Рефлективный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения
Рефлективный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения
В данном отчете описала изменения в своей практике после прохождения курса обучения по переподготовки педагогов базовому уровню по обучению Программы идей 7 модуля по кембриджской технологии. Изменились и мои ученики: стали более мотивированными своему обучению, саморегулируемые и ответственными обучению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения»
Рефлективный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения
«В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на
процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности адми-
нистрации школ и органов управления системой образования по обеспече-
нию учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневнойрабо-
ты самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие уча-
щихся.» (BarberandMourshed, 2007, с. 110 ,) Это утверждение, по-моему
мнению, верно. Раньше я всегда старалась проводить уроки по русскому
языку так, чтобы детям было интересно. Это и уроки-конкурсы, и урок-
путешествие, и урок-викторина. Но, несмотря на все мои усилия, дети
не могли свободно говорить на русском языке, некоторые ученики на
уроках были пассивны.
После знакомства с идеями Программы я переменила свои взгляды
на стиль своего преподавания. На курсах я познакомилась с конструкти-
вистской теорией обучения, которая основывается на утверждении, что
ученики всесторонне развиваются при условии взаимодействия имеющихся, знаний с новыми в процессе совместной работы с учителем,
со сверстниками. Если раньше ученики, получая готовые знания, просто механически их запоминали, то конструктивистское преподавание развивает глубокое понимание предмета. Эта теория подразумевает такой стиль преподавания, при котором происходит диалог и сотрудничество. При этом повышается мотивация учащихся и культура общения.
Когда на практике я проводила уроки с использованием идей семи
Модулей программы, мне было очень трудно отойти от привычного урока,
где ученики индивидуально выполняли мои задания. Раньше я больше внимания уделяла сильным ученикам, а троечникам давала лёгкие задания:
переписать текст, перевести предложения, прочитать отрывок. Я даже не предполагала, что их можно привлечь к активной работе на уроке. Вероятно, мне мешал мой многолетний опыт или точнее сказать мои убеждения, так как «при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на всё, что он делает в классе. Устойчивая уверенность в том, как должны преподаваться предметы, по мнению исследователя, оказывает более существенное влияние на действия учителя в классе, нежели какая-либо методика или учебник» (Пажарес, 1992, с. 111)
С моей точки зрения, для того чтобы внедрить что-то новое в своей
школьной практике, сначала мне как учителю нужно измениться самой.
Прежде всего я должна научиться быть восприимчивой к личности ученика, дать возможность детям самим постигать новое, так как идеи конструктивистского подхода предполагают активное участие детей в процессе урока, где они становятся ответственными за своё обучение. Всё это возможно, если учитель компетентен. Компетентным учитель становится, по теории Шульмана, при наличии «трёх помощников учителя»: головы, руки и сердца.
Лично я, после обучения на первом этапе курсов повышения квалификации, полностью поменяла взгляды на свою педагогическую практику. Во–первых, я поняла, что без помощи со стороны коллег мне не обойтись. После консультации с ними я внесла некоторые изменения в своё планирование. Я заметила, что планирование урока теперь стало другим, оно очень отличается от нашего поурочного плана. Во-вторых, я отметила, что уроку словно имеет три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.
Такое планирование позволяет мне эффективно применять на уроке все семь модулей Программы, в особенности – модуль «Обучение критическому мышлению», который прослеживается на всех уроках. Осмыслив это, я убедилась: чтобы помочь ученикам развить критическое мышление , мне прежде всего самой нужно иметь развитое критическое мышление. В-третьих, чтобы внести какие-либо изменения в мою практику, я должна учитывать мнения своих учеников, так как с самого начала нужно развивать в них самостоятельность, ответственность и навыки саморегуляции.
Что во мне поменялось? На уроках я стала меньше говорить. Мне не
нужно было объяснять новую тему, потому что на уроках ученики сами
начали формировать свои знания. В начале изучения темы «Местоимение», я знала, что ученики уже имеют представление об этой части речи. Они изучали местоимение в пятом классе. Эти знания стали отправной точкой для усвоения новой темы. Используя групповую форму работы, я подталкивала детей к самостоятельному изучению темы. Имеется утверждение, что 50% полученной учениками информации удерживается при обсуждении в группе, 75% через действие, практику и 90% при передаче знаний в роли обучающегося.
Изменилось моё отношение к оцениванию учеников. Если раньше оценкой я поощряла или наказывала, так как была довольно строгой по отношению к детям, то теперь я подхожу к этому действию иначе.«Оценивание в классе не является лишь техническим приёмом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия. (Александер, 2001, с. 161) Поэтому я стала использовать формативное оценивание, так как оно направлено на определение возможностей улучшения обучения моих учеников.
Изменилось моё отношение к ученикам. Я стала прислушиваться к
их мнению. Через обратную связь я имела представление о том, что дети поняли из урока, что им было не понятно. Особенно приятно было читать
стикеры, на которых дети благодарили меня за интересный урок, а когда я приходила на следующие занятия, они встречали меня с сияющими глазами.
Поменялись ли мои ученики? Да, за столь короткое время мои учени-
ки стали другими. Раньше я думала, что хорошо знаю своих учеников, но
применение новых подходов в обучении раскрыли их с другой стороны.
Вводные игры, весёлые разминки, тренинги позволяли создавать в классе
благоприятную обстановку, которая помогала устанавливать доверитель-
ные отношения между мной и учениками. К тому же эти здоровье сберегающие подходы влияли на общее физическое состояние детей.
Я считаю, что только здоровые и бодрые дети могут активно работать на уроке. В групповой и парной работе ученики учились открыто высказывать своё мнение, они пытались составлять критерии оценивания, хоть и необъективные, старались сами определять тему и цель урока. Если раньше ученики на уроке говорили очень мало, то теперь они ведут непрерывную беседу :исследуют, обсуждают, оценивают. Никто не остаётся в стороне. На одном из уроков я наблюдала за одним из отстающих учеников. Он всё время вертелся, шумел, всем видом показывая нежелание работать в группе (были и такие дети). Но как только я предложила ребятам выбрать его лидером группы, он показал прекрасные организаторские способности. Поэтому на каждом уроке я предлагала детям выбирать разных учеников на роль лидера , это помогало детям побороть неуверенность, повышало их самооценку,
воспитывало ответственное отношение к собственному обучению.
Люди утверждают, что все дети талантливы. Одним преимуществом
групповой работы было то, что мои ученики научились ценить друг друга.
Они поняли, что мнение каждого человека ценно, что каждый имеет свою
точку зрения. Многие ученики, которые не успевают по трудным предметам, могут прекрасно рисовать, что очень важно во время составления постера. Другие могут быстро находить информацию в Интернете. Таким образом дети учились взаимоуважению, сотрудничеству. Некоторые обособленные и «тихие» ученики начинали раскрываться, они становились более уверенными.
Были и трудности в работе. Сложно было научить детей работать в
быстром темпе, поэтому нам катастрофически не хватало времени на уроке, мы не успевали выполнить запланированные задания. При взаимооценивании дети постоянно завышали баллы, что приводило к необъективному оцениванию. И я, и мои дети затруднялись в составлении критериев оценивания, а во время взаимооценивания дети часто обижались друг на друга. На уроках, так или иначе, используются основы критического мышления. Модуль «Обучение критическому мышлению» формирует умение выбирать нужную информацию, систематизировать её, анализировать, синтезировать и оценивать данные, а также применять их на практике. Я преподаю русский язык в казахских классах, и для меня важно развитиеречи учеников. Поэтому я применяла различные типы беседы, развивая критическое мышление через диалог, так как «Работы, посвящённые исследованию коммуникационных процессов в классе, показывают, что определённые модели взаимодействия – исследовательский разговор, аргументация и диалог – способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний» (Руководство для учителя, с. 155)
В серии последовательных уроках я использовала постановку тонких и толстых вопросов, что было новым как для меня, так и для учеников. Я считаю важным умение учителя ставить проблемные вопросы, но мне не всегда удавалась постановка вопросов «высокого порядка». Ученики тоже затруднялись в ответе. Но в будущем я планирую работать над постановкой таких вопросов, развивать у учеников умение критически мыслить. А на тот момент я применяла некоторые методы и приёмы на разных этапах урока:«Мозговая атака», ромашка Блума, стратегия «ЗХУ», игры «Аквариум»,«Домино», «Солнце светит тому…» и другие виды работ, с помощью которых в работу включались все ученики: и с высокой мотивацией к обучению(талантливые и одарённые), и дети с низкой мотивацией к обучению. Раньше я не могла опросить и оценить всех учеников, а теперь все дети вовлечены в процесс оценивания. В конце каждого урока я проводила рефлексию, где ученики сами оценивали себя с помощью заданий по примеру: «Закончи предложение…» (Что я узнал на уроке сегодня? Был ли я активным? Что не понятно? Что хочу узнать?)
Дети с удовольствием выполняли на уроке творческие задания: эссе, синквейн. Конечно, не всё получалось, но в дальнейшем я считаю важным
использование таких заданий для культурного и нравственно-эстетического развития учеников.
Конечно, меня и мой класс невозможно рассматривать вне школы.
Что изменилось в школе? Наш коллектив сейчас в творческом поиске. Не-
сколько учителей, закончив курсы, получили сертификаты и работают по-
новому. Их влияние на наших учителей чувствуется. В школе регулярно проводятся коучинги, на которых эти учителя делятся опытом, призывают
всех работать по-новому. Все учителя осознают важность изменений, а ученикам, конечно, очень нравится такая форма обучения. Ещё я поняла,
что нельзя работать по-старому, нужно взаимодействовать с другими учи-
телями.
Таким образом, я пришла к выводу, что используя на практике идеи модулей Программы, я смогу усовершенствовать своё преподавание в целях развития у учеников навыков саморегуляции. Известно, что название модуля «Обучение тому, как учиться» связано с процессом саморегуляции. Развитие этих навыков необходимо в становлении детей успешными учениками.
«Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи ещё не явля-
ются частью настоящего понимания ученика, но входят в его ЗБР» (Руководство для учителя, с. 144) То есть работа в группе, в паре даёт
возможность взаимообучения, когда сильным ученикам предлагается в роли консультантов оказывать помощь и поддержку неуспевающим. Что касается меня, то в дальнейшем я буду уделять больше внимания ученикам с особыми потребностями к обучению, буду использовать задания, направленные на углубленное изучение ими предмета.
Важно отметить, что после внедрения идей семи модулей в преподавание и обучение на уроках во время моей практики, произошли изменения и у учеников со слабой мотивацией к обучению. Я была удивлена, наблюдая работу этих учеников в группе. Они начали активно включаться в работу, не боялись ошибаться. У этих учеников очень маленький словарный запас, но они учились правильно говорить, а одного ученика я просто не узнавала. Он стало, очень серьёзным, ответственным, старался ни в чём не отставать от других учеников. Моя «тихая» ученица стала чувствовать себя на уроке более уверенно, она стала больше говорить с учениками, не боялась отвечать на вопросы. Во время защиты постеров с неожиданной стороны показал себя один из обособленных учеников, он прекрасно выступил, чем удивил меня и одноклассников.
А отличники, которые раньше учились только ради оценок и не обращали
Внимания на слабых учеников, стали им помогать, поддерживали их.
Применение стратегий критического мышления способствовало повышению у учеников интереса к предмету, активности, ответственности. Дети учились общению, соучастию, умению сопереживать, особенно, во время выступления одного из членов группы. А мне, как учителю было приятно видеть, как дети радуются своим успехам.
Подводя итоги, я хотела бы отметить, что на уроках мы учились
работать в группе, в парах, соблюдая правила, эффективно используя время.
Ученики учились самооцениванию и взаимооцениванию. Они участвовали в диалоге, спорили, обсуждали. В классе была доброжелательная атмосфера, которая позволяла детям чувствовать себя комфортно на уроке. По-мнению моих учеников, я стала лучше их понимать, правильнее стала их оценивать. Они стали мне доверять, а я стала к ним ближе. «Позитивное влияние гуманистической психологии на людей, их способности контролировать своюсудьбу и внешне неограниченные возможности для индивидуального развития должно быть оказано на мнение учителей об учащихся в классе»(Руководство для учителя, с. 133)
До обучения на курсах я уже применяла на уроках методы и приёмы критического мышления, посещала коучинги учителей, прошедших первый и второй уровень Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, но чтобы с успехом внедрить идеи Программы, я должна была всё это «пропустить через себя», понять, как отдельными учениками постигаются новые знания. Чтобы помочь им стать личностями с развитым критическим мышлением, я должна сама иметь развитое критическое мышление и поменять свой стиль преподавания, так как «Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель» (Руководство для учителя, с. 110)