kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме "Ситуационные задачи на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассказывает о том, что такое ситуационная задача, приведен пример модели задачи,Далее приводится пример готовой авторской ситуационной задачи, которую можно применить при изучении темы "Омонимы". Задача называется "Заинька трусит, а лошадь трусит"данная задача направлена на формирование УУД и метапредметных результатов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Ситуационные задачи на уроках русского языка"»

Статья «Ситуационные задачи на уроках русского языка»

Автор: Мечкова Т.Ф, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ошьинская СОШ-БШ» Куединского района Пермского края

На основе материалов учебно-методического пособия

Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей  учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.


Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Ситуационные задачи ориентированы на формирование универсальных учебных действий по работе с информацией. Выделяют следующий набор формируемых УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, узнавание, выбор, составление, комбинирование, перестановка, преобразование, унификация, структурирование, построение, варианты по аналогии.

Особенность ситуационной задачи в том, что она носит практико-ориентированный характер, однако, для ее решения необходимо конкретное предметное знание, а часто и знание нескольких учебных предметов. Любая ситуационная задача имеет звучное, красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным и важным элементом такой задачи является проблемный вопрос, сформулированный так, чтобы детям захотелось найти на него ответ.

  

Модель ситуационной задачи

 1.Название задания.

2. Личностно-значимый познавательный вопрос.

3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.).

 4. Задания на работу с данной информацией.

  

Решение ситуационных задач направлено на достижение метапредметных результатов.

Привожу пример ситуационной задачи, разработанной мною. Использован конструктор ситуационных задач Л.С. Ильюшина. Данная задача может быть использована в 5 классе при изучении темы «Омонимы».

 









Название задачи

«Заинька тру'сит, а лошадь труси'т»

Личностно – значимый познаватель-

ный вопрос

- Если буквы Т, Р,У,С,И,Т,Ь сложить, что получится?

-Как что? Слово «трусить».

- Не слово, а слова. И целых три!

- Почему три слова?

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде

Текст 1.

В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию, но совершено различные по лексическому значению – омонимы. Обычно омонимы относятся к одной части речи. Например:) лук – огородное растение и лук – оружие, спортивный снаряд.

В русском языке различают полные и неполные омонимы.

Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но с разным лексическим значением. Например:

график (план работы) — график (художник);

планировать (плавно снижаться) — планировать (составлять планы);

гладь озера (ровная поверхность) — гладь (род вышивки);

Существуют и неполные омонимы, к которым отнесем омографы, омофоны и омоформы.

Омографы – совпадают в написании, но различаются ударением. Например: зАмок-замОк.

Омофоны – совпадают звучанием, но различаются написанием, например: плоТ-плоД.

Омоформы – совпадает звучание отдельных форм слов, чаще всего это слова разных частей речи. Например: печь (сущ.) – печь (глагол).

Следует отличать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего.

Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений. У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу. Слово спутник в современном русском языке имеет несколько значений, связанных друг с другом:

  1. Человек, который вместе с кем-нибудь совершает путь;

  2. То, что сопутствует чему-либо;

  3. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты;

  4. Космический аппарат, запускаемый на орбиту с помощью ракетных устройств.

Многозначных слов в языке больше, чем однозначных. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений, причём отдельные значения многозначных слов выделяются цифрами.





Текст 2.

Обратимся к вопросу в начале задания. Если это сочетание букв (звуков) мы произнесем с ударением на [у], прозвучит слово тру'сить, то есть бояться, пугаться чего-либо, кого-либо, поддаваться чувству страха, обнаруживать робость.

У Агнии Барто мы читаем:

Хоть сыночек невелик, невелик,

Мама трусить не велит, не велит.


Если в этом сочетании букв (звуков) поставим ударение на [и], то получим сразу два одинаково звучащих глагола. Но каждый со своим значением.

Один глагол труси'ть имеет значение ехать, бежать рысцой, бежать неторопливо, мелким, частым шагом. М. Пришвин записывает в дневнике: «Я слегка отпустил поводья и моя лошадёнка сама труси'т, освобождая меня от забот».

Бегать неторопливо могут не только животные. В одной из современных повестей читаем: «Дядя Вася труси'л вприпрыжку, совсем по- молодому, забыв о своих годах».

Другой глагол труси'ть имеет значение «сыпать, тряся», «сыпать, вытряхивая из чего-нибудь», «стрясать плоды с деревьев»: трусить муку из мешка, трусить порох на полку ружья.

Итак, из одного варианта сочетаний букв мы получили три самостоятельных слова. Они занесены в словари и подробно описаны. Два из них принимаются всеми без исключения. Это тру'сить (бояться) и труси'ть (бежать рысцой). А вот третьему глаголу труси'ть (сыпать, тряся) языковеды дают самые разные оценки. Но в одном знатоки речевой культуры единодушны: употреблять это слово надо правильно в соответствии с нормами русского литературного языка.

Однако многие произносят его неверно и применяют в неожиданных значениях: «встряхивать что-либо, очищая от пыли мусора» и даже «дрожать». Это грубая речевая ошибка.

Задания на работу с данной информацией

Ознакомление

Изучите внимательно оба текста. О каком языковом явлении идет речь во 2 тексте? Почему из данного варианта сочетаний букв мы получили самостоятельных слова? Подумайте и скажите, чем по отношению друг к другу являются слова тру'сить и труси'ть?

Понимание

Объясните причины того, что три слова из 2 текста слова являются омонимами. Чем отличается явление омонимии от многозначности слов? Обоснуйте свой ответ выдержками их текста. Почему важно правильно применять значение данных слов?

Применение

  1. Какие выражения, на ваш взгляд, правильные:

Трусится над каждой копейкой. Поджилки трясутся. Снежок притрусил землю. Глядел, не труся, даже с улыбкой. Перетрусил все мешки, теперь их складывает. Всю душу из меня вытрусил. Заинька трусит, а лошадь трусит.

  1. Приведите примеры слов – омонимов. Составьте с ними словосочетания.

  2. Приведите примеры многозначных слов. Составьте с ними предложения.

Анализ

Постройте классификацию омонимов на основании их произношения и написания.

Определите, какими омонимами будут являться по отношению друг к другу 1 и 2 слово, 2 и 3 слово.

Синтез

Игра «Кто больше?». Назвать как можно больше слов - омонимов разных видов.

Оценка

Оцените значимость явления омонимии для русского языка. Подготовьте сообщение о данном языковом явлении.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья по теме "Ситуационные задачи на уроках русского языка"

Автор: Мечкова Татьяна Федоровна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 307072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(65) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "129681"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415734508"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Использование метода кейс-технологии на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(70) "ispol-zovaniie-mietoda-kieis-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "227096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440600266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства