РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ УСЛОВИИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. (опыт работы МБОУ СОШ № 1)
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ УСЛОВИИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. (опыт работы МБОУ СОШ № 1)
В статье освещен опыт работы методической службы МБОУ СОШ № 1 по применению деятельностного подхода в преподавании.
Обозначив приоритетные ориентиры – создать такую мотивационную среду, где педагоги и ученики совместно проецируют деятельность, направленную на личностное развитие для дальнейшего осознанного выбора жизненного пути, педагогический коллектив МБОУ СОШ № 1 высветил проблему: как, за счет чего перевести потребность школы в «новом» учителе, который не только учит, но, в первую очередь, создает условия для развития ребенка.
Для решения данной проблемы мы определили цель методической службы: расширение и углубление знаний по применению современных личностно ориентированных технологий и активных подходов в преподавании.
Личностно ориентированный подход к обучению предполагает ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ УСЛОВИИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. (опыт работы МБОУ СОШ № 1) »
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ УСЛОВИИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
(опыт работы МБОУ СОШ № 1)
Петренко В.М., учитель русского языка ст.Азовская, Краснодарский край
Современные условия жизни требуют создания условий для самореализации, самовыражения, социализации личности, поэтому методическую работу в МБОУ СОШ № 1 мы ориентируем на гуманистическую парадигму, на развитие творческих способностей и ключевых компетенций обучающихся.
Обозначив приоритетные ориентиры – создать такую мотивационную среду, где педагоги и ученики совместно проецируют деятельность, направленную на личностное развитие для дальнейшего осознанного выбора жизненного пути, педагогический коллектив МБОУ СОШ № 1 высветил проблему: как, за счет чего перевести потребность школы в «новом» учителе, который не только учит, но, в первую очередь, создает условия для развития ребенка.
Для решения данной проблемы мы определили цель методической службы: расширение и углубление знаний по применению современных личностно ориентированных технологий и активных подходов в преподавании.
Личностно ориентированный подход к обучению предполагает ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.
Применяя личностно ориентированные технологии и зная главное свойство компетентности – практико ориентированное и личностно значимое – педагог формирует личность.
Из чего состоит содержание образования:
Знания = опыт репродуктивной деятельности (умения, навыки)= опыт творческой деятельности (предметная составляющая) = опыт эмоционально-ценностной деятельности (от когнитивной к креативной, умение договариваться, умение жить вместе).
Личностно ориентированный подход к образованию призван решать и задачу качества обучения. Качество – это не только качество конечного результата, но и всех процессов, влияющих на результат. Здесь нельзя не остановиться и на таком аспекте, как культура, обретение культурных ценностей: коммуникативно-информационных, социально-политических, здоровьесберегающих, нормативно –правовых, воспитанность.
А освоение этих составляющих невозможно без достижения определенного образовательного уровня и овладения интеллектуальными и практическими навыками и умениями. Таким образом, образование и есть величайшая ценность, которая «окультуривает» человека, становится составляющей человеческого капитала и превращает его в социальную личность.
Существует много определений, что такое образование:
Образование – это индустрия, направленная на будущее (С.Капица)
Образование – это структура мышления (А.Эйнштейн)
Образование – это сумма знаний, накопленная человечеством.
Мне кажется, очень емкое и глубокое определение содержания образования дано Ю.В.Сенько, академиком РАО, доктором педагогических наук: «Образование – это становление человека в культуре»
Все указанные ценности и проявления культуры могут быть реализованы, как нам представляется, посредством личностно ориентированного обучения. Здесь не может быть авторитарного стиля отношений «учитель – ученик». Поэтому здесь иная позиция: умение видеть перспективы развития личного потенциала ребенка, опора на интересы каждого обучающегося, на его собственный опыт, признание основной целью обучения – развитие индивидуальных способностей на основе деятельностного подхода.
Деятельностный подход как раз превращает учебный процесс в средство развития личности.
Критерии, которые мы используем при проведении уроков, разработаны И.С.Якиманской:
наличие плана урока в зависимости от готовности класса;
использование проблемных творческих задач;
Сообщение на уроке не тольлко темы, но и организации учебной деятельности (Использование ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуации, создание ситуации успеха)
Основной вывод, который мы сделали после проведения открытых уроков, семинаров, конференций по применению данного подхода, состоял в том, что учителя .увидели перспективы предстоящей работы для профессионального самоусовершенствования. Были обсуждены и поставлены новые задачи, прежде всего к самому себе как педагогу – координатору творческого развивающего урока.