Просмотр содержимого документа
«Словарные слова в кроссвордах»
1 лист.Титульный лист
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа с этнокультурным еврейским компонентом образования
«Ор Авнер»-(Свет-Авнера)»
г. Тольятти, ул. Жукова, 9, тел. 34-60-22; 34-60-21
shkolatol@mail.ru; oravner@edu.tgl.ru
Тема: «Словарные слова в кроссвордах»
(Статья по работе со словарными словами для учащихся возрастной категории 6 -10 лет.)
Кустова Марина Владимировна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории,
ЧОУ «Школа «Ор Авнер» - (Свет Авнера)»,
Самарская область,
город Тольятти, 2017 год.
Г. Тольятти, 2017 год.
2 лист.Цель статьи: поделиться опытом работы со словарными словами.
Задача: сделать для учеников повторение словарных слов интересной.
Ход статьи.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи придается большое значение словарно-орфографической работе, в процессе которой детьми усваиваются слова с непроверяемыми написаниями. Эти слова даны в специальных списках для каждого класса в конце учебника. Навык написания словарных слов зависит от активного словаря ученика. «Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности»: писал Н.С.Рождественский.
Использование занимательных игр на уроке и во внеклассных занятиях способствует не только сознательному усвоению учениками программного минимума, но и развитию у детей интереса к изучению и правильному употреблению их в речи. Хорошим средством занимательности являются такие игры, как кроссворды.
В своем сообщении я хочу показать, как я, на примере использования кроссвордов организовала такую работу во 2 классе над словарными словами, объединенными в темы . Для начала я распределила словарные слова по темам, так как ученикам будет намного быстрее вспомнить написание слова.
Например, вот как я распределила словарные слова по темам и предложила ученикам поработать с ними, используя вступительное слово от сказочных героев. Таким образом, ученики не только повторяют написание слов, но и вспоминают по изображению персонажа название произведения.
Вступление: Дорогие, ребята, на каждом уроке русского языка вы повторяете или знакомитесь с написанием словарных слов, которые называются, как орфограмма - слова с непроверяемыми написаниями. Мы, сказочные герои знаем, что при написании данных слов встречаете иногда препятствия. И это не удивительно, потому что вам приходится запомнить большое количество слов, к которым нельзя подобрать проверочные слова. Поэтому, чтобы изучение словарных слов для вас было интересным и нетрудным заданием, мы предлагаем вам, уважаемые ребята, распределить их на темы и знакомиться с ними в занимательной форме, то есть с использованием кроссвордов. Но сначала выясним, что такое кроссворд и как с ним работать. Кроссворд – это игра задача, требующая заполнения словами пересекающихся рядов клеток. Особенность работы заключается в том, что слова в определенных местах пересекаются, то есть одна и та же буква находится в точке пересечения двух слов и входит как составная часть в оба слова. Отгадывание кроссворда всегда следует начинать с цифры «1», независимо от того, на какой линии она находится (на вертикальной или горизонтальной, и вписывать по одной букве слова – ответы в белые клетки рисунка, начиная с клетки с цифрой и кончая с заштрихованной клеткой или краем рисунка. Желаю вам удачи, дорогие ребята, в увлекательной работе со словарными словами!
Итак, первая наша станция. Первая тема, в которую мы объединим словарные слова – это тема: «Дорога», в которую объединены следующие слова, связанные с данной темой. Попробуйте самостоятельно вписать слова в клетки кроссворда, определив название слова по его лексическому значению. А затем проверить правильность отгадывания словарных слов по ключу, который расположен под кроссвордом.
Кроссворд №1. Тема - «Дорога».
7
8
6
3
5
2
1
4
По горизонтали: 1. Дорога или дорожка (обычно в саду, в парке), по обеим сторонам обсаженная рядами деревьев или кустарников. 4. Тот, кто совершает поездку на поезде, пароходе или каком-либо ином виде транспорта. 5.Поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям. 8. Большая станция пригородного или междугородного автобусного сообщения.
По вертикали: 2. Вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки. 3. Всякая дорога с твердым покрытием. 6. Документ, удостоверяющий право пользования чем-н. - разовый или на определённый срок. 7. Коллективная поездка (прежде также индивидуальная) куда-либо, коллективное посещение музея, выставки, какого-либо достопримечательного места.
Ключи к кроссворду №1 - «Дорога».
7
э
8
а
в
т
о
в
о
к
з
а
л
с
к
у
6
3
р
б
5
п
у
т
е
ш
е
с
т
в
и
е
о
и
л
2
с
я
е
б
с
т
1
а
л
л
е
я
г
4
п
а
с
с
а
ж
и
р
ж
Кроссворд №2. Тема - «Транспорт».
8
12
11
13
9
7
3
6
5
2
10
1
4
Ключи к кроссворду №2 Тема: «Транспорт» .
8
12
11
э
л
е
к
т
р
о
в
о
з
13
в
а
г
о
н
р
в
9
м
а
ш
и
н
а
т
к
о
7
т
3
м
6
т
р
о
л
л
е
й
б
у
с
5
о
р
р
а
2
к
б
10
с
е
я
л
к
а
1
м
е
т
р
о
о
и
м
о
а
м
л
в
л
4
к
о
р
а
б
л
ь
а
е
е
а
й
т
т
й
а
н
Кроссворд № 3.Тема: «Транспорт».
12
13
3
5
6
11
2
4
1
10
9
8
7
Ключи к кроссворду №3. Тема: «Транспорт».
12
13
р
а
к
е
т
а
3
р
с
о
5
м
е
т
р
о
л
я
6
л
11
к
о
р
а
б
л
ь
к
е
2
к
4
о
й
э
1
а
в
т
о
м
о
б
и
л
ь
р
б
у
е
10
м
а
ш
и
н
а
а
с
к
9
к
й
8
т
р
а
м
в
а
й
7
с
а
м
о
л
е
т
н
р
а
о
о
г
р
в
о
о
н
з
Кроссворд №4.Тема «Календарь».
9
10
6
13
7
4
14
5
12
11
2
8
3
1
Ключи к кроссворду № 4. Тема «Календарь».
9
10
о
к
т
я
б
р
ь
н
в
6
а
13
7
ч
е
т
в
е
р
г
п
о
ь
я
4
с
14
в
т
о
р
н
и
к
ф
к
н
5
с
е
н
т
я
б
р
ь
и
в
е
ц
12
р
11
с
у
б
б
о
т
а
д
2
а
е
е
м
л
8
п
о
н
е
д
е
л
ь
н
и
к
3
к
а
л
е
н
д
а
р
ь
ь
а
с
е
б
1
н
о
я
б
р
ь
р
ц
ь
Кроссворд №5.Тема «Календарь» .
7
14
5
11
6
9
10
3
8
13
2
4
1
12
Ключи к кроссворду № 5. Тема «Календарь».
7
я
14
5
н
ч
11
п
в
е
м
6
с
у
б
б
о
т
а
9
т
е
н
р
в
10
в
о
с
к
р
е
с
е
н
ь
е
ь
т
е
я
д
о
р
ц
3
8
к
а
л
е
н
д
а
р
ь
г
н
л
н
13
2
4
о
к
т
я
б
р
ь
и
п
ф
я
н
к
я
1
д
е
к
а
б
р
ь
и
т
в
р
к
12
с
е
н
т
я
б
р
ь
ь
и
а
ц
л
а
ь
Кроссворд №6. Темы «Явления природы и стороны света».
3
5
4
7
2
1
6
Ключи к кроссворду №6. Темы «Явления природы и стороны света».
3
5
м
с
о
4
в
е
т
е
р
7
в
о
2
в
е
1
з
а
п
а
д
о
р
о
с
6
г
о
р
и
з
о
н
т
о
о
д
к
а
Кроссворд №7.Темы «Явления природы и стороны света».
6
3
7
4
5
2
1
Ключи к кроссворду №7.Темы «Явления природы и стороны света».
6
3
7
с
г
п
е
о
о
4
в
е
т
е
р
г
е
и
о
р
5
з
а
п
а
д
2
о
а
м
н
1
в
о
с
т
о
к
р
о
з
Темы «Единица измерения массы», «Единица измерения длины», «Число» (№8-1кр.)
4
8
5
6
7
2
1
3
Темы «Единица измерения массы», «Единица измерения длины», «Число» (№8-1кр.)
Ответы.
4
8
о
к
5
ш
е
с
т
н
а
д
ц
а
т
ь
и
и
л
6
д
в
е
н
а
д
ц
а
т
ь
о
н
м
7
р
а
с
с
т
о
я
н
и
е
2
д
т
1
д
в
а
д
ц
а
т
ь
р
о
а
с
т
е
ь
3
к
и
л
о
г
р
а
м
м
ь
Темы «Единица измерения массы», «Единица измерения длины», «Число» (№8-2кр.)
8
3
5
4
2
1
6
7
Темы «Единица измерения массы», «Единица измерения длины», «Число» (№8-2кр.)