Ирина Васильевна Мусатова
МБОУ СОШ №8 г Нижний Тагил
Совершенствование навыков речевого контроля как условие успешной сдачи итоговой аттестации
Итоговая аттестация - серьезная проверка эффективности учебной деятельности ребенка под руководством учителя. Результат зависит от того, насколько грамотно будет построен этот процесс. Для успешной сдачи экзамена недостаточно грамотно писать – необходимо понять специфику самого экзамена. Объектом контроля становятся все виды компетенций: лингвистическая, языковая, коммуникативная.
Обучение навыку грамотно и последовательно излагать свои мысли в письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков литературы и русского языка и является одной из важнейших задач всего процесса обучения. Поэтому крайне важна работа с речевым текстом ( сочинение, изложение).
Речь – это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Речь не только процесс, но и результат. Речь есть реализация языка.
Чтобы успешно пройти итоговую аттестацию, мало правильно ответить на вопросы тестовой части. Работа над связным текстом также имеет огромное значение.
Несколько лет я работаю над формированием у ребят навыков речевого контроля и самоконтроля. В условиях письменной речи задачи речевого контроля усложняются тем, что контроль смысловой, эстетический
совмещается с очень трудным для учащихся орфографическим и пунктуационным контролем.
Кроме того, с переходом со ступени на ступень он становится в полной мере самостоятельным.
Анализ письменных работ учащихся показывает, что они не замечают многих недочетов и ошибок. По критерию связности и цельности текста типичными ошибками являются нарушение последовательности изложения и композиционной структуры, недостаточность объема высказывания. Отмечена также слабая аргументация тезиса. Большой процент работ содержит речевые ошибки (в основном повторы и неправильный выбор слова). Что касается фактологической точности, то часто учащиеся просто не могут правильно написать фамилию автора исходного текста (Осева вместо Осеева) или название произведения ( «Одинокий парус» вместо «Парус» М.Ю. Лермонтова) и т.д. Многие учащиеся создают тексты разговорного стиля а не книжных стилей. И все это на фоне множества орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Следовательно, работу учащихся над текстом надо планировать с учетом тех ошибок, которые встречаются наиболее часто.
В своей практике я использую некоторые приемы формирования навыков речевого контроля и самоконтроля:
- создание текста по аналогии;
- восстановленный диктант (при восстановлении учащимися приходится пересказывать содержание и воспроизводить не слова , а образы и мысли);
- задание на преобразование готового текста: сжатие, распространение;
- редактирование собственных высказываний и высказываний одноклассников (проверка и исправление оценивается как отдельная творческая работа);
- отсроченный контроль собственного высказывания (он позволяет посмотреть на свою работу «со стороны» и устранить недочеты, связанные с внутренней и разговорной речью);
На уроках и консультациях ученики активно пользуются таблицей «Типы речевых ошибок» и словарями. Надо сказать, что сначала ребята работают с образцовыми текстами, а потом переходят к слабым.
Приведу пример работы ученицы 8 класса Мурач Валерии над сочинением одноклассника Вахонина Максима.
Исходный текст:
Человечность – это умение чувствовать чувства другого человека, его духовный мир. Это одно из самых важных качеств, состоящее из сострадания, любви и милосердия.
В тексте директор понял как мальчик любит собаку и ему очень плохо ему, поэтому директор предложил новую собаку. В жизни тоже очень часто встречаются такие люди. Например женщина с коляской не может подняться по лестнице, и люди ей помогают.
Я считаю что человечность одно из самых главных умений современного человека.
Исправленный текст (исправления даны жирным шрифтом)
Человечность – это умение чувствовать чувства (речевая) другого человека, его духовный мир. Это одно из самых важных качеств, состоящее из сострадания, любви и милосердия (речевая).
В тексте директор понял, (пунктуационная) как мальчик любит собаку и ему очень плохо ему (лишнее слово), поэтому директор предложил новую собаку. (не выделен абзац). В жизни тоже очень часто встречаются такие люди. Например, (пунктуационная) женщина с коляской не может подняться по лестнице, и люди ей помогают.
Я считаю что человечность одно из самых главных умений современного человека.
Как мы видим, ученица исправила не все ошибки и недочеты, но эта работа позволит ей в дальнейшем избежать подобных ошибок, более грамотно и связно формулировать собственные мысли, подбирать нужные аргументы.
В заключение хочется отметить, что развитие умения контролировать собственный и чужой текст требует длительной речевой практики, и здесь надо использовать все методы, в том числе и цифровые образовательные ресурсы, и интернет – ресурсы. Одна из основных задач педагога – практически познакомить учащихся с доступными для них критериями речевого контроля и применять их на уроках в процессе подготовки к итоговой аттестации.
Литература
1. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М.Надеина.- М.: ИНФА, 2001.- с. 212.
2. Казарцева, О.М. Письменная речь / О.М.Казарцева, О.В.Вишнякова.- М.: Флинта: Наука,1998. – 256с.
3. Коротаева, Е.В. Роль ученического сочинения в формировании нового отношения к учению / Е.В.Коротаева // РЯШ. – 1991, №6. – с.14-15.
4. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной речи / Е.Н.Российская. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 231с.