охотно берутся писать сочинение, в котором им предстоит рассказать о игре.
Стремясь помочь обучающимся точно и образно описать процесс игры, преподаватель ставит заранее продуманные вопросы, направляющие работу обучающихся, помогающие им подобрать необходимые фразеологизмы, например:
Как, употребляя фразеологизм, можно ярко рассказать о том, что некоторые обучающиеся вначале не хотели идти в команду и их приходилось уговаривать? (калачом не заманишь, с места не сдвинешь и др.).
Какой фразеологизм можно употребить, чтобы показать, что при первой неудаче наша команда приуныла? (Повесить нос, пасть духом и др.).
Какие качества проявил капитан вашей команды? Какие фразеологизмы можно употребить, чтобы охарактеризовать его находчивость в разговоре, споре, уверенность в своих силах, быстроту ответов? (не лезть за словом в карман, не ударить в грязь лицом, не моргнуть глазом и др.).
Какие качества проявил капитан соперника, соревнующийся с вашей командой? Как, используя фразеологизм, можно сказать, что он иногда терялся и давал наивные, поверхностные ответы (детский лепет), позволял себя обманывать (попадался на удочку), хотя довольно часто отвечал удачно (тоже не лыком шит).
Какие фразеологизмы можно употребить, чтобы показать, что все обучающиеся группы, переживали за свою команду, были очень взволнованны? (сидеть как на иголках, с замиранием сердца, болеть всей душой, болеть всем сердцем).
Отвечая на вопросы, обучающиеся приводят известные им фразеологизмы. В случае затруднение преподаватель приходит на помощь к обучающимся.
После подготовки к сочинению обучающиеся пишут сочинение. В качестве примера можно привести начало одного сочинения:
Наша команда КВН
Через несколько дней у нас будет КВН! Эта новость свалилась нам как снег на голову. КВН-это весело! Но нам было не до веселья. В группе началась лихорадочная подготовка к соревнованию. Набрали команду из тех ребят, что за словом в карман не лезут. И вдруг я узнаю, что меня тоже выбрали в команду. Я вовсе не считал себя находчивым и поэтому упирался ногами и руками, но было уже поздно. Весь день я ходил туча тучей, а потом принялся за дело…»