Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику Кембриджской Программы обучения»
Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику.
Преподавание в школе я выбрала своей профессией вполне осознанно. Поэтому любые трудности профессиональной деятельности меня никогда не пугали, а наоборот стимулировали к каким-либо изменениям. Я всегда старалась быть в курсе всех методических новинок, пытаясь применять их на своих уроках. Предложения обучаться на курсах встречала с удовольствием, так как повышение квалификации всегда для меня было одним из важных моментов педагогики. Учитель не должен оставаться за бортом происходящих событий, считала я, с радостью погружаясь в водоворот предлагаемых всевозможных новшеств. Что меня всегда смущало, это то, что, обилие применяемых мною методик создавало некоторый сумбур на моих уроках. Зачастую, я сама не вполне осознавала их смысл, цель использования, особенности применения. Сейчас я понимаю, что мне не хватало теоретических знаний, у меня не было представления о методологии, а главное, я строила свои уроки так, как было удобно мне, не заботясь о комфорте и особенностях своих учеников. Не удивительно, что я чувствовала несовершенство своего преподавания и пыталась его изменить, не зная в каком направлении действовать.
Могу смело утверждать, что обучение на курсах помогло мне определиться с чётким направлением моих дальнейших преобразований, которые позволят мне в преподавательской деятельности добиться желаемых результатов. Ключевую идею курсов, заключающуюся в создании ученикам таких условий на уроке, при которых он обучался бы сам, я прочувствовала на себе. Ведь за время обучения я была не простым скучающим слушателем, а настоящей ученицей, испробовавшей на себе те педагогические приёмы и методики, которые я планирую применить на практике. Самое важное моё открытие, новый подход к обучению, основанный на развитии у учащихся желания и умения учиться самостоятельно, я выбрала приоритетом всей своей деятельности, планируя выстраивать свои уроки именно в таком русле. Теперь, на мой взгляд, положительный результат урока будет зависеть не от того, насколько понятно и доступно я расскажу ученику о каких-либо исторических событиях, а то, как он сам сможет их понять и охарактеризовать. Речь не идёт о предоставлении детям неограниченной свободы на уроке. Здесь имеется в виду хорошо спланированный самостоятельный труд детей, незаметно направленный и регулируемый учителем. Отходя от привычных шаблонов, нужно давать детям возможность ошибаться и учиться на своих ошибках. Это понимание изменило все мои стереотипы, определив другое направление в обучении и развитии детей.
Естественно, что получив новый вектор преподавания, я очень хотела применить его на своих уроках. Практика в школе стала хорошим средством апробирования ключевых идей курсов. Каждый урок я планировала таким образом, чтобы в нём было видно моё новое видение. Мне очень хотелось, чтобы дети почувствовали, как поменялся стиль проведения урока. Из подчинённых учителю учеников они превратились в равноправных партнёров и сотрудников. Такой образ мышления был совершенно новым для них. Понимая это, я наметила для себя задачи обучения, пути их решения и запланировала результат. Признаюсь честно, что сразу на одном уроке мне хотелось применить и задания на развитие критического мышления, и диалогическую беседу с использованием исследовательских вопросов, и оценить ответы учащихся при помощи разработанных мною критериев. Но, помня о последовательности и логичности своих действий, я стала методично выбирать тот вид работы, который был бы максимально полезен и приемлем в определённом классе. Ведь разные дети имеют разные способности и возможности. Еще нужно было исходить из конкретной темы урока, учитывая её место в общем потоке исторических событий, и особенности её усвоения по степени трудности и объёму. В одном классе на одном уроке мне удавалось внедрить большинство ключевых идей, в другом же обучение имело односторонний характер. Подготовительная работа по проведению уроков первое время занимала у меня достаточно много времени. Нужно было учесть все нюансы, и в то же время помнить, что урок я провожу не для себя, а для детей. В последующем я научилась заранее предвидеть и применять там, где нужно, всё то, чему я научилась за время обучения.
Можно выделить основные аспекты изменённого мною взгляда на преподавание, которые я стала активно внедрять на своих уроках. В первую очередь, я усовершенствовала качество задаваемых мною вопросов, используя диалог с учащимися настолько продуктивно, что он превратился в отличное средство взаимообучения. Мои вопросы из формально заданных, стали развивающими и проблемно-поисковыми. Учащимся стало намного интереснее искать ответы на те, вопросы, односложного ответа на которые нет. А мне было интересно следить за развивающейся дискуссией, наблюдать которую раньше на моих уроках можно было не часто.
Чтобы развивать критическое мышление у детей, мне сначала пришлось определить для себя правильное понимание этого вопроса. Зная о нём лишь понаслышке, я не рисковала раньше использовать на уроках задания на развитие критического мышления, опасаясь проявить свою некомпетентность. Целенаправленно я стала развивать у себя эту способность, разрабатывая для учащихся такие вопросы и задания, которые подвигнут их к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Я стала направлять деятельность учащихся на готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых для них способов мышления и действий. Стимулируя детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта, я мотивировала детскую любознательность и развивала у них навыки критического мышления. С методом критического наблюдения я также познакомилась впервые. Апробировав его, я пришла к выводу, что он служит хорошим инструментом в проведении педагогических экспериментов, позволяя определить объект, цели и задачи своего исследования, пути их решения и варианты выхода из затруднительных ситуаций.
Большим открытием для меня стало использование критериального оценивания на уроках. Признанная система оценки ответов учащихся уже давно вызывает у многих учителей нарекания и требует изменений. Но сделать это не в компетенции простого рядового учителя. Сейчас же, видя разницу между формативным и суммативным оцениванием, я смогла выработать свои собственные критерии оценки на уроке, учитывая все требования к знаниям, умениям и навыкам детей, которые они должны приобрести в процессе обучения. Могу смело сказать, что на этом этапе после долгих затруднений у меня возникло трансформирование собственного взгляда на оценивание вообще, потому что я увидела реальную разницу между оцениванием обучения и оцениванием для обучения. Этот вывод стал отправляющей точкой в изменении моего преподавания, потому что я признала значительное влияние оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что, в свою очередь, решающим образом влияет на обучение.
На своих уроках я всегда применяла беседу с учащимися, но зачастую эта беседа носила односложную направленность, то есть это был диалог лишь с теми детьми, кто знал ответы на мои вопросы, остальные же просто отсиживались либо отделывались невнятными ответами. Иногда и мои вопросы носили невнятный характер, что показывало мою степень неподготовленности и непонимания смысла и цели задаваемых мною вопросов. Предложить детям побеседовать между собой на какую-либо тему я не решалась, так как не доверяла им и считала, что сами они никогда не смогут провести конструктивного диалога по теме. Во время практики в школе я очень внимательно отнеслась к диалоговому обучению, стала применять вопросы высокого порядка и давать учащимся возможность высказывать своё мнение по теме, а также формулировать свои вопросы для меня и для других учеников. Диалог с учащимися на моём уроке превратился из формального обменивания вопросами и ответами в увлекательный, а иногда и задушевный разговор, позволяющий учащимся не бояться быть откровенными с учителем и не опасаться допускать ошибки или быть непонятыми.
Изменения произошли и в применении мною на уроках информационно-коммуникативных технологий, которые ранее я использовала бессистемно и непоследовательно. Интерактивная доска служила для меня лишь средством наглядности. Теперь же информационно-коммуникативные технологии стали значимым инструментом, помогающим мне в преподавании, облегчающими объяснение и обеспечивающими понимание учащимися научных понятий. Естественно, урок с такими изменениями требовал моей технической подготовленности, компьютерной грамотности и навыков работы с интерактивным оборудованием. Трудности меня не пугали, потому что мне хорошо было известно, что мои ученики уже давно намного грамотнее меня в отношении применения компьютерных технологий, а потому там, где я затруднялась, они с готовностью предлагали мне свою помощь. Это даже стало неким стимулом для их работы и значительно повысило их самооценку. Конечно же, урок, где я использовала информационно-коммуникативные технологии, такие как видео, сетевые материалы, цифровые средства массовой информации был намного интереснее для детей, на таком уроке они проявляли большую активность, пытаясь показать свою компетентность в знании устройства компьютера и интерактивной доски.
Уделяя на уроках большое внимание самостоятельности учащихся, я стала использовать применение инноваций для активизации саморегуляции учащихся. Так как поняла, что самонаправленность учащихся в процессе работы над заданиями и самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем развивают процесс обучения и делают понятным его суть для самих учеников. Зачастую, учащиеся, работая на уроке в традиционном стиле, то есть под чутким руководством учителя, не понимают, зачем им это нужно, а для более глубокого усвоения каких-либо знаний необходимо достаточно много времени и большого количества повторяющихся примеров. При использовании заданий на саморегуляцию определённая ситуация структурирует и определяет соответствующий тип рассуждений и действий учащихся без подсказки учителя, которые прочно и надолго остаются в памяти ребят, а главное мотивируют их на дальнейшую деятельность и повышают их значимость и самооценку.
Не могу не отметить ещё один навык, приобретённый мною в процессе обучения. Это навык рефлексии и анализа любого запланированного педагогического действия, который ранее был развит у меня частично. Составление отчётов я считала делом формальным, не задумываясь об их главном предназначении. Сейчас я вижу целесообразность и пользу от такого рефлективного подхода в преподавании. Потому что, непредвзято анализируя свои успехи и неудачи, я могу изменить своё видение на ту или иную проблему, определить свои недостатки в планировании и подготовке, выявить ошибочность подобранных форм работы и видов деятельности учащихся или, наоборот, их выигрышность в том или ином случае. А самое главное, что рефлексия помогает мне, сделав определённые выводы, в будущем спланировать подобную деятельность таким образом, чтобы избежать своих ошибок, учитывая прошлый опыт и внося изменения. Также рефлективный отчёт лично для меня стал хорошим средством самоорганизации и выработки постоянства. Являясь по натуре человеком не очень организованным, я заметила, что, анализируя свою деятельность, я изменяюсь и становлюсь более последовательной в своих действиях. Это, безусловно, положительно повлияло на результат моей работы.
Подводя итог всему вышесказанному, я отмечаю основные приоритеты своей дальнейшей работы в школе. В первую очередь, это развитие метакогнитивных знаний учащихся посредством заданий, направленных на побуждение у них желания самостоятельно учиться и развиваться. Также я буду применять новый подход к диалоговому обучению как к взаимному процессу, в котором происходит продвижение новых знаний и идей в двух направлениях. Уже произошло трансформирование собственного взгляда на критериальное оценивание, поэтому разработка и применение критериев оценки учащихся на уроках истории будет использоваться мною систематически. Планирование деятельности учащихся развивающей воображение и способность к принятию во внимание альтернативных решений, внедрение новых для них способов критического мышления и действий будет выполняться мною не как отдельный не последовательный элемент, а в системе и постоянно. Применять информационно-коммуникативные технологии я буду как значимый инструмент, помогающий в преподавании, облегчающий объяснение и обеспечивающий понимание учащимися научных понятий. Методичная рефлексия любого запланированного педагогического действия станет для меня не навязчивой обязанностью, а естественным стремлением к развитию аналитического мышления и желанием изменений к лучшему.
Глубокое содержание курсовой подготовки сыграло решающую роль в моём видении подхода к образованию и обучению. Изменение стереотипов было очень своевременным. Здесь, на курсах я услышала такое выражение: «Меняется мир – меняемся мы!». Я реально увидела, что изменения в педагогике на сегодняшний день настолько глобальны, что учителям обязательно нужно быть информационно грамотными и своевременно мобильными, чтобы успеть за всеми этими преобразованиями. И пусть пока я ещё не в совершенстве могу работать по-новому. Самое главное, работать по-старому я уже не смогу. А значит, начиная свою педагогическую деятельность, моей первоочередной задачей станет внедрение всех ключевых идей курсов. Причём, происходить всё это должно последовательно и компетентно, чтобы мои учащиеся на каждом моём уроке видели, как изменился подход к обучению. Чтобы теперь они могли сами определять цели и задачи урока, выбирать вид деятельности, который им по душе, научились оценивать себя и давать оценку другим, искать нестандартные альтернативные пути решения той или иной проблемы, вести интересную пытливую беседу и, наконец, на моих уроках им было бы интересно и комфортно. Я думаю, если бы я узнала обо всех этих моментах раньше, то, возможно, я избежала бы многих ошибок, допущенных в своей преподавательской деятельности. Я приложу все усилия, чтобы, по возможности, избежать неточностей и неудач. Я знаю, что мой успех целиком и полностью зависит только от меня, от моего желания и стремления, от того насколько я готова к претворению новых идей в жизнь. В течение прохождения курсов ко мне пришло понимание этого, созрела готовность к изменениям и осознание моего предназначения. Я очень надеюсь, стать тем учителем, который сможет помочь своим ученикам самостоятельно добывать знания, необходимые в дальнейшей жизни, а я буду ощущать удовлетворение и радость от того, что увижу ясность и понимание в детских глазах.