Рабочая программа кружка «Азбука журналистики» для учащихся 5-7 классов
Рабочая программа кружка «Азбука журналистики» для учащихся 5-7 классов
Программа кружка «Азбука журналистики» является интенсивным курсом, базирующимся на сочетании теоретических занятий, психологической подготовки, практических тренингов и сочетается с практической работой по написанию материалов и выпуску школьной газеты, публикации в районной газете «Трудовая слава». Целью курса является ознакомление учащихся с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Азбука журналистики» для учащихся 5-7 классов»
Рассмотрено:
На заседании ШМО учителей русского языка и литературы
Протокол №___ от
« » _________ 2015 г.
Руководитель ШМО ___________ А.Т.Хамитова
Согласовано:
Зам.директора по ВР
________ Л.Г.Гумерова
«__» ________ 2015 г.
Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ № 3 п.г.т.Кукмор»
__________ Р.Д.Бариев
Введено в действие приказом № _____
от «___» ________2015г.
Рабочая программа кружка «Азбука журналистики»
для учащихся 5-7 классов
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т.Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
на 2015-2016 учебный год
Разработала: Шафигуллина Наиля Наилевна
педагог-библиотекарь высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Кружок «Азбука журналистики» объединяет учащихся 5-7 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению - таким жанрам как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.
В основе содержания и структуры программа кружка « Азбука журналистики» лежит концепция профильного образования, в процессе которого будущие журналисты смогли бы изучать основы журналистики в ходе практической деятельности. Обучаясь по программе кружка школьники получают возможность сориентироваться в многообразии профессий, сопоставить собственные желания и склонности с потребностями современного рынка труда, сделать свой профессиональный выбор в будущем.
Программа кружка «Азбука журналистики» является интенсивным курсом, базирующимся на сочетании теоретических занятий, психологической подготовки, практических тренингов и сочетается с практической работой по написанию материалов и выпуску школьной газеты, публикации в районной газете «Трудовая слава».
Целью курса является ознакомление учащихся с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта.
Задачами учебного курса являются:
- выявление интересов и проверка способностей учащихся;
- формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
- изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;
- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Программа курса включает в себя:
- изучение основ истории отечественной журналистики;
- обзор современных средств массовой информации;
- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
- методы сбора и обработки информации;
- психологическая подготовка журналиста;
- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);
- методы работы со словом.
Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий как лекции по теории и истории журналистики, экскурсии и встречи с профессионалами (экскурсия в редакцию газеты «Трудовая слава»), практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.
В отличие от основных школьных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако, может включать такие формы работы как видеопросмотр актуальных художественных фильмов и телепередач, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций для газеты.
Данная программа учебного курса предусматривает тесную взаимосвязь с такими предметами базового школьного курса как русский язык, литература и история.
Ожидаемые результаты:
Курс "Журналистика" даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни. Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания. Учащиеся смогут:
Определить тему или идею текста;
Составлять простой и подробный план текста;
Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
Оценивать чужую и свою речь;
Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
Вести репортаж с места событий;
Составлять различные типы текстов газетной информации.
Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов. Общее количество часов—39.
Содержание программы
Вводное занятие (тема 1).
Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.
Журналистика и социальная практика (темы 2-3).
Содержание понятий «журналистика», «СМИ», «СМК». Функции и назначение журналистики. Социальные роли журналистики.
Основные характеристики журналистской информации (темы 4-5).
Определение понятия «информация». Свойства и назначение массовой информации. Виды журналистской информации. Творческая работа журналиста.
Методы сбора журналистской информации (тема 6-12).
Методы сбора журналистской информации. Специфика методов сбора журналистской информации. Метод опроса в журналистике. Наблюдение как метод сбора информации в журналистике. Изучение документов как метод сбора информации. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью. Анкетирование. Виды анкетирования: по числу респондентов, по полноте охвата, по типу контактов с респондентом.
Практическая работа:
подготовка интервью;
анализ работ.
Жанры журналистики (темы 13-14).
Жанры журналистики. Определение понятия «жанр». Общее и различное в жанрах. Основные группы жанров. Жанры журналистики в рекламном творчестве.
Методика работы над информационными жанрами в газете и на радио (темы 17-22).
Методика создания текстов печатных информационных жанров. Радиожурналистика. Радиовещание. История возникновения и развития радиожурналистики. Особенности работы над жанрами радиовещания. Работы современного радиовещания.
Экскурсия в редакцию газеты «Трудовая слава».
Экскурсия в радиостудию «Кукмара авазы».
Практическая работа «Подготовка радиоэфира»:
- выбор темы;
- поиск информации;
- распределение информации по информационным блокам;
- поиск музыкальных произведений, составление плейлиста;
- выход в эфир на радиостудии «Кукмара авазы».
Жанры он-лайновых СМИ(темы 23-24).
Жанры он-лайновых СМИ. Становление терминологии нового направления современной журналистики. Жанры электронных версий газет и журналов. Электронные СМИ в Интернете.
Путевые заметки (темы 25-26).
Репортажные моменты (описания, детали, эмоции и впечатления автора). Конкурс творческих работ. Путевые заметки.
Статья (темы 27-29).
Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная статья. Критическая статья.
Практическая работа:
- подготовить проблемную статью;
- подготовить критическую статью;
- анализ работ.
Репортаж (темы 30-32).
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), тематический репортаж (в основе тема, а не событие), постановочный репортаж.
Практическая работа:
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему,
- анализ работ.
Тележурналистика (тема 33).
История возникновения и развития тележурналистики. Журналистские профессии на ТВ: репортер, редактор, диктор, корреспондент, продюсер, телережиссер.
Реклама (тема 34).
Определение понятия «реклама». Категория «жанр» в рекламном творчестве. Общежурналистские жанры в рекламной деятельности.
Фотожурналистика (тема 35-36).
История возникновения и развития фотожурналистики. Значение фоторепортажей для печатных СМИ.
- подготовить один из вариантов иллюстраций к заданной теме;
- анализ работ.
Итоговое занятие. Смотр достижений (тема 39).
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество часов
Дата занятия
Примечание
план.
факт.
1
Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.
1
2
Содержание понятий «журналистика», «СМИ», «СМК».
1
3
Функции и назначение журналистики. Социальные роли журналистики.
1
4
Определение понятия «информация». Свойства и назначение массовой информации.
1
5
Виды журналистской информации. Творческая работа журналиста.
1
6
Методы сбора журналистской информации. Специфика методов сбора журналистской информации.
1
7
Метод опроса в журналистике.
1
8
Наблюдение как метод сбора информации в журналистике.
1
9
Изучение документов как метод сбора информации.
1
10
Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью.
1
11
Анкетирование. Виды анкетирования: по числу респондентов, по полноте охвата, по типу контактов с респондентом.
1
12
Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ.
1
13
Жанры журналистики. Определение понятия «жанр». Общее и различное в жанрах.
1
14
Основные группы жанров. Жанры журналистики в рекламном творчестве.
1
15
Методика создания текстов печатных информационных жанров.
1
16
Экскурсия в редакцию газеты «Трудовая слава».
1
17
Радиожурналистика. Радиовещание. История возникновения и развития радиожурналистики.
1
18
Особенности работы над жанрами радиовещания. Работы современного радиовещания.
1
19
Экскурсия в радиостудию «Кукмара авазы».
1
20
Практическая работа. Подготовка радиоэфира: выбор темы, поиск информации, распределение информации по информационным блокам. поиск музыкальных произведений, составление плейлиста.
Практическая работа. Выход в эфир на радиостудии «Кукмара авазы».
1
23
Жанры он-лайновых СМИ. Становление терминологии нового направления современной журналистики.
1
24
Жанры электронных версий газет и журналов. Электронные СМИ в Интернете.
1
25
Путевые заметки. Репортажные моменты (описания, детали, эмоции и впечатления автора)
1
26
Путевые заметки. Конкурс творческих работ.
1
27
Статья. Передовая статья
1
28
Проблемная статья. Критическая статья.
1
29
Написание статьи. Анализ работ
1
30
Репортаж. Событийный репортаж
1
31
Тематический репортаж
1
32
Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ
1
33
Тележурналистика. История возникновения и развития тележурналистики. Журналистские профессии на ТВ: репортер, редактор, диктор, корреспондент, продюсер, телережиссер.
1
34
Реклама. Определение понятия «реклама». Жанры рекламы.
1
35
Фотожурналистика. История возникновения и развития фотожурналистики. Значение фоторепортажей для печатных СМИ.
1
36
Фотожурналистика. Практическая работа. Анализ фотографий в иллюстрированном журнале.
Газетные иллюстрации. Практическая работа. Анализ работ.
1
39
Итоговое занятие. Смотр достижений.
1
ИТОГО:
39
Литература:
Азбука журналистики/ О.И.Лепилкина и др. //Профильная школа, 2006. - № 1. – С.43-44.
Беспалова А.Г. и др. История мировой журналистики. Издание третье, дополненное и исправленное. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. – 432 с (Серия «Журналистика и реклама»)
Коновалова О.В. Основы журналистики. Учебное пособие по современной практической журналистике. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 272 с (Серия «Филология и реклама»)
Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работ анад жанрами газеты: Учебное пособие/ З.С.Смелкова, Л.В.Ассуирова, М.Р.Савичева, О.А.Сальникова. – 5-е изд. – М,: Флинта: Наука, 2007. – 320 с.
Тертычный А. А.. Жанры периодической печати. — М.: Аспект-Пресс, 2000.
Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.
Элективный курс для учащихся 9-х классов «Основы журналистики»/М.В.Щербакова// Практика административной работы в школе, 2006. - № 5. – С.52-54.