kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка "Азбука журналистики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка

«Азбука журналистики»

Возраст обучающихся: 13-17 лет

Срок реализации программы: 3 года

Цели: - формирование у учащихся коммуникативной компетенции, культуры общения от межличностной до корпоративной;

-знакомство с основами журналистики

Задачи:

 – расширить представление учащихся об особенностях публицистического сти­ля во всем его жанровом разнообра­зии, композиционной и языковой спе­цифике, научить составлять публицистические тексты; 

-помочь сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии;

- содействовать профессиональной ориентации учащихся;

- развивать вербальные коммуникативные способности

Программа содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Азбука журналистики" »

МОУ Дьяконовская средняя общеобразовательная школа

Буйского муниципального района

Костромской области.




Утверждаю

Директор школы:

_________________ Т. В. Румянцева

« _____» _________________20.. г.






Рабочая программа кружка

«Азбука журналистики»







Возраст обучающихся: 13-17 лет

Срок реализации программы: 3 года

Автор программы:

Яблокова Людмила Витальевна,

учитель русского языка и литературы

























Пояснительная записка к программе

Сегодняшний выпускник средней школы, отягощенный конкретными зна­ниями, часто, к сожалению, утрачи­вает эстетическую привычку распоря­жаться обилием информации: не испы­тывает должного интереса к речевым опытам в той или иной форме. Хорошо известны примеры серьезных речевых неудач при создании письмен­ных связных высказываний абитуриен­тами, вчерашними школьниками. Не­смотря на определенную сумму знаний, на имеющийся опыт владения комму­никативными умениями, они часто создают беспомощные, по-школярски по­строенные письменные высказывания, не отвечающие речевой задаче, заяв­ленной в теме творческой работы.

Средства массовой информации вовле­кают зрителя, слушателя, читателя в процессы восприятия и оценивания ре­чевых произведений различных жанров: рассуждений на дискуссионные темы, рассказов о случаях из жизни автора, очерков, репортажей, интервью. К сожа­лению, словесники не имеют возмож­ности обстоятельно познакомить ребят с особенностями публицистического сти­ля во всем его жанровом разнообра­зии, композиционной и языковой спе­цифике, поскольку школьная программа отводит этому стилю весьма скромное место.

Предлагаемая программа кружка « Азбука журналистики» направлена на восполнение данного пробела и дает учителю конкретный дидактический материал для проведения внеклассной работы по предмету.

Кружок имеет практическую направленность.

Принципы построения программы:

-систематичность и последовательность усложнения материала (изучения материала от простого к сложному);

-актуальность;

-научность;

-сочетание индивидуальной и коллективной работы;

-доступность;

-учет возрастных особенностей;

-целостность;

-практическая направленность;

-универсальность;

- дифференцированный подход к работе с детьми, склонными к разным видам деятельности: «теоретики», «практики».


Цели: - формирование у учащихся коммуникативной компетенции, культуры общения от межличностной до корпоративной;

-знакомство с основами журналистики

Задачи:

– расширить представление учащихся об особенностях публицистического сти­ля во всем его жанровом разнообра­зии, композиционной и языковой спе­цифике, научить составлять публицистические тексты;

-помочь сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии;

- содействовать профессиональной ориентации учащихся;

- развивать вербальные коммуникативные способности


Программа кружка «Азбука журналистики» разрабатывается на 3 учебных года с учётом возраста и учебной компетентности учащихся, посещающих кружок. Данная программа универсальна: содержание каждого года обладает своей законченностью, поэтому коллектив участников кружка может меняться в начале следующего года. Предпочтительно посещение кружка учащимися среднего звена: с по 7 по 9 класс, или с 8 по 10 класс, или с 9 по 11 класс.

Программа рассчитана на 89 занятий. По усмотрению руководителя кружка количество часов по отдельным темам может варьироваться в зависимости от учебной компетентности учащихся.

Формы работы учащихся на кружке:

- деловая игра,

- выполнение практических заданий,

- семинар-дискуссия,

- круглый стол,

- групповое проектирование.


Условия реализации программы

Для успешной работы необходимо удобное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям и оснащенное удобной мебелью.

Необходимое оборудование: компьютер, сканер, принтер.


Предполагаемые результаты:

В период обучения степень приобретения знаний, умений и навыков распределяется по годам. Это зависит от индивидуальности каждого обучающегося в отдельности от его мотивации, ориентированной на свободный выбор и освоение данной программы, построенной по принципу - от простого к сложному. При успешном овладении программой учащиеся научатся писать интересные статьи, воздействующие на читателя, а также смогут отредактировать текст, так как будут знать об уместности употребления той или иной лексики в рамках публицистического стиля.


Технология получения результата

Для получения предполагаемого результата необходимо уделить внимание содержанию программы, организации занятий и мотивации учащихся . Содержание программы должно ориентироваться на специфику тех видов деятельности, которые могут стать ведущими для достижения цели кружка – работа с текстами, анализ источников, использование официальных документов, публичные выступления и т. д.Ведущее место в организации занятий следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.При определении форм занятий необходимо предусмотреть как коллективную, так и индивидуально-групповую деятельность учащихся. Залог активной познавательной деятельности учащихся – использование познавательных игр и коммуникативных заданий. Педагог, планируя определенный вид работы с группой школьников, должен иметь представление о мотивах, побуждающих учащихся к продуктивной деятельности, межличностному общению.


В первый год учащиеся должны знать:

- журналистика - форма информационной деятельности;

- профессиональные качества журналиста;

- пресса – вид средств массовой информации;

-структуру журналистского текста: заголовок, лид, основная часть и подпись;

-основные публицистические жанры: заметка, интервью;

-создание дизайна газеты.


В первый год учащиеся должны уметь:

-выступать устно, соблюдая речевую культуру журналиста;

-создавать журналистский текст в соответствии с его структурой в жанре заметки и интервью;

-создавать макет газеты.



Во второй год учащиеся должны знать:

- электронные СМИ;

- этико-правовые основы деятельности журналистов;

- виды правки текста;

- основные методы сбора информации;

- основные публицистические жанры: статья, репортаж;


Во второй год учащиеся должны уметь:

- вести дискуссию;

- править текст;

- создавать журналистский текст в соответствии с его структурой в жанре репортажа и статьи;


В третий год учащиеся должны знать:

-типы СМИ;

- взаимодействие СМИ с аудиторией;

-этико-правовые основы деятельности журналистов; этические нормы;

- из чего складывается редактирование;

- корректурные знаки;

- методы сбора информации;

- колонтитулы, элементы газетной полосы;

- оформление заголовочного комплекса.


В третий год учащиеся должны уметь:

-взаимодействовать с аудиторией;

- редактировать текст, используя корректурные знаки;

-добывать информацию, изучая документы, наблюдая, работая с людьми;

- создавать журналистский текст в соответствии с его структурой в жанре очерка;

-оформлять заголовочный комплекс;

-делать набор, верстку газеты.



Тематический план занятий первого года обучения


Наименование темы

Теория

Творческий

практикум

Всего часов

1.Журналистика как форма информационной деятельности.

1

Игра «трансформация информации»

1

2.Профессиональные качества журналиста

1

Мини-сочинение «Мне не нравится этот журналист»

1

3.Виды средств массовой информации. Пресса.

1

Мини-сочинение «Моя любимая газета»

1

4. Речевая культура журналиста:

выступаем устно

1

Устное выступление, выписки в блокнот «золотых правил»,

игра-конкурс «Лучший ди-джей класса»

2

5. Речевая культура журналиста:

совершенствуем дикцию

1

Выполнение упражнений, проговаривание скороговорок,

чтение текста, заучивание скороговорок

2

6. Слагаемые письменной речи

1

Обоснование использования разных типов речи в рассказе М Твена «Журналистика в Теннеси», написать монолог ботинка, используя все три типа речи

2

7.Структура журналистского текста. Все начинается с заголовка

1

Придумать заголовки к разным газетным материалам, проанализировать заголовки, найти в газетах примеры языковой игры в заголовках

2

8. Что такое лид

2

Анализ газетных лидов, составление новых лидов, написание текста к данному заголовку


4

9. Основная часть и подпись

1

Выписки в «блокнот золотых правил», анализ структуры газетного материала, создание текста, соответствующего данной структуре: заголовок, лид, основная часть, подпись.

2

10. Проба пера. Основные публицистические жанры

1


1

11. Заметка

1

Выписки в « блокнот золотых правил»,

Написать заметку на основе предложенного ряда опорных слов и фраз

2

12. Интервью

1

Составить опросник, анализ образцов интервью, взять интервью


2

13.Приступаем к работе над номером. Дизайн газеты

1

Анализ дизайна предложенных газет

1

14.Определяем формат и объем

1

Изучить формат предложенных изданий, обсуждение формата и объема будущего издания

2

15. Создаем макет газеты

1

Определение расположения материалов, тем, рубрик, тематических страниц

1

16.Работа над номером газеты


Подготовка материалов для газеты

( заметка, интервью), отбор фотографий,

2

17. Выбираем шрифт

1

Подборка шрифта на компьютере

1

18. Набор, печатание газеты


Набор материала на компьютере

1




30


Содержание программы


1. Вводное занятие. Журналистика как форма информационной деятельности.

Беседа о журналистике как форме информационной деятельности, представителях журналистики в литературе. Беседа по статье Я. Засурского «СМИ и становление в России гражданского общества», отрывку из работы В. Л. Львова – Рогачевского « Печать и цензура».

2.Профессиональные качества журналиста

Ознакомление с профессиональными качествами журналиста, обсуждение, выстраивание иерархии качеств. Сопоставление профессиональных качеств журналистов, представленных в художественной и мемуарной литературе. Чтение и обсуждение работы М. И. Шостак « Факт и новость».

3.Виды средств массовой информации. Пресса.

Знакомство с особенностями периодических изданий – газетой, журналом. Сравнение нескольких журналов и определение их особенности в зависимости от характера аудитории, целевого назначения и тематической направленности.

4. Речевая культура журналиста: выступаем устно

Знакомство с канонами риторики (инвенция, диспозиция, элокуция).

5. Речевая культура журналиста: совершенствуем дикцию

Знакомство с упражнениями, совершенствующими дикцию.

6. Слагаемые письменной речи

Знакомство с правилами создания текста., основными видами, соответствующими определенным функционально-смысловым типам письменной речи( повествовательный текст, описание, рассуждение).

7.Структура журналистского текста. Все начинается с заголовка

Знакомство с функциями заголовка, требованиями к нему, способов создания.

8. Что такое лид

Ознакомление с разновидностями лида. Сопоставление удачных и неудачных лидов в газетах.

9. Основная часть и подпись

Сочетание лидов с дальнейшим текстом, принцип «перевернутой пирамиды», интригующий способ компоновки материала. Порядок подписи, псевдоним.

10. Проба пера. Основные публицистические жанры

Ознакомление с основными публицистическими жанрами, работа с текстами по определению жанровой принадлежности.

11. Заметка

Ознакомление с данным жанром, целью, композиционной формой. Критерии для определения новости.

12. Интервью

Ознакомление с данным жанром, формой, видами интервью. Сравнение интервью в разных изданиях.

13.Приступаем к работе над номером. Дизайн газеты

Работа над оформлением будущей газеты. Выяснение идеи полосы и номера. Подбор композиционных и графических средств.

14.Определяем формат и объем

Ознакомление с видами форматов, используемых в газетной прессе. Определение формата и объема ( в страницах) своей газеты.

15. Создаем макет газеты

Ознакомление с макетом номера и макетом отдельных полос. Оформление первой полосы номера газеты. Выбор своего макета.

16.Работа над номером газеты

Определение идеи номера газеты. Подготовка материалов (заметка, интервью), подборка иллюстраций, фотографий.

17. Выбираем шрифт

Ознакомление с видами компьютерных шрифтов, требованиями к газетным и журнальным шрифтам. Размер шрифта. Выбор шрифта для своей газеты.

18. Набор, печатание газеты

Работа на компьютере. Набор номера газеты выбранным шрифтом в соответствии с макетом. Печатание газеты.


Тематический план занятий второго года обучения


Наименование темы

Теория

Творческий

практикум

Всего часов

1. Электронные СМИ

1

Проанализировать, как одно и то же событие освещали газеты, телепередачи

1

2.Взаимодействие СМИ с аудиторией. Наша аудитория

1

Изучить тематику предложенных газет и на основе этого определить особенности их аудитории, спланировать программу телепередач на 1 день, исходя из их популярности у телезрителя, изучить материалы журналистов и выписать творческие находки в «блокнот золотых правил»

2

3.Этико-правовые основы деятельности журналистов

1

Изучить Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации, составить список запретов для СМИ, провести ток-шоу на тему: «Нужна ли цензура отечественным СМИ?»

3

4.Культура устной речи. Ведем дискуссию

1

Дискуссия на тему: « Как должен говорить современный журналист?»

2

5.Культура письменной речи.

Слагаемые письменной речи. Критерии оценки текста.

1

Изучить работу М. Мэллета «Не жалейте черновики – это не золото на мраморе», сделать выписки в «блокнот золотых правил»

2

6. Правим текст. Из чего складывается редактирование

1

Сравнить варианты текстов, определить вид правки

2

7. Основные методы сбора информации. Изучаем документы

1

Подготовить материал о школе, включив в него данные из разных документов, написать материал на основе каких-либо цифровых данных

2

8. Проба пера. Основные публицистические жанры. Репортаж.

1

Найти в свежей прессе репортажи, проанализировать один из них. Написать репортаж с урока (школьного мероприятия)

2

9.Приступаем к работе над номером. Дизайн газеты

1

Анализ дизайна предложенных газет

1

10.Определяем формат и объем

1

Изучить формат предложенных изданий, обсуждение формата и объема будущего издания

2

11. Создаем макет газеты

1

Определение расположения материалов, тем, рубрик, тематических страниц

1

12.Работа над номером газеты


Подготовка материалов для газеты ( заметка, интервью, репортаж), отбор фотографий,

2

13. Выбираем шрифт

1

Подборка шрифта на компьютере

1

14. Набор, печатание газеты


Набор материала на компьютере

1

15. Проба пера. Основные публицистические жанры. Статья

1

Найти в газетах статьи разных видов, собрать материал для статьи на заданную тему, написать статью по одной из актуальных проблем школы

2

16.Работа над номером газеты


Подготовка материалов для газеты

( заметка, интервью, репортаж, статья), отбор фотографий,


2

14. Набор, печатание газеты


Набор материала на компьютере

2




30


Содержание программы


1. Электронные СМИ

Специфика электронных СМИ: радио, телевидения. Работа с воспоминаниями Т. Правдивцевой «Наш журнал «Искусство»

2.Взаимодействие СМИ с аудиторией. Наша аудитория

Разновидности аудитории: реальная и потенциальная. Характеристика аудитории: уровень дохода, объем свободного времени, социальный статус, профессиональные интересы и т. д.Способы получения информации: опрос, анкетирование. Формы взаимодействия с аудиторией: переписка, «горячий телефон», «прямая линия» и т. д.

3.Этико-правовые основы деятельности журналистов

Права и обязанности журналиста. Цензура.

4.Культура устной речи. Ведем дискуссию

Правила дискуссии. Позволительные и непозволительные уловки в процессе доказательства своей мысли. Виды дискуссии. Три основные стадии дискуссии в СМИ.

5.Культура письменной речи. Слагаемые письменной речи. Критерии оценки текста.

Правила создания текста. Основные виды письменной речи. Правильность и чистота речи. Типичные речевые ошибки.

6. Правим текст. Из чего складывается редактирование

Три вида чтения текста: ознакомительное, углубленное, шлифовочное. Четыре вида правки: правка-читка, правка-сокращение, правка- обработка, правка-переделка.

7. Основные методы сбора информации. Изучаем документы

Этапы создания журналистского материала. Виды документов.

8. Проба пера. Основные публицистические жанры. Репортаж.

Репортаж - основной жанр журналистики. Особенности репортажа. Композиция репортажа. Виды телерепортажей.

9.Приступаем к работе над номером. Дизайн газеты

Работа над оформлением будущей газеты. Выяснение идеи полосы и номера. Подбор композиционных и графических средств.

10.Определяем формат и объем

Повторение видов форматов, используемых в газетной прессе. Определение формата и объема ( в страницах) своей газеты.

11. Создаем макет газеты

Повторение видов макетов номера и макетов отдельных полос. Оформление первой полосы номера газеты. Выбор своего макета.

12.Работа над номером газеты

Определение идеи номера газеты. Подготовка материалов (заметка, интервью, репортаж), подборка иллюстраций, фотографий.

13. Выбираем шрифт

Повторение видов компьютерных шрифтов, требований к газетным и журнальным шрифтам. Размер шрифта. Выбор шрифта для своей газеты.

14. Набор, печатание газеты

Работа на компьютере. Набор номера газеты выбранным шрифтом в соответствии с макетом. Печатание газеты.

15. Проба пера. Основные публицистические жанры. Статья

Статья – один из самых сложных жанров публицистики. Этапы создания журналистского материала. Виды статьи: общеисследовательская, практико-аналитическая, полемическая.

16.Работа над номером газеты

Определение идеи номера газеты. Подготовка материалов (заметка, интервью, репортаж, статья), подборка иллюстраций, фотографий.

14. Набор, печатание газеты

Работа на компьютере. Набор номера газеты выбранным шрифтом в соответствии с макетом. Печатание газеты.


Тематический план занятий третьего года обучения


Наименование темы

Теория

Творческий

практикум

Всего часов

1.Типы СМИ

1

Заполнить таблицу

1

2. .Взаимодействие СМИ

с аудиторией. Воздействуем на аудиторию

1

Привести примеры использования приемов убеждения и внушения в СМИ, провести дискуссию на тему: «Можно ли считать толерантной газету?»( на материале предложенной учителем газеты)

2

3.Этико-правовые основы деятельности журналистов. Этические нормы

1

Анализ этических кодексов журналистов, создать коллективный этический кодекс редакции своего издания

1

4. Из чего складывается редактирование. Учимся «видеть» ошибки

1

Составить план статьи какой-либо газеты, определить правильную ли структуру он имеет, выявить ошибки в предложенном тексте; прочитать рассказ М. Твена « Как я редактировал сельскохозяйственную газету», классифицировать ошибки, которые совершал незадачливый «редактор»

2

5.Корректура и корректурные знаки

1

Отредактировать 2-3 сочинения, написанные ранее на уроках литературы, выявить ошибки в рецептах, внести исправления, используя корректурные знаки

2

6.Добываем информацию. Работаем с людьми

1

Разработать опросник для получения информации на заданную тему, с его помощью взять интервью, провести среди учащихся старших классов опрос на тему : «Плюсы и минусы современного школьного образования», проанализировать результаты

2

7.Проба пера. Очерк.

1

Написать текст в форме очерка на одну из предложенных тем,

Жанровая характеристика газет

2

8.Приступаем к работе над номером. Создаем макет и оформляем заглавную часть

1

Анализ различных оформлений заглавной части в газетах, определение ошибок в предложенном издании, разработка варианта заглавной части своего издания

2

9. Колонтитулы и блок « адрес и служебные сведения»

1

Изучить колонтитулы в разных газетах, создать вариант колонтитула для своего издания

2

10.Работа над номером газеты


Подготовка материалов для газеты

( заметка, интервью, репортаж, статья, очерк), отбор фотографий,


2

11. Набор, печатание газеты


Набор материала на компьютере

3

12. Элементы газетной полосы. Делим полосы на колонки

1

Определение целесообразности выбора каким-либо изданием определенного количества и ширины колонок, найти ошибки в размещении колонок на данных полосах, разместить предполагаемые тексты для следующего выпуска газеты

2

13.Оформляем заголовочный комплекс

1

Изучить примеры использования следующих заголовочных комплексов:

  1. заголовок + лид;

2)заголовок + подзаголовок + лид;

3) рубрика + заголовок + лид;

Продумать варианты оформления заголовочного комплекса в своей газете

2

14.Размещаем фотографии и иллюстрации

1

Подобрать фотографии и иллюстрации для своей газеты

1

15.Работа над номером газеты


Подготовка материалов для газеты

( заметка, интервью, репортаж, статья, очерк)


2

16. Набор, верстка, печатание газеты


Набор материала на компьютере

2




29


Содержание программы

1.Типы СМИ

Признаки классификации типов СМИ: характер аудитории, целевое назначение, тематическая направленность

2. .Взаимодействие СМИ с аудиторией. Воздействуем на аудиторию

Позиции журналиста при воздействии на аудиторию. Методы общения.

3.Этико-правовые основы деятельности журналистов. Этические нормы

Профессиональная этика журналиста. Нормы профессионального поведения. Основные этические требования

4. Из чего складывается редактирование. Учимся «видеть» ошибки

Структура текста, логика развития мысли в тексте. Фактические, грамматические, стилевые ошибки. Типичные ошибки композиции журналистского текста.

5.Корректура и корректурные знаки

Корректура. Функции корректора. Корректурные знаки. Внесение исправлений.

6.Добываем информацию. Работаем с людьми

Виды вопросов. Правила поведения с будущим собеседником.

7.Проба пера. Очерк.

Особенности очерка. Разновидности: портретный, проблемный, путевой. Основные черты очерка.

8.Приступаем к работе над номером. Создаем макет и оформляем заглавную часть

Углубление знаний о видах макетов номера и макетов отдельных полос. Структура заглавной части. Высота логотипа.

9. Колонтитулы и блок « адрес и служебные сведения»

Колонтитул-неотъемлемая часть газетной полосы. Составляющие и расположение колонтитула. Данные блока «адрес и служебные данные»

10.Работа над номером газеты

Определение идеи номера газеты. Подготовка материалов (заметка, интервью, репортаж, статья, очерк ), подборка иллюстраций, фотографий.

11. Набор, печатание газеты

Работа на компьютере. Набор номера газеты выбранным шрифтом в соответствии с макетом. Печатание газеты.


12. Элементы газетной полосы. Делим полосы на колонки

Форматы газетной полосы. Размеры колонок. Места расположения Виды верстки полосы.

13.Оформляем заголовочный комплекс

Основные способы размещения заголовочного комплекса. Правила размещения заголовочного комплекса

14.Размещаем фотографии и иллюстрации

Рекомендации по размещению иллюстраций(фотографий). Расположение нескольких фотографий на одной газетной полосе.

15.Работа над номером газеты

Определение идеи номера газеты. Подготовка материалов (заметка, интервью, репортаж, статья, очерк ), подборка и размещение иллюстраций, фотографий.

16. Набор, верстка, печатание газеты

Работа на компьютере. Набор номера газеты в соответствии с полученными знаниями. Печатание газеты.



Литература для руководителя кружка:

1. Кузнецов А.А., Рыжаков М. В. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10- 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.; Вентана-Граф.- 2007

2. Иванчиков П.Ф. Ещё раз о редактировании текста // Рус. язык в школе. – 1999. - №2.

Литература для учащихся:

Документы, исследования, воспоминания, художественные и журналистские тексты, образцы газетных полос, предоставляемые учителем из приложения к учебному пособию

( см. образцы в приложении к данному документу).






























Приложение к программе кружка


Документы

Закон Российской Федерации

«О средствах массовой информации»

Глава I. Общие положения

Статья 1. Свобода массовой информации

В Российской Федерации

поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

учреждение средств массовой информации, владение, пользование и рас­поряжение ими,

изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических уст­ройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производ­ства и распространения продукции средств массовой информации,

не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законода­тельством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограни­ченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и ма­териалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альма­нах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается сово­купность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не ре­же одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдель­ный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть ти­ража аудио- или видеозаписи программы;

под распространением продукции средства массовой информации понима­ется продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изда­ний, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;

под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществ­ляющие производство и выпуск средства массовой информации;

под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (не­зависимо от наименования должности) и принимающее окончательные реше­ния в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, соз­данием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции заре­гистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельно­стью по ее уполномочию;

под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравнен­ное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятель­ность не является основной либо не служит главным источником дохода;

под распространителем понимается лицо, осуществляющее распростране­ние продукции средства массовой информации по договору с редакцией, из­дателем или на иных законных основаниях.

Статья 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных орга­нов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допус­кается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или долж­ностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры мас­совой информации, — не допускается.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации в целях со­вершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, состав­ляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, соци­альной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ наси­лия и жестокости (в ред. Федерального закона от 19 июля 1995 г. № 114-ФЗ).

Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, докумен­тальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютер­ных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздейст­вующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье (в ред. Федерального закона от 19 июля 1995 г. № 114-ФЗ).

Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информа­ции состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов, законодательства о средствах массовой информации республик в составе Российской Федерации.

Если межгосударственным договором, заключенным Российской Федера­цией, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой ин­формации иные правила, чем установленные настоящим Законом, применя­ются правила межгосударственного договора.

Статья 6. Применение Закона

Настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информа­ции, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее преде­лами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в Россий­ской Федерации.

Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.











Исследования


М.И. Шостак

Факт и новость (в сокращении)

Роль репортера вроде бы скромна: представить всё «как было», предоставив читателю самому судить о событии и его значении. Но он не может зафиксировать решительно все факты и события, происшед­шие «сегодня и сейчас». Отбор фактов — это уже их дифференциация, и тут же — тенденциозность, субъективизм.

Для ответственного профессионала оказывается очень существенным и серьезным то, как именно осуществляется выбор фактов. Оказывается, со­вершенно необходимо определить приоритеты.

Что интересно в новости

Отбор желателен не «вкусовой» (автору нравится — не нравится), а связан­ный с профессиональной позицией: что годится для прессы, для редакции, а что — нет. Необъективность грозит не только при произвольно-авторском подборе фактов, но и при так называемом «партийном» отборе по принципу: факты «против» и факты «за», нужное — ненужное. В принципе выбор «или... или...» тенденциозен. Более объективен, приближен к правде многоли­кой жизни выбор вариативный.

Репортер нацелен на «кусочек жизни», чем-то показательный, характер­ный для сегодняшнего дня. Выбранный под определенным углом зрения, он может обладать большой «взрывчатой силой». Фрагменты жизни, подбирае­мые произвольно, могут составляться в очень разные мозаичные картины дня.

С учетом этого обстоятельства можно представить себе почву, на которой очень часто произрастают журналистские неправды. Накапливание фактов «од­ного свойства» вместе с их точной компоновкой дает не просто информирую­щий, познавательный, но и публицистический, и очень сильный, эффект

Так что же все-таки отнести к «важному»? Видимо, не то, что важно для журналиста лично или определено для него начальством. Важно то, что небез­различно читателю

Если отбор ставить в прямую зависимость от читательского интереса к бу­дущему произведению, тут существенным оказывается критерий «интерес­но—неинтересно».

По-настоящему воспринять новость аудитория может при одном условии: как бы соглашаясь с выбором репортера, признавая его правильным — «об этом нельзя было не сообщить». Таким образом, появляются факты, затраги­вающие большую часть аудитории, невзирая на ее неоднородность, разный уровень запросов.

В 30-е годы XX века был сформулирован примерный перечень примет фак­та, чем-то интересного читающей публике. В современной журналистике — и печатной, и электронной — при отборе новостей тоже учитывают эти «клас­сические элементы новости»:

- своевременность происшествия, ощутимую важность его оперативной подачи;

-близость, понятность ситуации читателям конкретного издания; явное сплетение ее тематики со специфическим интересом аудитории (возрастным, профессиональным и пр.);

- явную значимость события для всех либо эффект «эмоционального толч­ка» при необычайном происшествии.

Факт делают более «новостным» также:

- конфликтность происшествия или особая яркость, причудливость события;

- его связь с известным именем или влиятельным человеком;

- человеческий интерес: какие-то обстоятельства события, к которым из­начально каждый испытывает личный интерес (жизнь, смерть, любовь...).

Факты, в которых есть такие новостные черты, наиболее перспективны в смысле читательского интереса. Для разных отрядов прессы новости, конеч­но, варьируются. Однако репортеры и политических, и экономических ново­стей, и судебной, и светской хроник оглядываются на «классические элемен­ты новости», делая акцент то на «новость для всех», то на «новость для моего читателя», то на «неожиданное», то на «имя» и т. п.; сходятся в том, что достойно быть новостью, а что — нет. Это помогает не только при отборе фак­тов, но и при их обработке, литературной отделке. Хотя всех репортеров род­нит особый талант выделять из потока событий лишь те, которые наиболее перспективны с журналистской точки зрения (к которым журналисты смогут вернуться), либо события «оглушительные».

С одной стороны, необходим акцент на новое, свежее, с другой — постоян­ны нарекания: «Эта новость не объективна — выбрана из-за сенсации...» Под­черкивание неожиданного как бы вредит точной и завершенной картине теку­щих событий. Но лишенная всплесков неожиданности, непредсказуемости (капризов жизни), панорама новостей будет выглядеть расчетливо-тенденци­озной. Решительный отказ от «несолидного» отношения к важной политизиро­ванной жизни, апелляция к нормам нравственности при запрете любой сенса­ционности — всё это на деле искажает и обедняет представление о картине дня. Неверно говорить о репортерах как о сочинителях сенсации. По сути, лю­бое новое — сенсационно.

Сенсация — это новое ошеломляющее. Оттенок сенсационности придают новостям не только необычайные черты происшествия, но и его внезапность. Если новость застает нас врасплох, она — «новость вдвойне».

Упор на необычность долго был основой массовой журналистики XX ве­ка. (Широко известен шутливый девиз американской прессы 30-40-х годов: «Если собака укусила человека, то это не новость, новость — если человек укусил собаку. Особенно — известный человек».) И сегодня преобладающее содержание новостей — необычные и внезапные поступки официальных лиц и знаменитостей, разного рода правительственные шаги, которых не ожида­ли, открытия с1 элементом непредсказуемости, необычайные события (пре­ступления, катастрофы), шокирующие признания и разоблачения в высказы­ваниях важных персон, новые веяния в обществе, проявившиеся как-то «вдруг», и т. п.

Правда, современная журналистика новостей более дифференцирована, нежели прежде, критерий необычности поэтому - - не единственный, он уравновешивается другими соображениями (например, «полезно знать», «к сведению», «уточняет мои планы» и др.). И всё же... Если вовсе убирается эффект неожиданности, возникает питательная среда для газетных штампов.

Существует понятие «своя новость» — это темы, сенсационные повороты, подходящие к концепции конкретного издания, ожидаемые именно его аудито­рией. По-разному выглядят сенсации таблоидов и респектабельных политико-экономических изданий. По-разному «кричат» в них заголовки ошеломляю­щих новостей. Но поскольку решительно все издания связаны с читательским интересом, ни те ни другие не игнорируют «установку» репортерства: выде­лять из потока событий наиболее впечатляющие и яркие.

Журналистика, как известно, — искусство социальной ориентации читате­ля. Журналистика новостей тоже воздействует на него — не убеждением, так побуждением, внушением. Поэтому проблема новостной сенсации предстает не столько проблемой развлечения, потакания вкусам публики, сколько про­блемой «пользы» и «вреда» таких материалов, притягивающих всеобщее вни­мание и, следовательно, особо выделяющих факт, выпячивающих его, как бы приписывая ему особую значимость.

И тут возникает немало чисто этических вопросов. Возникает необходи­мость сдерживающих факторов, чтобы не раздувать сенсации искусственно, не придавать весомость фактам, не стоящим выеденного яйца. При явной же сенсационности факта возникают иные трудности: нелегко профессионально точно осветить разные его стороны так, чтобы сенсационность не заслоняла объективности, не заставляла сомневаться в правильности выбранного тона (слишком восторженного либо чересчур панического...)

Цит. по: Профессия журналист.— 2002. 3. С. 48-51.

Художественные и журналистские тексты


И.Г. Эренбург

Ночью на дороге

Удушливый зной испанского лета. Голая рыжая земля. Де­ревушки сливаются с камнями. Только на колокольнях, как огонь, — лоскуты кумача. Дома без окон: жизнь прячется от неистового солнца. Дорогу то и дело перерезают баррикады из бочек, из мешков, из деревьев, из соломы. На одной приторно улыбается ангел барокко, на другой паясничает пугало в поповской мурмолке. Крестьяне требуют документы. Некоторые не умеют читать, но всё же подолгу вертят бумажонку, любовно разглядывая печать. На овине надпись: «Мы свернем шею генералу Кабанельесу». Раскрыв рот, крестьянин льет в него тоненькую струйку драгоценной воды. Потом дает кувшин мне:

- Пей, русский!

У него старое охотничье ружье. Он стоит один на посту среди зноя и тиши­ны. Его сыновей расстреляли фашисты.

Мы едем на фронт. Но где фронт? Этого не знает никто. Каменная пусты­ня Арагона.

- Кто дальше? Наши? Они?

Крестьяне отвечают патетично и сбивчиво. Они проклинают фашистов и суют нам меха с вином. Они требуют винтовок, и ребята, подымая кулаки, кричат: «Они не пройдут!» На каждом перекрестке мы спрашиваем:

- Дальше кто?

- Наши.

- Нет, — они...

Один крестьянин с голой грудью, на которой белели выжженные солнцем волосы, ткнул вилами в воздух:

- Дальше — война.

Исчезли деревни. Нагромождение камней кажется доисторической архи­тектурой. Быстро спустилась ночь. По черному небу текут зарницы, и, как гром вдали, грохочут орудия.

Вдруг наша машина остановилась: баррикада. Напрасно мы ищем людей. Мелькнула тень и тотчас скрылась. Кто-то испуганно крикнул:

- Пароль?

- «Бдительность всех».

(Мы не знаем пароля; неуверенно, но настойчиво повторяем старый и чу­жой пароль.) Мой спутник вытащил револьвер.

- Что случилось?

На скале люди: они в нас целятся.

Дружинник, который сидел рядом с шофером, выругался. Оставив винтов­ку, он идет к камням.

- Черт возьми, да это наши! Крестьяне весело смеются:

- А мы думали — вы фашисты... Мы лежим здесь шестую ночь — карау­лим фашистов.

- Где теперь фронт?

Они не знают, что ответить: для них фронт повсюду. Холодный ветер. Крестьяне завернулись в клетчатые одеяла.

- Идите спать.

- Спать нельзя — мы сторожим.

Они говорят о своей жизни. В деревне было четыре фашиста. (Старик пе­речисляет всех четырех по имени и каждый раз горестно сплевывает.) Поме­щик-маркиз жил в Мадриде. Управляющий портил девушек. Священник, убе­гая, потерял возле мельницы крест и брошку с изумрудами.

Старик ворчит:

-Каждый камешек стоит сто песет... А ты знаешь, сколько нам платил управляющий? Пятьдесят сантимов в день. Мясо мы ели только на свадьбах... А теперь...

Он жадно сжал дуло ружья.

- Молотилку взяли, всё взяли — по списку.

В воскресенье они приехали. Один в штатском крикнул: «За святого Иако­ва!» — это их пароль. Они убили Рамона. Они убили двух мулов. Но мы стре­ляли — видишь оттуда... И они убрались восвояси.

Крестьяне разобрали баррикаду. Старик дружески хлопает меня по спине:

- До Бухаралоса двенадцать километров. Пароль: «Все ружья на фронт». Из темноты вынырнул мальчишка. Протирая кулаком сонные глаза, он кричит:

- Они не пройдут!

Может быть, это сын Рамона...

Снова каменная пустыня, ночь и тени, они стерегут жизнь.

Сентябрь 1936

Цит по: Эренбург И.Г. Испанские репортажи 1931-1939. -- М., 1986. -С. 94-96.











































Образцы газетных полос



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа кружка "Азбука журналистики"

Автор: Яблокова Людмила Витальевна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238311

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа кружка «Азбука журналистики» для учащихся 5-7 классов"
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-kruzhka-azbuka-zhurnalistiki-dlia-uchashchikhsia-5-7-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "332913"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1465210811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства