Данная рабочая программа была доработана с учетом акцентированной работы над синтаксическими нормами, что очень актуально в свете подготовки к творческим заданиям ОГЭ по русскому языку (изложению и сочинению)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы» Авторы - М.Т. Баранов Т.А., Ладыженская, Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2010 г.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы. Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами :
1. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.
2.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089
3. Законом Российской Федерации «Об образовании»
4. Учебным планом Искровской средней общеобразовательной школы Романовского района Саратовской области
5.Примерной программой основного общего образования по русскому языку- М.Т. Баранов . Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский . «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений . 5-9 классы» М., «Просвещение» , 2010 г. ( Рекомендована Министерством образования и науки России).
Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, один из официальных языков ООН.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации основа для успешной деятельности человека практически во всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в процессе обучения формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
В 9 классе систематически изучается курс синтаксиса сложного предложения, организована работа над синтаксическими, пунктуационными, речевыми навыками. Данная работа базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в 5-7 классах, в 8 классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Изучение темы начинается с актуализации тех знаний, умений и навыков, которые уже есть у учащихся. Каждая тема завершается повторением пройденного. Предусмотрено повторение и в конце года, начале года.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Учащиеся приучаются обращаться к данным пособиям в случае затруднения в написании, произношении слова, образовании формы слова, толковании значения слова.
Учащихся следует приобщать и к разнообразной научно-популярной литературе, что способствует повышению интереса к русскому языку.
Цель и задачи обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующей цели - выполнение требований стандарта, формирование всесторонне развитой личности. Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи, обеспечивающие реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Решение данных задач способствует формированию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ «Искровская СОШ». Количество часов, отведенных на реализацию программы. Изменения в программе.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 70 часов (из расчета 2 раза в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
В целом данная программа придерживается рекомендаций составителей по выделению тем и часов, предназначенных для их прохождения. Программа под редакцией Ладыженской рассчитана на 68 часов. В рабочей программе 70 часов. 2 часа выделены в резерв. Перераспределены часы в темах «Повторение в конце года», «Сложносочиненное предложение» (увеличено количество часов) и «Союзное сложное предложение» (уменьшено количество часов).
Учебно-методический комплекс. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2009
2) «Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений .». Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. – М,:Просвещение, 2002
3) Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2013
4) М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014
5) Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2011
6) Е.А. Ефремова. «Русский язык. Рабочая тетрадь.9 класс.». М.:Просвещение, 2014
7) Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2013
8) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. «Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс.», М.: Просвещение, 2014
9) Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс».М.: Просвещение, 2012
Технологии обучения, формы и приемы обучения.
При реализации данной программы используются следующие методы:
Репродуктивный
Объяснительно-иллюстративный
Проблемный
Частично-поисковый
Исследовательский
Проблемный метод используется при формировании знаний учащихся, на этапе знакомства с языковыми явлениями.
Используются формы работы:
Фронтальная
Индивидуальная
групповая
Используются такие формы урока: урок изучения нового материала, контроля, закрепления, повторения и обобщения, комбинированный урок. При необходимости могут проводиться уроки-практикумы. При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.
Для формирования навыков грамотного письма используются разнообразные виды диктантов и списывания (комментированный диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант, распределительный диктант, творческий диктант , осложненное списывание, выборочное и распределительное списывание).
На уроках русского языка активно используется графическое комментирование, составление схем, таблиц, что помогает систематизировать знания, обобщить, четко представить структуру языковой единицы и проч. Систематизации знаний учащихся способствует грамматический разбор.
На уроках русского языка идет активное развитие речи учащихся. Есть формы работы, которые непосредственно ориентированы на развитие речи: изложения разных видов (подробное, выборочное, сжатое, изложение с грамматическим заданием, изложение с творческим заданием), сочинение. Развитие речи учащихся идет и через работу с текстом, что делает изучение для учащихся более осмысленным, интересным, оправданным.
Предусмотрено проведение уроков с элементами игры.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся.
Предусмотрено использование ИКТ-технологии.
Необходимым компонентом работы на уроках русского языка является работа со словарями и справочниками, что позволяет учащимся узнать нормы литературного языка и приобрети навыки самостоятельной работы, навыки самообразования.
В основе выбора методов и приемов лежит системно-деятельностный подход.
контрольный диктант с грамматическим заданием или/и тест.
Периодичность и сроки контроля утверждены локальным актом МОУ «Искровская СОШ».
Соответствие государственной итоговой аттестации. Содержание данной программы, формы её реализации нацелены на формирование знаний, умений и навыков, универсальных учебных умений, необходимых для прохождения государственной итоговой аттестации.
Планируемые результаты изучения курса русского языка в 7 классе.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Знать:
основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил;
уметь:
обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
определять стиль и тип текста;
соблюдать все основные нормы литературного языка;
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;
обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
находить пунктуационные ошибки;
производить пунктуационный разбор предложения;
находить в словах изученные орфограммы;
уметь обосновывать их выбор;
правильно писать слова и изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки;
производить орфографический разбор слова;
правильно писать слова с изученными орфограммами;
определять стиль и тип текста;
создавать тексты разных стилей и типов речи;
подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;
составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи)
писать сочинения публицистического характера;
писать заявление, автобиографию;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте;
свободно и грамотно говорить на заданные темы;
соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Учебно-тематический план
Содержание
Кол-во часов
Количество тестов и контрольных работ
Развитие речи
1. Международное значение русского языка
1
-
-
2. Повторение изученного в 5-8 классах
5
1
2
Сложное предложение. Культура речи.
3.Сложное предложение
3
1
Союзное сложное предложение
4. Сложносочиненные предложения
5
1
1
5. Сложноподчиненные предложения
19
1
5
6. Бессоюзные сложные предложения
6
1
2
7. Сложные предложения с разными видами связи
5
1
2
8. Общие сведения о языке и речи
3
9.Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи.
Сложное предложение. (3+1 ч)
Союзные сложные предложения.
Сложносочиненные предложения. (5 ч + 1 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения.(19 ч+5)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения.(6 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи.(5 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке и речи.(3 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи в 5 – 9 классах. (7 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
III.Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы ( основной и дополнительной)
Литература для учителя
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2009
2) «Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений». Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2002
3) Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2013
4) М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014
5) Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2011
6) Е.А. Ефремова. «Русский язык. Рабочая тетрадь.9 класс.». М.:Просвещение, 2014
7) Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2013
8) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. «Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс.», М.: Просвещение, 2014
9) Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс».М.: Просвещение, 2012
10) П.Ф. Ивченков .Обучающее изложение: 5-9 кл. - М., 1994
11) В..И. Капинос. Н.Н. Сергеева, М.Н. Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы. М., 1991
12) Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. М. :Просвещение, 2006
13) А.И.Запорожец. «Изучение синтаксиса.8-9 класс. Из опыта работы. Пособие для учителей.
Литература для учащихся
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. :Просвещение, 2009
2) Е. А. Ефремова. «Русский язык. Рабочая тетрадь.9 класс.». М.:Просвещение, 2014
3) Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986
4) Г.Г. Граник. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
5) Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. М.: Просвещение, 2006
6) Голуб И. Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2005.
9) В.П. Жуков. А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.- 5 изд., перераб. и дополн. -М.: Просвещение, 2005.
10) М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка.- 8 изд., испр. и дополн. -М.: Просвещение, 2006
11) Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1997
12) П.А. Лекант, В.В. Леденева. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006
13) Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XIX вв.).М.: Просвещение, 1996
14) М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: справочные материалы. Под редакцией Н. М. Шанского- 10 изд.-М.: Просвещение, 2007
15) А.А. Семенюк, А.А. Матюшина. Школьный толковый словарь русского языка.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое планирование.
№
Дата
Тема урока
Виды деятельности учителя и учащихся
Планируемые результаты
Виды контроля
Работа над синтакс. нормой
1.
02.09
Международное значение русского языка.
Смысловое чтение, составление тезисов
Знать: понятие «мировой язык», критерии выдвижения языка на роль мирового, русский язык как мировой, уметь определять тему, тезис
Тезисы, устный ответ на вопрос
Повторение изученного в 5-8 классах.
2.
05.09
Р/Р.Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Текст. Стили речи.
Работа в группах – анализ текста, составление диалогов, монологов устно и письм., составление таблицы
Знать: устная и письменная речь, монолог, диалог, текст, типы текстов, жанры текстов и стили речи,
Уметь: определять тип и стиль текста жанр, уметь созвать монолог и диалог устно и письменно
Устный и письм. Ответ, таблица
При состав. монолога использовать предлож. с причастн. Оборотами (нормы употребл. Прич. Обор.)
Знать: виды предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений, способы выражения сказуемого в односоставном предложении, виды сказуемого уметь выделять грамм. Основу, находить односост. И двусост. Предл., определять вид сказуемого и способ выражения сказуемого
Состав. 3 прост. Предл. с однород. Членами (нормы построения предл. с однородн. Членами)
4.
12.09
Предложения с обособленными членами
Таблица, работа над интонацией, устный ответ, осложненное списывание с грамм. Заданием, составление схем
Знать: понятие обособления, интонация обособления, виды обособленных членов, условия обособления, уметь находить и выделять обособленные члены предложения, объяснять обособление
Таблица, схема, осложненное списывание с грамм. Заданием, устный ответ
Знать: понятие обособления, интонация обособления, виды обособленных членов, условия обособления, уметь находить и выделять обособленные члены предложения, объяснять обособление
Знать: обращения, вводные слова, вставные конструкции, группы вводных слов по значению, правила выделения обращений, вводных слов, вставных конструкций, уметь находить и выделять на письме обращения, вводные слова, вставные конструкции, правильно произносить предложения с обр., вв. сл., встав. Констр.
Коллективный диалог- анализ простых и сложных предложений, диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием, графический диктант, устный ответ
Знать: сложное предложение, отличие простого предложения от сложного, уметь отличать простое предложение от сложного, составлять схемы
Диктант «Проверяю себя», графический диктант, конструирование предложений, устный ответ
Сост. Сложные предл. с использ. Данных союзов (нормы исполз. Союзов в сложн.предл.)
9.
30.09
Союзные и бессоюзные сложные предложения
Составление схемы, коллективный диалог, осложненное списывание с грамматическим заданием, объяснительный диктант с грамм. Заданием
Знать: союзные и бессоюзные сложные предложения, БСП, ССП,СПП, средства связи в союзных и бессоюзных сложных предложениях, уметь разграничивать союзные и бессоюзные сложные предложения, БСП, ССП, СПП
схемы, осложненное списывание с грамм. Заданием, объяснительный диктант с грамм. Заданием
Знать: ССП, смысловые отношения в ССП, уметь находить ССП, смысловые отношения между частями предл.
Граф. Диктант, диктант «Проверяю себя», устный ответ на вопрос
Подстав. В данные ССП на месте пропусков слова, подход. По смыслу (нормы управления смысловыми связями между членами словосоч., правильн. Выбор падежа зависимого слова)
13.
14.10
Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами
Осложненное списывание, графическая работа, распределительный диктант, устный ответ, коллективный диалог, конструирование предложений, работа над интонацией
Знать: ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами, смысловые отношения между частями предл., уметь определять вид ССП, смысловые отношения между частями
Знать: знаки препинания в ССП, условия их постановки, уметь расставлять знаки препинания в ССП, объяснять причины их расстановки, отличать ССП от пр. предл. с однородными членами
графический диктант, осложненное
списывание, изложение-миниатюра, устный ответ
Изложение- миниатюра (проверка знания основных синт. Норм)
15.
21.10
Р/Р. Рецензия
Коллективный диалог, работа в группе- анализ рецензии, устный ответ, создание собственной рецензии
Знать:рецензия, структура рецензии, уметь писать рецензию
Устный ответ, рецензия (письм. Работа)
Использ. В рецензии предл. с косв. Речью (нормы построения и употребления косв. Речи)
16.
24.10
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение
Урок-практикум. Разборы синтакс. И пункт. –письм. И устно, рецензирование ответов, составление таблицы
Знать: синт. И пункт. Разборы ССП, уметь делать синт. И пункт. Разбор ССП.
Синтакс. И пункт. Разборы ССП (устно и письм.), рецензия на ответ, таблица
17.
28.10
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Диктант, грамматическое задание
Диктант, грамматическое задание
Союзные сложные предложения. Сложноподчиненное предложение
18.
Понятие о сложноподчиненном предложении
Коллективный диалог, устный ответ, смысловое чтение, работа со схемами, грамматическое задание, осложненное списывание, составление схемы
Знать: СПП, средства связи в СПП предложении, от чего зависит придаточное, уметь находить СПП, главную и придаточную часть, средства связи, от чего зависит придаточное
Место придаточного предложения по отношению главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Коллективный диалог, устный ответ, смысловое чтение, работа со схемами, грамматическое задание, осложненное списывание, составление схемы
Знать: место придаточного предложения, условия расстановки знаков препинания в СПП, уметь определять главную и придаточную часть, место придаточного по отношению к главному, расставлять зн. преп. в СПП, обосновывать расстановку знаков препинания в СПП
смысловое чтение, коллективный диалог, устный ответ, работа в группах
Знать: красноречие и его виды, строение и языковые особенности, уметь строить монологическое высказывание
Устный ответ
В качестве дом задания: подгот. монолог на тему «Интернет в моей жизни», использ. прямую и косв.речь (нормы согласования, управления, построения и употребления прямой и косвенной речи.)
21.
Союзы и союзные слова в сложносочиненном предложении.
Составление таблицы, устный ответ, списывание с грамматическим заданием, составление схем,
конструирование предложений
Знать: союзы и союзные слова, их отличие, приемы различения омонимичных союзов и союзных слов, уметь находить и отличать союзы и союзные слова
Таблица, списывание с грамматическим заданием, схемы, конструирование предложений
Осложн. списывание: списать СПП, подставив в них подходящие по смыслу союзы или союзные слова (нормы использования союзов и союзных слов в СПП)
22.
Роль указательных слов в сложносочиненном предложении.
Осложненное списывание с грамм. заданием, конструирование предложений, сочинение-миниатюра, коллективный диалог, работа в группах
Знать: указательные слова в СПП, из роль в предложении, уметь находить указательные слова, определять их роль в предл.
Осложненное списывание с грамм. заданием, конструирование предложений, сочинение-миниатюра
Найти ошибки в предложенном тексте, связанные с указат. словами (нормы построения СПП с использ. указат. слов)
23.
Р/Р.Изложение
коллективный диалог
Уметь: пересказывать текст с сохранением особенностей авторской речи
изложение
Проверка в том числе и усвоения синтаксических норм
24.
СПП с разными видами придаточных. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Составление таблицы, схемы, осложненное списывание с грамм. заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
Знать: основные виды СПП, их признаки, СПП с придаточными определительными их признаки, уметь находить СПП с прид. определительным, заменять его синонимической конструкцией, расставлять знаки препинания в СПП с придаточным определительным
осложненное списывание с грамм. заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
25.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Устный ответ , рецензирование устного ответа, осложненное списывание с грамм. заданием, конструирование предл.
Знать: СПП с придаточными определительными их признаки, уметь находить СПП с прид. определительным, определять структуру предложения, заменять его синонимической конструкцией, расставлять знаки препинания в СПП с придаточным определительным, обосновывать расстановку знаков препинания
Состав. из пар простых предлож. СПП с придаточн. определит. так, чтобы придаточн. находились в разных частях предлож. (нормы употребления придат. определит. в СПП)
26.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Составление схемы, коллективный диалог, грамматическое задание (устно и письменно), объяснительный диктант с грамм. заданием
Знать: СПП с придаточным изъяснительным, отличать от омонимичных конструкций, уметь находить СПП с прид. изъясн., определять его структуру, обосновывать расстановку знаков препинания
Составление схемы, грамматическое задание (устно и письменно), объяснительный диктант с грамм. заданием
Упр.120: состав. СПП с придаточными изъяснительными, используя при этом косв. речь (нормы употребл. придат. изъяснит., нормы употребления косвенной речи)
27.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
работа в группах: грамматические задания, конструирование предложений, устный ответ, составление текста
Знать: СПП с придаточным изъяснительным, отличать от омонимичных конструкций, уметь находить СПП с прид. изъясн., определять его структуру, обосновывать расстановку знаков препинания
грамматические задания, конструирование предложений, устный ответ, составление текста
28.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.
составление таблицы, коллективный диалог, осложненное списывание с грамматическим заданием
Знать: виды СПП с придаточными обстоятельственными, три группы СПП с прид. обст., признаки СПП с прид. места и времени, уметь определять СПП с прид. места и времени, их структуру, расставлять знаки препинания в СПП
Осложненное списывание с грамматическим заданием
Сост. 3 предлож., используя для выражения времени разные синтакс. средства: 1 предл. – простое, 2-ССП 3-СПП (нормы управления, нормы использования производных предлогов, нормы построения сложных предложений)
29.
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.
Устный ответ, конструирование предложений, объяснительный диктант с грамм. заданием
признаки СПП с прид. места и времени, уметь определять СПП с прид. места и времени, их структуру, производить синонимическую замену СПП с прид. времени, расставлять знаки препинания в СПП
Устный ответ, конструирование предложений, объяснительный диктант с грамм. заданием
30.
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия
Составление схем, устный ответ, осложненное списывание с грамматическим заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
Знать: СПП с придаточными условия, уступки, цели, следствия, их признаки, уметь отличать СПП с прид. условия, уступки, следствия, цели, определять их структуру, расставлять знаки препинания в СПП
осложненное списывание с грамм. заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
С помощью 3-4 СПП расскажите о своих действиях по уходу за садом, ремонту, обучению игре на муз. инструменте и т.п. (нормы построения СПП)
31.
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия
Дом. задание: придумать текст рекламы или объявления с намеренными синтаксическими ошибками и на следующем уроке предложить одноклассникам их найти и исправить. (повторение любых синтакс. норм)
32.
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения
Знать: СПП с прид. образа действия, меры, степени, сравнения, их признаки, уметь находить СПП с прид. образа действия, меры, степени, сравнения, определять их структуру, отличать от сравн. оборотов, расставлять знаки препинания в СПП
Знать: СПП с прид. образа действия, меры, степени, сравнения, их признаки, уметь находить СПП с прид. образа действия, меры, степени, сравнения, определять их структуру, отличать от сравн. оборотов, расставлять знаки препинания в СПП
Написать автобиографию, используя предлож. с дееприч. и деепричаст. оборотами (нормы построения и употребления дееприч. оборотов)
35.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в предложении.
Работа в группах –грамматический разбор, составление схем
Знать: СПП с несколькими придаточными, виды подчинительной связи в СПП, правила постановки в СПП с несколькими придаточными, уметь определять структуру СПП с несколькими придаточными, вид подчинительной связи, комбинацию видов под. Связи, расставлять знаки препинания в СПП
Грамматический разбор, схемы
Дом задание: написать 5-6 предлож. об А.С.Пушкине, используя СПП с несколькими придаточными (нормы употребления сложных предложений, нормы использования разных видов придаточных)
36.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложении.
Осложненное списывание с грамм. заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
Знать: СПП с несколькими придаточными, виды подчинительной связи в СПП, правила постановки в СПП с несколькими придаточными, уметь определять структуру СПП с несколькими придаточными, вид подчинительной связи, комбинацию видов подч. связи, расставлять знаки препинания в СПП
Осложненное списывание с грамм. заданием, объяснительный диктант с грамм. заданием
37.
Р/Р.Сообщение о происхождении псевдонимов.
Устное сообщение, рецензия на устное сообщение
Уметь составлять монологическое высказывание на основе самостоятельно найденных материалов
Урок- практикум. Работа в группах – синтаксический и пунктуационный разборы, осложненное списывание с грамм. заданием
Знать: синт. и пункт. разбор предложений, уметь делать синт. и пункт. разборы СПП
синтаксический и пунктуационный разборы, осложненное списывание с грамм. заданием
39.
Р/Р.Изложение.
Коллективный диалог, составление тезисов
Уметь сжато пересказывать прослушанный текст
изложение
Небольшое усложнение: первый абзац получившегося текста должен содержать хотя бы одно предложение с причастным оборотом, второй абзац – предложение(я) с деепричастным оборотом, третий - с СПП.(нормы употребления причастного и деепричастного оборота, нормы построения СПП)
40.
Повторение.
Устный ответ, составление таблицы
Знать: СПП, его структура и виды, правила расстановки знаков препинания в СПП, уметь анализировать СПП, расставлять знаки препинания в СПП
Устный ответ, составление таблицы
41.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Диктант с грамм. заданием
Диктант с грамм. заданием
Бессоюзные сложные предложения.
42.
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.
Работа в группах – анализ предложений, устный ответ, составление схем
Знать: БСП, особенности интонации в БСП, уметь определять БСП, правильно произносить БСП с разными смысловыми отношениями частей
устный ответ, схемы
Задание на повторение согласования производных предлогов с сущ.: даны производные предлоги и сущ-ные в начальной форме. Составить сочетания слов, употребив сущ. в нужном падеже
43.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Знать: правила постановки запятой и точки запятой в БСП, уметь определять смысловые отношения между частями БСП, правильно произносить БСП, отличать от БСП с перечислит. интонацией простое предл. с одн. членами, расставлять знаки препинания в БСП, объяснять выбор знаков преп.
Знать: правила постановки двоеточия в БСП, уметь определять смысловые отношения между частями БСП, правильно произносить БСП, расставлять знаки препинания в БСП, объяснять выбор знаков препинания
Знать: правила постановки тире в БСП, уметь определять смысловые отношения между частями БСП, правильно произносить БСП, расставлять знаки препинания в БСП, объяснять выбор знаков препинания
Знать: сложное предложение с разными видами связи, уметь определять структуру сложного предложения с разными видами связи, расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
устный ответ, составление схем, осложненное списывание с грамм. заданием
Дом. задание: напишите о своем отношении к предстоящему экзамену по русскому языку, используя разные виды простых и сложных предложений (разные синтаксические нормы)
51.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Объяснительный диктант с грамм. заданием, коллективный диалог, устный ответ, грамматическая работа, осложненное списывание с грамм. заданием
Знать: сложное предложение с разными видами связи, уметь определять структуру сложного предложения с разными видами связи, расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Объяснительный диктант с грамм. заданием, устный ответ, грамматическая работа, осложненное списывание с грамм. заданием
52.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.
Работа в группах (синтаксический и пунктуационный разборы, составление схем, защита работы)
Знать: синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с разными видами связи, уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении
синтаксический и пунктуационный разборы, составление схем, защита работы
53.
Р/Р. Сжатое изложение.
Сжатое изложение
Уметь сжато пересказывать исходный текст
Сжатое изложение
Проверка в том числе и усвоения синтаксических норм
Знать: сложное предложение с разными видами связи, уметь определять структуру сложного предложения с разными видами связи, расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
устный ответ, объяснительный диктант с грамматическим заданием
Словарный диктант с дополн. заданием: составить из записанных отдельных слов предложения (нормы построения простых и сложных предложений, нормы согласования, нормы управления)
56.
Итоговый диктант с грамматическим заданием
Диктант с грамматическим заданием
Диктант с грамматическим заданием
Общие сведения о языке и речи
57.
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Составление тезисов, устное сообщение
Знать: роль языка в жизни общества, язык как развивающееся явление, языковые контакты русского языка, уметь составлять тезисы
Составление тезисов, устное сообщение
58.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
проект
Знать: русский язык - первоэлемент великой русской литературы, русский литературный язык и его стили, богатство, красота, выразительность русского языка, уметь составлять монологическое высказывание
проект
59.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Составление таблицы, схемы
Знать: русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения, место русского языка среди языков мира, русский язык как один из индоевропейских языков, русский язык среди славянских языков, роль старославянского языка в развитии русского языка, значение письменности; русская письменность, наука о русском языке и ее разделы, видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык, уметь составлять тезисы
Таблица, схема
Составить несколько словосочетаний на одну из тем, касающихся русского языка (нормы согласования, нормы управления)
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах
60.
Фонетика и графика.
Работа в группах: фонетический разбор, фонетическая транскрипция, орфоэпическое упражнение
Знать: понятие фонетика и графика, характеристика гласных и согласных звуков, соотношение звуков и букв, звуковое значение букв е, ё, ю, я, порядок фонетического разбора, уметь делать фонетический разбор, транскрипцию слов, соблюдать правила лит. произношения
Работа в группах: анализ текста по вопросам, упражнения по лексике, устный ответ
Знать: понятие лексика и фразеология, однозначные, многозн. слова, прямое , переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, общеупотр. И необщеупотребительные слова, заимствованные и исконно русские слова, устаревшие слова и неологизмы, уметь находить изученные лекс. явления, определять значение слов, подбирать синонимы и др.
анализ текста по вопросам, упражнения, устный ответ
Найти синтаксические ошибки в употреблении известных фразеологизмов (нормы управления)
Знать: понятия морфемика, словообразование, морфема, виды морфем, способы образования слов, продуктивные и непродуктивные способы образования слов, уметь определять способ образования слова и делить слово на морфемы, различать формы слова и однокоренные слова, делать морфемный и словообразовательный разборы
Морфологический разбор, осложненное списывание с грамматическим заданием, объяснительный диктант, таблица
Знать: понятие морфология, части речи, группы частей речи, общее грам. значение, морф. признаки, синтакс. роль в предл., уметь определять части речи, их морфологические признаки, делать их морфологический разбор, соблюдать грамматическую норму при образовании форм слов
Морфологический разбор, осложненное списывание с грамматическим заданием, объяснительный диктант, таблица
64.
Синтаксис.
Синтаксический разбор, составление таблицы, грамматические задания, устный ответ
Знать: понятие синтаксис, словосочетание, предложение, текст, виды словосочетаний и предложений, виды синтаксической связи в словосочетаниях, уметь делать синтаксический разбор словосочетания и предложения, характеризовать синт. единицу
Синтаксический разбор, составление таблицы, грамматические задания, устный ответ
Дописать предложения, начинающиеся с деепричастного оборота (нормы построения предложения с деепричастным оборотом)
65.
Р/Р.Текст. Стили речи.
Коллективный диалог, составление плана, таблицы, анализ текста, устный ответ
составление плана, таблицы, анализ текста, устный ответ
Знать: понятие орфография и пунктуация, орфограмма, пунктограмма, виды орфограмм, условия постановки знаков препинания, уметь правильно писать слова с изученными орфограммами и пунктограммами, объяснять правописание слова, расстановку знаков препинания.
Урок-практикум. Анализ текста, составление текста. Письм. ответ
Знать: понятие орфография и пунктуация, орфограмма, пунктограмма, виды орфограмм, условия постановки знаков препинания, уметь правильно писать слова с изученными орфограммами и пунктограммами, объяснять правописание слова, расстановку знаков препинания
Анализ текста, составление текста. Письм. ответ
68.
Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему или конспект статьи на лингвистическую тему
сочинение
Уметь составлять монологическое высказывание
сочинение
Проверка в том числе и усвоения синтаксических норм