Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Пиши правильно"»
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора по УВР _________________ А.В. Чикунова
«01» 09. 2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор__________ В.Н.Кизяковский
Приказ от «01» 09. 2025г. №71Б (О)
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА.
Протокол заседания методического объединения педагогов от 01.09.2025 № 1
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Пиши правильно»
для обучающихся 6 класса
Составила: Павленко НМ,
учитель русского языка и литературы
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Пиши правильно» в 6 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Государственные стандарты образования выдвигают конкретные требования к преподаванию русского языка в школе. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
Программа элективного курса «Пиши правильно» призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков,она рассчитана на учащихся 6 классов.
Одной из главных задач предмета «Русский язык» в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.
Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка.
Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных (графических) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы.
Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – задача курса
Актуальность обусловлена, с одной стороны – необходимостью создания специальной системы нестандартных заданий по русскому языку в целях повышения орфографической грамотности, с другой стороны – недостаточной разработанностью данной проблемы в методике преподавания русского языка
Программа элективного курса «Пиши грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Данный учебный курс рассчитан в количестве 34 учебных часа (1 час в неделю).
Элективный курс «Пиши правильно» способствует достижению тех же целей, что и учебный предмет «Русский язык», позволяет реализовывать требования стандарта на расширенном языковом материале.
Цель изучения учебного курса «Пиши правильно»:
1) обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
2) совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
3) обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
4) способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Задачи организации учебной деятельности:
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- создание прочной базы орфографических навыков;
- формирование языковой и лингвистической компетенций;
-Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
-Умение отстаивать свое мнение
-Умение соотносить цели и результат
-Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
-Проявлять познавательный интерес к происхождению слов.
-Осознание ценностного отношения к полученным знаниям.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Метапредметные результаты
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Предметные результаты
Шестиклассник научится:
-Находить в словах изученные в орфограммы
- находить орфографические ошибки и исправлять их.
-Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
-Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Шестиклассник получит возможность научиться:
-Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов
-объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем
- разрешать орфографические затруднения с помощью словаря;
- анализировать и исправлять речевые ошибки (оп теме занятия);
- проводить этимологический анализ слов с помощью словарей;
- определять принцип написания отдельных частей речи (существительных, прилагательных, наречий и т. д
- составлять свои задания по темам курса;
II. Содержание тем учебного курса:
Правописание корней. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на -з,-с. Приставки пре-, при-. Употребление слов с иноязычными приставками.Правописание гласных в корне слов .Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая ударением.Правописание согласных в корне слов. Сомнительная согласная; непроизносимая согласная; удвоенная согласная в корне. Особые случаи написания согласных.
Ы и И после приставок, о и е после шипящих в корне, ы, и после ц. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Н и нн в суффиксах прилагательных и существительных.
Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных.
Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных в речи.
Правописание окончаний. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.
Правописание личных окончаний глаголов.
Употребление букв ё(е) – о после шипящих и ц. употребление ь и ъ. Слитные, раздельные и дефисные написания.
Чередование гласных о-а, е-и. Употребление ь и ъ
Употребление ь после шипящих в корне слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный ь и ъ.
Употребление ь в числительных.
-тся и –ться в глаголах.
Правописание ъ в иноязычных словах; в сложных словах, первую часть которых образуют числительные (типа: адъютант, двухъярусный). Правописание сложных слов.
Написание сложных слов с соединительной гласной и без неё.
Употребление сложных слов в научном и официально-деловом стилях.
Дефисное написание сложных существительных, прилагательных. Употребление прописных букв.
Прописные буквы в собственных именах.
Приемы, формы и методы работы определяются его содержанием. Основные формы проведения занятий: лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
III. Тематическое планирование курса
№ п/п
Программный материал
Кол-во часов
1
Введение
4
2
Правописание корней
6
3
Правописание приставок
8
4
Правописание суффиксов
4
5
Правописание окончаний
3
6
Орфограммы в разных частях речи
10
ИТОГО
35
Календарно-тематическое планирование. 6 класс
№
п\п
Тема
Дата
Введение – 4 часа
1
Что ты знаешь о составе слова?
02.09
2
Твой помощник- орфографический словарь
09.09
3
Понятие «орфографическая зоркость»
16.09
4
Опасные при письме места
23.09
Правописание корней – 6 часов
5
Корень и однокоренные слова
30.09
6
Что ты знаешь о правописании проверяемых гласных в корне?
07.10
7
Запомню непроверяемые
14.10
8
Корни с чередованием гласных
21.10
9
Звонкие и глухие согласные в корне
11.11
10
Непроизносимые согласные в корне
18.11
Правописание приставок – 8 часов
11
Традиционное написание приставок
25.11
12
Приставки, написание которых зависит от глухости-звонкости
02.12
13
Значения приставки -ПРИ-
09.12
14
Значения приставки -ПРЕ-
16.12
15
Употребление приставок пре-при с одним и тем же корнем
23.12
16
Разыскной или розыскной. Гласные в приставке
13.01
17
Согласные в приставке
20.01
18
Приставка и предлог
27.01
Правописание суффиксов – 4 часа
19
Правописание суффиксов существительных
03.02
20
Н или НН в суффиксах прилагательных
10.02
21
К или СК в суффиксах прилагательных
17.02
22
Гласные в суффиксах глаголов
24.02
Правописание о кончаний-3 часа
23
Способы проверки безударных окончаний
существительных
03.03
24
Способы проверки безударных окончаний
Прилагательных
10.03
25
Безударные окончания глагола
17.03
Орфограммы в разных частях речи- 10 часов
26
Строчная или прописная? Различение собственных и нарицательных существительных
31.03
27
О-Е после шипящих и Ц в разных частях речи
07.04
28
Написание прилагательных, образованных сложением
11.04
29
Соединительные гласные в сложных словах
21.04
30
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями
28.04
31
Проверь себя. Контрольная работа
12.05
32
Ь на конце слова и после шипящих .Правописание в различных частях слова. Повторение и обобщение пройденного
19.05
33
Ь в числительных
34
Проверь себя.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
(используемый УМК, перечень применяемых технологий и методик обучения, развития и воспитания).
Используемый учебно-методический комплект
-Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ – под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др., 7-е изд. М. -.: Просвещение, 2024