Я приветствую, вас на матер - классе по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» (слайд № 1,2). Вначале мне хотелось бы узнать с каким настроением вы приехали к нам в гости. Предлагаю вам выбрать один из трёх цветов. Выберите наиболее подходящий для вас и вашего настроения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся »
Развитие творческих способностей учащихся
в рамках реализации ФГОС
Я приветствую, вас на матер - классе по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» (слайд № 1,2). Вначале мне хотелось бы узнать с каким настроением вы приехали к нам в гости. Предлагаю вам выбрать один из трёх цветов. Выберите наиболее подходящий для вас и вашего настроения.
Я рада, что у вас веселое настроение, доброжелательное отношение к окружающим и хочу, чтобы это настроение длилось весь день. Выбрав цвета, хочу вас попросить разделиться на 3 группы. Так как мы с вами будем работать в группах.
Что же такое творчество? Творчество - это созидание (слайд №3). Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
Творческий человек – (слайд № 4) человек созидательный, создающий что – нибудь новое.
Актуальность данной темы (слайд № 5) объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.
Современная школа, (слайд № 6) выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий. Учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребенка, желающий сделать обучение интересным и в максимальной степени плодотворным, ищет эффективные пути решения обозначенной проблемы. Для меня таким способом стала образовательная система «Школа 2100» для начальной и основной школы по русскому языку, авторами которой являются Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина (Серия «Свободный ум»). В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира, где учащиеся выполняют проблемные задания, развивающие мышление, игры, головоломки, викторины, творческие задания, написание мини - сочинений, велика роль словарных работ, что немаловажно для детей не только плохо понимающих, но и плохо разговаривающих на русском языке. Ведь язык не только не только средство обучения, но и средство общения (слайд № 7) - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Поэтому выбирая программу для обучения учащихся, выбрала именно эту программу «Школа 2100».
Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.
Сегодня я хочу вам предложить один из методов развития творческих способностей учащихся непосредственно, применяемый на уроке русского языка.
- Начнём работу. У вас на столах лежат карточки со словами
У меня в руках загадочная шкатулка. В этой шкатулке находится предмет, при помощи которого открою небольшой секрет. Я загадаю вам загадку об этом предмете, а вы попробуйте отгадать, что находится в этой шкатулке.
Загадка (написаны на доске, слайд № 8)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где пройдется,
Там след остается. (карандаш)
Неграмотный,
А весь век пишет. (карандаш)
(ответы участников мастер класса)
(показываю карандаш)
Учитель
Что можно делать при помощи карандаша?
Участники
Необходимо записывать свои мысли, свои мечты.
Учитель
Послушайте такую притчу о карандаше (видеозапись «Притча о карандаше» слайд № 9).
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь, способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку.
Мы с вами возьмем этот карандаш и посмотрим, на что он способен, попробуем стать поэтами? Вы скажете у нас нет таких способностей. Но этого не надо бояться. Ведь все мы с вами творцы, только надо прислушаться к своему сердцу, использовать полученные знания на уроке о частях речи. Я раскрою вам секрет этому мастерству.
Основой вашего стихотворения станет Синквейн.
Учитель записывает понятие на доске (слайд № 10).
– Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.
Порядок написания Синквейна
(Приложение № 2,слайд № 11)
Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Учитель.
Познакомьтесь, вот что получается. Не правда ли, это ведь так легко.
На доске (слайд № 12)
Права. Правильные, необходимые, общие. Направляют, оберегают, защищают. Без них нельзя жить. Необходимость.