kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совершенствование навыков речевого контроля как условие успешной сдачи итоговой аттестации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой методические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации. Проще говоря, это обмен опытом. Я практикую работу с текстами одноклассников, ребята сами проверяют сочинения и изложения по критериям, при этом учатся видеть и свои ошибки. Начинаем тренироваться на образцовых текстах, потом переходим к слабым высказываниям, корректируем их и оцениваем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая аттестация статья»

Ирина Васильевна Мусатова

МБОУ СОШ №8 г Нижний Тагил

Совершенствование навыков речевого контроля как условие успешной сдачи итоговой аттестации

Итоговая аттестация - серьезная проверка эффективности учебной деятельности ребенка под руководством учителя. Результат зависит от того, насколько грамотно будет построен этот процесс. Для успешной сдачи экзамена недостаточно грамотно писать – необходимо понять специфику самого экзамена. Объектом контроля становятся все виды компетенций: лингвистическая, языковая, коммуникативная.

Обучение навыку грамотно и последовательно излагать свои мысли в письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков литературы и русского языка и является одной из важнейших задач всего процесса обучения. Поэтому крайне важна работа с речевым текстом ( сочинение, изложение).

Речь – это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Речь не только процесс, но и результат. Речь есть реализация языка.

Чтобы успешно пройти итоговую аттестацию, мало правильно ответить на вопросы тестовой части. Работа над связным текстом также имеет огромное значение.

Несколько лет я работаю над формированием у ребят навыков речевого контроля и самоконтроля. В условиях письменной речи задачи речевого контроля усложняются тем, что контроль смысловой, эстетический

совмещается с очень трудным для учащихся орфографическим и пунктуационным контролем.

Кроме того, с переходом со ступени на ступень он становится в полной мере самостоятельным.

Анализ письменных работ учащихся показывает, что они не замечают многих недочетов и ошибок. По критерию связности и цельности текста типичными ошибками являются нарушение последовательности изложения и композиционной структуры, недостаточность объема высказывания. Отмечена также слабая аргументация тезиса. Большой процент работ содержит речевые ошибки (в основном повторы и неправильный выбор слова). Что касается фактологической точности, то часто учащиеся просто не могут правильно написать фамилию автора исходного текста (Осева вместо Осеева) или название произведения ( «Одинокий парус» вместо «Парус» М.Ю. Лермонтова) и т.д. Многие учащиеся создают тексты разговорного стиля а не книжных стилей. И все это на фоне множества орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Следовательно, работу учащихся над текстом надо планировать с учетом тех ошибок, которые встречаются наиболее часто.

В своей практике я использую некоторые приемы формирования навыков речевого контроля и самоконтроля:

- создание текста по аналогии;

- восстановленный диктант (при восстановлении учащимися приходится пересказывать содержание и воспроизводить не слова , а образы и мысли);

- задание на преобразование готового текста: сжатие, распространение;

- редактирование собственных высказываний и высказываний одноклассников (проверка и исправление оценивается как отдельная творческая работа);

- отсроченный контроль собственного высказывания (он позволяет посмотреть на свою работу «со стороны» и устранить недочеты, связанные с внутренней и разговорной речью);

На уроках и консультациях ученики активно пользуются таблицей «Типы речевых ошибок» и словарями. Надо сказать, что сначала ребята работают с образцовыми текстами, а потом переходят к слабым.

Приведу пример работы ученицы 8 класса Мурач Валерии над сочинением одноклассника Вахонина Максима.

Исходный текст:

Человечность – это умение чувствовать чувства другого человека, его духовный мир. Это одно из самых важных качеств, состоящее из сострадания, любви и милосердия.

В тексте директор понял как мальчик любит собаку и ему очень плохо ему, поэтому директор предложил новую собаку. В жизни тоже очень часто встречаются такие люди. Например женщина с коляской не может подняться по лестнице, и люди ей помогают.

Я считаю что человечность одно из самых главных умений современного человека.

Исправленный текст (исправления даны жирным шрифтом)

Человечность – это умение чувствовать чувства (речевая) другого человека, его духовный мир. Это одно из самых важных качеств, состоящее из сострадания, любви и милосердия (речевая).

В тексте директор понял, (пунктуационная) как мальчик любит собаку и ему очень плохо ему (лишнее слово), поэтому директор предложил новую собаку. (не выделен абзац). В жизни тоже очень часто встречаются такие люди. Например, (пунктуационная) женщина с коляской не может подняться по лестнице, и люди ей помогают.

Я считаю что человечность одно из самых главных умений современного человека.

Как мы видим, ученица исправила не все ошибки и недочеты, но эта работа позволит ей в дальнейшем избежать подобных ошибок, более грамотно и связно формулировать собственные мысли, подбирать нужные аргументы.

В заключение хочется отметить, что развитие умения контролировать собственный и чужой текст требует длительной речевой практики, и здесь надо использовать все методы, в том числе и цифровые образовательные ресурсы, и интернет – ресурсы. Одна из основных задач педагога – практически познакомить учащихся с доступными для них критериями речевого контроля и применять их на уроках в процессе подготовки к итоговой аттестации.



Литература

1. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М.Надеина.- М.: ИНФА, 2001.- с. 212.

2. Казарцева, О.М. Письменная речь / О.М.Казарцева, О.В.Вишнякова.- М.: Флинта: Наука,1998. – 256с.

3. Коротаева, Е.В. Роль ученического сочинения в формировании нового отношения к учению / Е.В.Коротаева // РЯШ. – 1991, №6. – с.14-15.

4. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной речи / Е.Н.Российская. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 231с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Мусатова Ирина Васильевна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Совершенствование навыков речевого контроля как условие успешной сдачи итоговой аттестации»"
    ["seo_title"] => string(80) "sovershenstvovanie_navykov_rechevogo_kontrolia_kak_uslovie_uspeshnoi_sdachi_itog"
    ["file_id"] => string(6) "594374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639322032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства