kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирующее оценивание помогает обучающимся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, овладеть основами самоконтроля, самооценки и осуществлять самостоятельную деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах"»

Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Автор: М.И. Мерзлякова, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №134» г. Перми

Обучение в современной школе связано с рядом противоречий, вызванных, с одной стороны, требованием к качественному образованию и потребностью общества к самоопределяющейся личности, а с другой, - низкой мотивацией к обучению, желанием обучающегося достичь профессиональных успехов - и отсутствием практического опыта самостоятельной деятельности.

Формирующее оценивание является эффективным способом повысить образовательные достижения каждого обучающегося, сократить разрыв между успевающими и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении. Конечной целью формирующего оценивания является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению.

Современные технологии оценивания должны дать представление о реальных возможностях каждого отдельного ученика, о перспективах его роста. Для того чтобы оценивание было эффективным, используется формирующие оценивание (или оценивание для обучения). При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участниками.

Оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Такое оценивание помогает учителю корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.

Сложившаяся в школе отметочная  система оценивания не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самоконтроль и самооценку учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ними в ходе учебного процесса. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет формирующее оценивание.

Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.

Существует целый ряд оценочных техник и приёмов, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и ученика.  Не все техники формирующего оценивания можно использовать на всех уроках, поэтому учитель выбирает наиболее успешные для работы в каждом конкретном классе. Остановимся более подробно на формах и методах, наиболее часто используемых в практике:самоценивание, взаимооценивание, рефлексия.

На уроках русского языка в 5 и 6 классах часто проводятся словарные диктанты для формирования грамотного письма учащихся. Возникает необходимость в частой и быстрой проверке небольших по объёму работ (15-20 слов) работ. В этом случае использую самооценивание и взаимооценивание работ учащимися. В начале учебного года объявляю критерии оценки, и ученики учатся оценивать работы самостоятельно.

На уроках литературы в 5 и 6 классах регулярно провожу проверку техники чтения и выразительное чтение наизусть. Для повышения результата требуется еженедельные замеры скорости чтения. Использую самооценивание и взаимооценивание скорости чтения и выразительного чтения наизусть учащимися.

Данные техники дают возможность оценить собственный успех, продумать пути преодоления учебных затруднений, приобретая навыки и привычку к оценочной деятельности. Ученики среднего школьного возраста с удовольствием в этом участвуют, а к старшему школьному возрасту у них формируется точное представление об оценивании как личных ответов, так и ответов одноклассников.

На уроках русского языка и литературы в 5 и 6 классах, чтобы поддержать обучающихся и придать им смелости в рефлексии собственных знаний, использую технику формирующего оценивания  «Карта понятий». Карта понятий представляет собой диаграмму. Карта понятий позволяет определить, насколько хорошо обучающиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. 

Использую несколько вариантов:

1. Составление карт в группе. Это упражнение обычно дает детям богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции. В результате они прикладывают очень серьезные усилия, чтобы договориться о значении научных понятий, попытаться расширить свое понимание или зафиксировать разные точки зрения. Результат этого процесса — обмен и взаимное обогащение идеями, которые к тому же становятся очевидными для учителя.

2. Заполнение карт (для обучающихся, имеющих затруднения в обучении) Предварительно строю карту понятий, а затем убираю все подписи в рамках (т. е. собственно названия понятий), сохраняя подписанные связи. Затем прошу ребят вписать понятия в пустые рамки так, чтобы вся структура, изображенная на карте, приобрела смысл.

Критерии оценивания:

1. Содержание (использованы все понятия): одно понятие – 1 балл,

2. Установление взаимосвязи: 1 взаимосвязь – 1 балл,

3. Точно указаны взаимосвязи (стрелка подписана): 1 указание – 1 балл,

4. Примеры: 1 пример – 1 балл

В   своей педагогической практике в течение трёх лет, когда ученики находились на дистанционном обучении,  использовала метод, который давал мне возможность осуществить обратную связь, понять то, что узнали ребята по теме. Для этого использовала методику «Недописанное предложение». Проанализировав ответы учащихся,   делала выводы о качестве результата, достигнутого детьми на уроке. По своей сути это не что иное, как рефлексия содержания учебного материала. 

Клише «Недописанное предложение»:

  • Я узнал, что

  • Мне захотелось

  • Теперь я …

  • Я понял, что …

  • Самым трудным в процессе работы было

 Ученики оценили свой уровень обученности. Проанализировав недописанные предложения,   выясняем, что удалось хорошо, а что вызвало трудности.

Формирующее оценивание   предполагает использование тщательно разработанных критериев оценивания деятельности учащихся.

Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс «прозрачным» и понятным для учеников, педагогов и родителей. Критерии способствуют объективности оценивания. Они могут быть подготовлены учителем с участием учащихся. Совместная разработка критериев позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.

Формирующее оценивание помогает обучающимся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, овладеть основами самоконтроля, самооценки и осуществлять самостоятельную деятельность.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мерзлякова Марина Ивановна

Дата: 27.06.2022

Номер свидетельства: 610692

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "«Формирование одаренности младших школьников посредством учебной и внеучебной деятельности в Развивающей Системе Л.В.Занкова в условиях ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(162) "formirovaniie-odariennosti-mladshikh-shkol-nikov-posriedstvom-uchiebnoi-i-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti-v-razvivaiushchiei-sistiemie-l-v-zankova-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "124877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414832068"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Фольклор в музыке русских композиторов. "
    ["seo_title"] => string(40) "fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "149686"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420288471"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства