kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над заголовком как один из способов по формированию речевых умений обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над заголовком на уроках русского языка - один из способов по формированию у школьников коммуникативной компетенции, или владению разными видами речевой деятельности, умениями адекватно воспринимать чужие высказывания и создавать собственные. В среднем звене хорошую помощь  в овладении речевыми умениями оказывает учебное пособие Е. И. Никитиной "Русская речь". Рассмотрим это в данной статье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над заголовком как один из способов по формированию речевых умений обучающихся»


РАБОТА НАД ЗАГОЛОВКОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Работа над заголовком на уроках русского языка – один из способов по формированию у школьников коммуникативной компетенции, или владению разными видами речевой деятельности, умениями адекватно воспринимать чужие высказывания и создавать собственные.

В среднем звене хорошую помощь в овладении речевыми умениями оказывает учебное пособие Е. И. Никитиной «Русская речь», книга по развитию речи учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшая себя в школе. Задания данного учебника предлагаю не только на уроках развития речи, но и на уроках других типов:

  • Из данных предложений составьте текст, озаглавьте его и запишите.

  • Подумайте, удачно ли озаглавлено сочинение?

  • Прочитайте заглавия заметок, подумайте, какие из них отражают тему, а какие – основную мысль? Свой выбор обоснуйте.

  • Прочитайте текст, озаглавьте его словами автора.

  • Объясните смысл названия текста.

  • Отметьте предложения, которые раскрывают тему текста.

  • Сравните темы сочинений.

  • Укажите предложение, в котором названа тема высказывания, и предложение, в котором это тема развивается.

  • Прочитайте темы сочинения. Укажите, что между ними общего, в чём различие.

  • Предложите заголовок, чтобы в нём содержалась оценка.

  • Измените существующий заголовок, заключающий оценку прочитанного.

Заголовок может отражать не только тему, основную мысль текста, но и оценку написанного. Последние, выше перечисленные задания хорошо это демонстрируют.

Важно не только точно работать над определением заголовка текста, но и над его структурой. Так можно сделать подборку текстов, заглавиями которых являются разные по цели высказывания предложения. Предлагаю следующие задания:

  • Почему заголовок дан в форме вопросительного предложения? Чем привлекает нас он? Что он отражает, тему или основную мысль?

  • С какой целью автор использует в заглавии восклицательное предложение?

  • Озаглавьте текст в форме вопроса, восклицательного предложения и др.

Эти задания носят не только учебную, но и воспитательную направленность.

Обучающиеся учатся размышлять, задумываться над поставленной в заглавии проблемой.

Большие возможности в работе над выразительностью заголовка открывают языковые средства с применением статей средств массовой информации. С этой целью подбираю такие задания:

  • Озаглавьте текст, используя фразеологизм, антонимы, омонимы.

  • Подобрать газетные заголовки, в которых использованы фразеологизмы, пословицы. Объясните, с какой целью автор их использует?

  • Подберите в СМИ заголовки, в которых употреблены тропы.

  • Найдите в детской газете или журнале статью, заглавие которой сформулировано в виде пословицы или поговорки. Что отражает такое заглавие, тему или идею?

СМИ дают возможность учителю использовать живой и богатый языковой материал, помогают в обучении учащихся связной речи, в решении на современном материале многих воспитательных задач.

Уже в старших классах можно вводить и функции заголовка, что способствует формированию умения понимать содержание текста и работать с его смысловым анализом.

1. Заголовок, отражающий взгляд автора на поставленную проблему, какие-либо события или явления. («Друзья познаются в беде», «Как важно быть великодушным»)

2. Заголовок - тема текста. («Осень», «Дружба», «О милосердии»)

3. Заголовок - основная идея. («Любовь – это прекрасно», «Книга – наш друг и советчик», «Увлекательная поездка»)

4. Заголовок - главный конфликт. («Душа и ум», «Добро и зло»)

5. Заголовок, содержащий определение жанр. («История одного человека», «Слово о Матери»)

6. Заголовок - обращение к читателю в форме побудительного или вопросительного предложения и предполагает читательскую оценку. («Умей уважать людей и самого себя», «В чём красота человеческих поступков?»)

Заголовки - «приглашение к размышлению». Обучающийся поневоле испытывает желание остановиться и подумать, предложить свой ответ, сопоставить его с текстом. Вопрос, ответом на который должна быть главная мысль, четко сформулирован сразу. Такие заголовки являются одним из средств, помогающих сделать работу школьника с текстом более активной.

7. Заголовок - эмоциональное отношение к произведению автора, призванное привлечь читателя («Доброе отношение к друзьям нашим меньшим», «Послушайте!», «Это интересно знать!».

8. Заголовок - проблема в виде вопросительного предложения («Русский язык развивается или проходит путь своего развития?», «Что значит хороший человек?») и т. п.(1: 86)

Здесь представлены не все функции заголовка. Хочется отметить, что в текстах «нехудожественных», чаще научных, учебно-научных, официально-деловых, заголовок отражает тему текста; в остальных же текстах нужно выяснять его функцию.

Бесспорно, учитель должен направлять обучающего в работе с текстом. Учащийся, работая с тем или иным материалом, ставит перед собой задачу: выделить главное, т. е. понять, ради чего написан этот текст. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовка и эпиграфа, своеобразных мини-текстов, настраивающих мысль и чувство читателя.
Таким образом, системная работа над заголовком на уроках русского языка, начиная с начальной школы, будет способствовать овладению выпускниками школы речевыми умениями, тем самым сформирует у них коммуникативную компетенцию.


Литература:


1. Граник Г.Г., С.М.Бондарко С.М., Л.А.Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М.: «Мой учебник», 2007.

2. Никитина Е. И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для (5, 6,7,8, 9) класса. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над заголовком как один из способов по формированию речевых умений обучающихся

Автор: Рыкова Татьяна Сергеевна

Дата: 13.08.2017

Номер свидетельства: 425349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "«Специфика реализации ФГОС  на уроках английского языка в 5-х классах» "
    ["seo_title"] => string(77) "spietsifika-riealizatsii-fgos-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-5-kh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "204252"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429626045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства