Статья "Проектная технология и её использование на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности по предмету"
Статья "Проектная технология и её использование на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности по предмету"
Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С. Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает всё большую популярность за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектная технология и её использование на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности по предмету"»
Статья «Проектная технология и её использование на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе по предмету» Из опыта работы преподавателя русского языка и литературы "Сергиево-Посадского колледжа" Беленко-Линёва М.П.
Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица: “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.Под методом проектов понимается система обучения, при которой обучающийсяприобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.
Цели и задачи проекта в обучении русскому языку
Основной целью использования метода проектов в обучении русскому языку является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению русским языком.
В понятие коммуникативной компетенции входят: 1) речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений высокого уровня во всех видах речевой деятельности: аудирование, говорение, письме, чтение; 2) лингвистическая компетенция – овладение учащимся лексикой по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений; 3) социокультурная компетенция - приобретение знаний о культуре нашей страны; 4) методическая компетенция – проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно приобретать необходимую информацию по разным отраслям знаний.
Кроме того, проектное обучение способствует: а) повышению личной уверенности учащихся; б) развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать; в) обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы; г) развивает у учащихся исследовательские умения.
Типология проектов
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: - исследовательские, - творческие, - ролево-игровые, - информационные, - практико-ориентированные (прикладные).
2. По признаку предметно-содержательной области: - монопроекты, - межпредметные проекты.
3. По характеру контактов: - внутренние или региональные, - международные.
4. По количеству участников проекта: - индивидуальные, - парные, - групповые.
5. По продолжительности проекта: - краткосрочные, - средней продолжительности, - долгосрочные.
6. По результатам: - доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; - макет, схема, план-карта; - видеофильм; - выставка; и др.
К организации проектов предъявляют следующие требования:
1) проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания обучающихся; 2) обучающиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи; 3) деятельность обучающихся должна иметь целесообразный характер; 4) работа обучающихся должна быть осмысленной и активной; 5) обучающиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей; 6) конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е. теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, учебное заведение, группа,руководитель и другие необходимые сведения.
обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
самообразование при помощи учителя;
продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
исследование: решение отдельных задач, компоновка;
обобщение результатов, выводы;
анализ успехов и ошибок, коррекция.
Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа преподавателя и обучающегося.
Роль преподавателя в проектной деятельности
Проектирование невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Творческий, нестандартный подход преподавателя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности обучающихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
В работе над проектом учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
сам является источником;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы обучающихся над проектом.
Роль ученика в проектной деятельности
Проектная деятельность обучающихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.Кроме того, обучающийся вместе с преподавателем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями. Использование метода проектов Системно-деятельностный подход в обучении невозможен без использования метода проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Проектная технология, развивая лингвистическую компетенцию школьников, способствует формированию у них прочной системы знаний. Практико-ориентированный проект ориентирован на результат-продукт, удовлетворяющий конкретную потребность, презентацию результатов и способов внедрения в практику. Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая обучающимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Например, при повторении творчества Лермонтова на Iкурсе обучающимся было предложено создать викторину с использованием уже известного им материала. Даже слабые учащиеся с удовольствием приняли участие. Также обучающиеся могут участвовать в создании наглядного, дидактического материала к урокам русского языка и литературы: карточек, схем, таблиц, кроссвордов, рисунков. При изучении служебных частей речи обучающиеся II курса создали кроссворды о предлогах, союзах, частицах. После некоторых поправок были оформлены карточки для повторения материала по этим темам.
Карточка № 1
Тема: «Предлоги»
1
2
3
4
5
6
7
Задание: Впишите правильные ответы, и тогда в выделенной вертикальной строке можно будет прочитать название части речи. 1.Так называются предлоги, которые не соотносятся со знаменательными частями речи. 2.Производный предлог, образованный от имени существительного, из предложения: Эта фигура была вроде многоугольника. 3.От какой части речи образовался предлог спустя? 4. Производный предлог из предложения: Ввиду недостатка места в бухте корабли стояли в открытом море. 5.Какой по структуре предлог из-за? 6. Какой по структуре предлог в течение? 7. Производный предлог, образованный от деепричастия.
Карточка № 2 Тема: «Частицы»
1
2
3
4
5
6
7
Задание: Впишите правильные ответы, и тогда в выделенной вертикальной строке можно будет прочитать часть речи. 1. Определительная частица, синоним слова приблизительно. 2. Так называются частицы, служащие для образования форм наклонений глагола. 3. Как раз, едва ли, что за – как называются такие частицы по составу? 4. Частица, указывающая на предмет, выделяя его из ряда других. 5. Словообразовательная частица, которая служит для образования неопределённых местоимений. 6. Так называется частица, выражающая удивление, восхищение. 7. Так называются частицы, выражающие сомнение.
Карточка № 3 Тема: «Союзы»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Задание: впишите по горизонтали правильные ответы, и в вертикальном выделенном столбце можно будет прочитать общее название предлогов, союзов и частиц. 1. Подчинительный условный союз. 2. К какому разряду подчинительных союзов относятся союзы: чтобы, длятого чтобы, с тем чтобы? 3. Разговорный синоним союза пока. 4. Устарелый и просторечный синоним союза если. 5. Подчинительный союз места. 6. Какой подчинительный союз связывает части сложного предложения? Чтобы увидеть море, нужно пройти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке. (К. Паустовский) 7. Какого типа сочинительный союз употреблён в предложении: Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. (К. Паустовский) 8. Так…как и, не только…но и, и если…то – как называются такие союзы? 9. Сравнительный союз, употребляющийся при сравнительной степени прилагательного или наречия. 10. Как называются союзы, соединяющие части сложного предложения? Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали книзу, им вдогонку уже летели бушующие потоки. (М. Булгаков) 11. Противительный союз из предложения: Осенние дожди здесь бывают непродолжительные, однако очень сильные. 12. Сравнительный союз. 13. Противительный союз в предложении: Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд, зато на земле во многих местах намело большие сугробы.(В. Арсеньев) 14. Какой частью речи выражено слово то в предложении? Она совсем поседела за то время, что мы не виделись. (К. Паустовский) 15. Как называются члены предложения, соединённые союзом или…или? К счастью, самозванец или не расслышал, или пренебрёг неуместным намёком. (А. Пушкин) 16. Союз с таким же значением, как союз а, стоящий всегда во второй части предложения: Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину. (А. Куприн) 17. Подчинительный изъяснительный союз в предложении: Случилось этим летом, что покос на лугах зажали дожди. (М. Пришвин) 18. Сочинительный соединительный союз. Создавая такие проекты, ребята творчески осмысливают теоретический материал, учатся пользоваться приобретенными знаниями для выполнения познавательных и практических упражнений. Сотрудничество, сотворчество с учителем и сверстниками формирует коммуникативные, личностные качества обучающихся. Другой формой проектной деятельности могут быть информационные проекты, предполагающие сбор, анализ и систематизацию материалов по заданной лингвистической, литературоведческой теме. Защищая проекты на уроке, учащиеся выступают в роли учителя, объясняют учебный материал. Следовательно, они формируют навык публичного выступления, учебного диалога. Также к информационному проекту можно отнести подготовку к знакомству с творчеством К. Симонова, обучающиеся знакомились с информацией из разных источников, читали стихи и прозу разных лет, подбирали фотоматериал для презентации. Результатом этой работы явился вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения Константина Симонова.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческие проекты (сочинения разных жанров, сказки, стихотворения, литературные композиции, иллюстрации к произведениям) - неотъемлемая, важная составляющая часть и урока русского языка и литературы, и внеклассной работы по предмету. В рамках проектов «Некрасовский мир», «Есенинский мир» студенты создали множество прекрасных иллюстраций к поэтическим произведениям. Результат проектов – защита тематического творческого проекта на уроках литературы, участие в конкурсе иллюстраций к произведениям и конкурсе сочинений «Есенинский мир».
Предлагаю одно из сочинений-миниатюр «Есенинский мир», написанное студентом III курса группы ПК-42 Лабутиным Ярославом: « Сергей Александрович Есенин… Что вспоминается, когда мы слышим это имя? Берёзовые рощи, бескрайние синие дали, колосящиеся поля и заливные луга, низкий дом с голубыми ставнями и белая берёза под окном. И всё это знакомое, родное. Перелистывая томик стихов Есенина, убеждаешься снова и снова: каждая строчка его стихов – это признание в любви родным полям, берёзкам, перелескам. Отними у Есенина эту любовь – и он погибнет, ведь поэт живёт и дышит Родиной. Чувство Родины – основное в творчестве Есенина. Этим чувством проникнуты все произведения поэта , о чём бы он ни писал: о собаке, потерявшей своих щенят; о бегущем жеребёнке; о встрече с Шагане; о чувствах к той, которой был не понят; о любви к самому дорогому человеку – к матери. Мне нравятся многие стихотворения Есенина, но почему-то всегда сначала вспоминается «Белая берёза». На первый взгляд, очень простое стихотворение, легко читается, а уж тем более учится. Но какая же великолепная картина рисуется в воображении благодаря таланту Есенина: сразу представляешь раннее зимнее утро, сказочную красавицу берёзку, принакрытую «снегом, точно серебром». И становится радостно и тепло на душе. А какие душевные стихотворения написаны поэтом о «братьях наших меньших». Один раз прочитаешь «Песнь о собаке» и всегда будешь помнить, как Есенин передал горе матери, потерявшей своих щенят. Невольно подступает комок к горлу, когда читаешь , «как покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег», потому что «показался ей месяц над хатой одним из её щенков». Это стихотворение никого не может оставить равнодушным. Так мог написать только человек, который не забывает, кто подарил ему жизнь. Стихотворение «Письмо матери» полно любви, нежности, грусти , заботы о самом дорогом человеке: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения Сергея Есенина. Идут годы, сменяются поколения, но остаётся вечной поэзия Есенина, потому что в сегодняшнем хрупком мире голос поэта призывает к человечности, к благоразумию, к любви.» Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов - конкретный результат, используемый на уроке, в школе, в реальной жизни. Материальный результат: готовый проект и приобретённые знания в ходе подготовки к нему, духовный: позитивные личностные изменения в процессе работы над ним. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, коммуникативных, презентационных, рефлексивных подходов.
Без использования этой технологии невозможно применять деятельностный подход в обучении, формировать универсальные учебные действия.
Но самое главное - ребята становятся лучше, добрее. Приобщение к миру искусства, к миру литературы, к миру русского слова обогащает их нравственно, духовно.
Использованная литература: 1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Русское слово, 2008. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. 3. Энциклопедия педагогических технологий и инноваций / авт.-сост. Н.П. Наволокова.-М.: Основа, 2012.