Рабочая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе Обязательного минимума содержания образования Федерального компонента государственного стандарта основного общего стандартаРабочая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе Обязательного минимума содержания образования Федерального компонента государственного стандарта основного общего стандарта
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 6 класса»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе Обязательного минимума содержания образования Федерального компонента государственного стандарта основного общего стандарта (2004 г ) .
Данная программа составлена с использованием « Рабочих программ по русскому языку 5-9 классы » (сост. Г.М. Вялкова ) и поурочного планирования к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. Русский язык входит в образовательную область «Филология» .
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта , определяет общую стратегию обучения , воспитания и развития обучающихся средствами предмета в соответствии с целями изучения русского языка , которые определены стандартом .
Общая характеристика курса
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное : он является средством общения и формой передачи информации , средством хранения и усвоения знаний ,частью духовной культуры русского народа , средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы .
Русский язык – государственный язык Российской Федерации ,средство межнационального общения и консолидации народов России .
Владение родным языком , умение общаться , добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности , которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни , способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира .
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место : является не только объектом изучения , но и средством обучения . Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка , развивает его абстрактное мышление , память и воображение , формирует навыки самостоятельной учебной деятельности , самообразования и самореализации личности . Будучи формой хранения и усвоения различных знаний , русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов , а в перспективе способствует овладению будущей профессией .
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве ,развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе расширен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свободно свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность . каждый тематический блок включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Структура курса
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование Коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенций. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции обучающихся; в третьем – дидактические единицы,отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Цели и задачи преподавания
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного , когнитивно-коммуникативного ,деятельностного подходов к обучению родному языку :
-воспитание гражданственности и патриотизма , сознательного отношения к языку как явлению культуры , основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности ; воспитание интереса и любви к русскому языку ;
-совершенствование речемыслительной деятельности , коммуникативных умений и навыков , обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования ; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся ; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию , потребности к речевому самосовершенствованию ;
-освоение знаний о русском языке , его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения ; о стилистических ресурсах русского языка ; об основных нормах русского литературного языка ; о русском речевом этикете ;
-формирование умений опознавать , анализировать , классифицировать языковые факты , оценивать их с точки зрения нормативности , соответствия ситуации и сфере общения ; умений работать с текстом , осуществлять информационный поиск , извлекать и преобразовывать необходимую информацию .
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом на русский язык в 6 классе отводится 204 часа (6 часов в неделю) .
Общеучебные умения и навыки
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе изучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения , навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительних способностей. В процессе изучения русского (родного языка) совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения : коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен з н а т ь:
-определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;
У м е т ь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
А у д и р о в а н и е:
-воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
-определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
-вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
Ч т е н и е:
-осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического характера, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
-разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
-самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
-прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
-выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
Г о в о р е н и е:
-пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
-подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
-сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
-строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;
-соблюдать последовательность и связность изложения;
П и с ь м о:
-подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
-сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
-строить письменное высказывание на заданную тему;
-соблюдать последовательность и связность изложения;
-подбирать материал к сочинению и систематизировать его;
-составлять сложный план и на его основе создавать текст;
-использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
-употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
-исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
Т е к с т:
-определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
-составлять простой и сложный план анализируемого текста;
-определять вид связи предложений в тексте;
-определять принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
Ф о н е т и к а и о р ф о э п и я:
-проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
-использовать транскрипцию;
-правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
-пользоваться орфоэпическим словарем;
-обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
М о р ф е м и к а и с л о в о о б р а з о в а н и е:
-выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
-давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
-выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
-различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
-составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
-давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
-пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;
Л е к с и к о л о г и я и ф р а з е о л о г и я:
-пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
-употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
-толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
-подбирать синонимы и антонимы;
-выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.)
-анализировать примеры использования слов в переносном значении;
-проводить лексический разбор слова;
М о р ф о л о г и я:
-указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
-уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
-опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
О р ф о г р а ф и я:
Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
-объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написания морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарем;
-владеть приемом поморфемного письма;
С и н т а к с и с и пунктуация:
-составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
-анализировать различные виды сложных предложений (простые случаи);
-определять синтаксическую роль изученных частей речи;