Просмотр содержимого документа
«Статья Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Геращенко Наталья Ивановна,
учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 49 города Макеевки»
Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
«Все наши задумки, все поиски перевоплощаются в порох, если у ребенка нет желания учиться», - писал В. Сухомлинский. С целью изучения проблемы «Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» мною было проведено анкетирование учащихся. Результаты были получены таковы: у 24% учащихся 9 классов низкий уровень мотивации к самостоятельной работе; у учащихся 10 классов показатель составляет – 18%; у учащихся 11 – 15%.
С целью создания ситуации успеха, формирования мотиваций совместной учебной деятельности учителя и обучающегося, я воспользовалась рекомендациями современной психологии. Л.С. Выготский писал: «Общим психологическим правилом создания интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем- нибудь знакомым, но и одновременно иметь некоторые новые формы деятельности …»
Подбирая задания для самостоятельной работы, я использовала, так называемые, психологические эффекты: интереса, познания нового, загадки, поиска, противоречий, вызова, риска. Чтобы такие подходы «работали» необходимо создавать ситуацию постоянного поиска в процессе обучения, учитывать индивидуальные особенности обучающегося, его потенциальные возможности, научить самооценке и увидеть неиспользованный резерв. Приведу ряд примероворганизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Мною созданы программы самореализации личности по темам «Фонетика, Орфография», «Речевые формулы», «Формула деловой жизни», «Словосочетание. Предложение».
1. Целью создания программ самореализации школьника является индивидуальная адаптация образовательного содержания к личностным потребностям и индивидуальным возможностям ученика
Программа самореализации базируется на идеях гуманистической психологии, которая предполагает :
-собственную активность ученика;
- изменение позиции учителя, который должен дать не только знания, но и в процессе обучения, подсказать ученику путь к раскрытию своих способностей
Содержание программы зависит от ;
- возрастных особенностей учащихся;
- предмета обучения;
- формы проведения занятий;
- цели обучения и содержания учебного материала;
- формы «выхода» ученической деятельности
Разделы программы предполагают целевой банк действий (постановка целей; структурно – часовая модель), банк информации (алгоритм поиска, теоретические выкладки), методическое руководство по достижению поставленных целей (система работы по рефлексии, форма, объем), параллельное оценивание учащимися предъявленных заданий через соответствующие этапы
К содержанию программы самореализации личности предъявляются следующие требования :
- организация деятельности;
- поиск дополнительной информации;
- стимулирование работы ученика
Задания программы самореализации нацелены на слияние и развитие образного и абстрактного типов мышления
Предлагаю алгоритм работы с программой самореализации учащихся
Изучи предложенный теоретический материал, используя в конце каждого нового вида работы определенные обозначения :
У - это мне известно
- это противоречит моим первоначальным представлениям
+ - это для меня новое
знаю
умею
Хочу знать и научиться
? - информация, которая вызывает интерес или удивление
Напиши ….
Выполнив предложенные задания, я теперь
Оцени свою работу, оставь на странице смайлик
2.Учащимся предлагается записать на карточку не менее трех противоречий ХХ века, известных из курса истории
Образец карточки Противоречия
Социальные
межгосударственные
национальные
Обмен карточками в парах с целью дополнений, изменений. Устные ответы по методу «микрофон».
Эпиграф на доске: «Совестно писать про людей которых не было и которые ничего этого не делали. Что-то не то. Форма ли это художественная отжила или я отживаю?»
Л.Н.Толстой
В этом парадоксальном для «классика реализма» высказывании отразились не только сомнения в нравственной состоятельности основ художественного творчества. Толстой чутко уловил и начавшийся в литературе процесс отчуждения творчества от традиционных ценностейчеловечества. .Процесс этот получил в истории новейшей литературы название«декаданса» (фр.dekadentia )-упадок.
Предлагается работа со словарем с целью изучения определений понятий: декаданс, натурализм, символизм, модернизм.
Задание: составить конспект определений и выписать
Причины появления и основные черты новых эстетических направлений (литература предлагается)
Выставка литературы, которая будет изучаться в 11классе. Учащиеся знакомятся с выставкой после завершения работы над конспектом.
3.Содержательно – поисковый мини – модуль. Тема А.И. Куприн. Гуманистическая позиция автора. Протест против унижения человека.
Эпиграф к мини-модулю: «Жизнь прекрасна, в ней вечное воскресенье… Все связано, все сцеплено. Надо любить жизнь, но надо и покоряться ей». А.И. Куприн.
Учащимся предлагается работа над текстом «Штрихи к портрету»
Задание: продолжить рассказ по предложенным цитатам :
«…Было два друга – погодка, два писателя, вступивших в литературу почти одновременно…»
«Современники Куприна называли его биографию «романом приключений…»
«Будучи юнкером, Куприн напечатал и свой первый рассказ «Последний дебют»…
«С начала века открывается новая страница в биографии Куприна…»
«Когда началась Первая мировая война…»
«Куприн, в отличие от Бунин, в «русском Париж» не прижился»
«Каким он запомнился эмигрантам?»
«Он старел…»
«Судьбу писателя определяют его книги»
«Совестно писать про людей, которых не было и которые ничего не делали. Что-то не то. Форма ли это художественная отжила или я отживаю?»
Посла работы с текстом учащиеся работают по методу«микрофон», т.е. отвечают на вопросы или высказывают свою точку зрения быстро только те у кого «символический» микрофон.
4.Задание: провести мини - исследование «Учимся доказывать, отвечая на вопрос
поэтический мир Катерины в пьесе нет лишних действующих
отличает ее от других лиц; персонажей;
Катерина – человек с крушение «темного царства»
«горячим сердцем»; неизбежно;
нарушается нравственный пробились ростки другой жизни,
долг, моральные заповеди которые не дают покоя самодурам;
патриархального мира; судьба Катерины трагична;
Кулигин «не луч света в «темном царстве»
5.Проведение конференции по теме «Герои М. А. Булгакова в оригинальной философской трактовке сюжетных линий романа» предполагает самостоятельную подготовку учащимися кластеров. Учащиеся не только создают кластер, но и комментируют, обосновывают такую презентацию образов героев романа.
6.Проведение конференции по теме «Герои своего времени… А может быть, и не только» предусматривает выполнение творческих заданий.Предлагаюпознакомиться с некоторыми этапами конференции.
Звучит музыка. Открывается картинная галерея.
Группа художников подготовила рисунки к этим произведениям. Предлагаем краткие комментарии к ним.
Герой Стендаля Жюльен Сорель в красном одеянии на черном фоне, героиня, его возлюбленная, как бы парят в пространстве.
Эжен Растиньяк перед выбором – с одной стороны гудит, как улей Париж, с другой – царство нищеты.
Родион Раскольников в центре, но в трех измерениях:
до преступления – рядом кольцо, часы (связь с семьей);
преступление – топор, старухин «клад»
после преступления – Евангелие, крест
«Узнай героя»
На иллюстрации вещи, символы, которые окружали трех героев. Это лестница, тупик, желтый цвет, бедность, богатство, элементами костюмов, крест, эшафот, каморка, тюрьма.
Систематизация изученного материала осуществляется через продуктивную деятельность, а именно: редакционный совет собрал сообщения, наработки, каждого из отделов (групп) и предложил план книги, которая будет готовиться к изданию.
Логически выстраивая сообщения, совет решил, что книга может стать пособием для тех, кто будет изучать данные произведения.
Работа в малых группах. Метод «аквариум» Учащиеся самостоятельно подготавливают разделы для нового учебного пособия
Предлагаем вариант плана будущей книги
Проверить себя. Тест.
История создания произведений.
Характеры героев, мотивы их поступков.
Виртуальные герои изучаемых произведений рассказывают о себе.
Учимся размышлять, сравнивать, обобщать.
А что же критики?
Мир героев, созданный художниками.
Рефлексия.
Называем лучших издателей. На экране их фотографии и краткие рассказы об их увлечениях
Когда книга составлена, отредактирована, одна из страниц посвящена ее создателям.
Подведение итогов.
Отдел обработки информации указал рейтинг (баллы) участия каждого в научно – практической конференции. И комментировал работу отделов, которые оценивают успешность данного исследования.
Редакционный совет предложил название пособию.
Анализ количественных и качественных результатов
Вопросы, которые были заданы учащимся по теме « Оценка моей самостоятельной деятельности на уроках русского языка и литературы». Приведу примеры динамики улучшения ситуации:
- отметка повысилась у 14% девятиклассников; показатель рейтингового оценивания
стал выше у 20% - 10 класс, 10% -11 класс;
- чаще стали получать высокие баллы в среднем 15% старшеклассников;
- «учитель мне доверяет» - показатель вырос у 23% учащихся ;
- «родители заметили, что я стал более ответственным и самостоятельным» - написали 17% учащихся;
- учитель мене хвалит – 18% от количества детей с низкой мотивацией
- научились самостоятельно, без учителя, решать проблемы - на 23% увеличился показатель.
Затруднения в реализации педагогического замысла, пути преодоления
Негативное отношение к обучению может быть вызвано различными причинами: - нет желания, нет понимания, зачем нужно учиться;
- достигнуть позитивный результат невозможно, так как отсутствует система в
личностного обучения;
- нет силы воли;
- учебный материал однотипный, неинтересный;
- разный уровень обучаемости и обученности учащихся
Наблюдения показывают, что у учащихся изменяются приоритеты, мотивация к обучению. Если в младшем возрасте мотив послушания еще присутствует, он помогает учителю обучать, то в средней школе мотив интереса требует особых усилий.
Возникает проблема, каким профессионализмом должен владеть учитель, чтобы поддерживать мотив интереса, обучать так, чтоб обеспечить жизненный успех учащегося? Наука одну из причин снижения мотивации видит в недостаточной теоретической разработке стимулов учебной деятельности, в далеко не полном арсенале использования их во время учебного занятия, а ведь только они и формируют мотивацию успеха.
Творческий поход, стимулирование ученической деятельности мотивируют обучающегося (рейтинговая система оценивания в старшей школе, стипендии лучшим учащимся, благодарности родителям). Но, используя эти методы, мы должны учитывать возрастные и индивидуальные способности, возможности учащегося. Формировать позитивную высокую оценку в деятельности каждого обучающегся.