«Совершенствование навыков речевого контроля как условие успешной сдачи итоговой аттестации»
Итоговая аттестация - серьезная проверка эффективности учебной деятельности ребенка под руководством учителя. Результат зависит от того, насколько грамотно будет построен этот процесс. Для успешной сдачи экзамена недостаточно грамотно писать – необходимо понять специфику самого экзамена. Объектом контроля становятся все виды компетенций: лингвистическая, языковая, коммуникативная.
Обучение навыку грамотно и последовательно излагать свои мысли в письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков литературы и русского языка и является одной из важнейших задач всего процесса обучения. Поэтому крайне важна работа с речевым текстом ( сочинение, изложение).
Чтобы успешно пройти итоговую аттестацию, мало правильно ответить на вопросы тестовой части. Работа над связным текстом также имеет огромное значение.
Несколько лет я работаю над формированием у ребят навыков речевого контроля и самоконтроля.
Анализ письменных работ учащихся показывает, что они не замечают многих недочетов и ошибок. По критерию связности и цельности текста типичными ошибками являются нарушение последовательности изложения и композиционной структуры, недостаточность объема высказывания. Отмечена также слабая аргументация тезиса. Большой процент работ содержит речевые ошибки (в основном повторы и неправильный выбор слова). Что касается фактологической точности, то часто учащиеся просто не могут правильно написать фамилию автора исходного текста (Осева вместо Осеева) или название произведения ( «Одинокий парус» вместо «Парус» М.Ю. Лермонтова) и т.д. Многие учащиеся создают тексты разговорного стиля а не книжных стилей. И все это на фоне множества орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Следовательно, работу учащихся над текстом надо планировать с учетом тех ошибок, которые встречаются наиболее часто.
В своей практике я использую некоторые приемы формирования навыков речевого контроля и самоконтроля:
- создание текста по аналогии;
- восстановленный диктант;
- задание на преобразование готового текста: сжатие, распространение;
- редактирование собственных высказываний и высказываний одноклассников;
Приведу пример работы ученицы 8 класса Мурач Валерии над сочинением одноклассника Вахонина Максима.
Исходный текст:
Человечность – это умение чувствовать чувства другого человека, его духовный мир. Это одно из самых важных качеств, состоящее из сострадания, любви и милосердия.
В тексте директор понял как мальчик любит собаку и ему очень плохо ему, поэтому директор предложил новую собаку. В жизни тоже очень часто встречаются такие люди. Например женщина с коляской не может подняться по лестнице, и люди ей помогают.
Я считаю что человечность одно из самых главных умений современного человека.
Исправленный текст (исправления даны жирным шрифтом)
Человечность – это умение чувствовать чувства(речевая) другого человека, его духовный мир. Это одно из самых важных качеств, состоящее из сострадания, любви и милосердия (речевая).
В тексте директор понял, (пунктуационная) как мальчик любит собаку и ему очень плохо ему(лишнее слово), поэтому директор предложил новую собаку. (не выделен абзац). В жизни тоже очень часто встречаются такие люди. Например, (пунктуационная) женщина с коляской не может подняться по лестнице, и люди ей помогают.
Я считаю что человечность одно из самых главных умений современного человека.
Как мы видим, ученица исправила не все ошибки и недочеты, но эта работа позволит ей в дальнейшем избежать подобных ошибок, более грамотно и связно формулировать собственные мысли, подбирать нужные аргументы.