kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Пути развития креативного мышления на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос о том, какие формы работы на уроках русского языка способствуют развитию креативного мышления. Особое внимание уделяется проектной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Пути развития креативного мышления на уроках русского языка"»

Батурина Г.С.,

учитель русского языка и литературы

Пути развития креативного мышления на уроках русского языка

Сегодня общество особенно остро нуждается в людях уверенных, независимых, самостоятельных в своих суждениях и поступках, гибких и нестандартных в мышлении. На воспитание креативной личности направлены и усилия современной школы. Каждый ребенок обладает определенными задатками и способностями, которые и должен постараться раскрыть педагог. Как говорил Э.Ландау, креативность является целью всякого воспитания и становится показателем высшей ступени душевного здоровья, интеллектуальной и художественной функции. Обратившись к научной литературе, справочным источникам, уточним, что под креативностью понимаются творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Многие психологи (А. Маслоу и др.) убеждены, что это творческая составляющая врождённо свойственна всем, но теряется большинством под воздействием многих факторов (воспитание, образование социальная практика). Личностный рост учащихся происходит в процессе реализации их твоческого потенциала. Для достижения положительных результатов и максимального раскрытия каждого ученика внедряются новые методики, приёмы, технологии, создаются условия для получения крепких знаний и развития креативного мышления учащихся. Многое зависит от самого учителя, его личностных качеств. Учитель сам должен быть интересным, творческим человеком, служить примером для детей, заряжать своим желанием творить, поддерживать их активность, самостоятельность, любопытство, фантазию, нестандартный взгляд на явления окружающего мира. Необходимо не только раскрывать в школьниках качества, лежащие в основе креативного мышления, но и формировать умения управлять процессами творчества, понимать закономерности, решать разнообразные проблемные ситуации, давать простор творческому развитию.

Развитию креативного мышления способствуют уроки русского языка, особенно развития речи, различные творческие работы, проекты, участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах, интеллектуальных играх. Учащиеся среднего звена лицея приняли участие в Международной Олимпиаде по основам наук, которую проводит Дом учителя Уральского федерального округа в честь А.А. Зализняка, профессора, академика РАН, члена Парижского лингвистического общества, члена-корреспондента Геттингенской академии наук. Живой интерес у детей 5-8 классов вызывает сверхпрограммная общероссийская предметная олимпиада «Олимпус». Полезным является участие в Республиканской олимпиаде школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина. Большой популярностью пользуется конкурс «Русский медвежонок. Языкознание для всех». Олимпиадные задания по русскому языку, включающие в себя и творческие, требуют, как правило, достаточно высокого уровня сформированности компетенций учащегося, а также языкового чутья, лингвистической догадки и, без сомнения, проявления креативности мышления. Подготовка к олимпиадам оганизуется в течение учебного года во внеурочное время и носит системный характер.

Школьников пятых-шестых классов привлекают творческие работы. Они с удовольствием придумывают сказки, в том числе и лингвистические, рассказы о како-либо событии, диалоги, создают описания помещения (комнаты, дачи, избушки Бабы-Яги или другого литературного героя), какого-либо предмета. Ежегодное участие в конкурсах сочинений также очень помогает детям. Традиционно мы участвуем во всех республиканских конкурсах. В этом учебном году учащимися были выбраны следующие направления конурса сочинений «Пою мою Республику», посвященного Дню Республики Башкортостан: «Русская литература в отечественном кинематографе», «Геральдика – язык патриотизма», «Учитель XXI века».

Одним из направлений работы стала проектная технология, способствующая развитию коммуникативной компетенции, обогащающая знаниями по предмету, создающая благоприятные условия для развития креативности мышления, проявления творческих способностей школьников. Учащиеся работают над проектом на уроке и дома, самостоятельно ищут способы решения проблемы, раскрывают свой творческий потенциал, проявляют личностные качества. При работе над проектом школьникам приходится пользоваться различными источниками, они учатся самостоятельно добывать и осмысливать необходимую информацию. Нередко мы обращаемся к пословицам, представляющим собой обобщение народного опыта в кратких и образных изречениях. Фольклорный жанр позволяет эффективно организовать проектную и исследовательскую деятельность школьников. Приведем несколько примеров проектов на основе русских пословиц: «Пословицы о пословицах», «Пословицы о языке и слове», «Образные средства в пословицах», «Пословицы разных народов о языке и речи», «Крылатые слова и их происхождение», «Исторические изменения в пословицах», «Русские пословицы о речевом этикете», Также учащихся заинтересовали такие темы: «Словарь одного слова», «Я и мое имя», «Словари – наши помощники», «Слова-хамелеоны», «Диалектизмы в художественном произведении», «История моего города в названиях».

Итак, развитию креативности мышления учащихся способствуют многие используемые технологии, методы, приемы и виды деятельности.

Библиографический список

  1. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка [Текст] / Пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.

  2. Суровцева Н.А. Креативность как ключевая компетенция школьников [Электронный ресурс]: www.intellectus.su/conf/с-2009/surovtseva.htm






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Пути развития креативного мышления на уроках русского языка"

Автор: Батурина Галина Сергеевна

Дата: 13.02.2022

Номер свидетельства: 600184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(84) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "273348"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187753"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(85) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury1"
    ["file_id"] => string(6) "273349"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187760"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-opyta-raboty-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441744443"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Использование технологии проблемно-диалогического обучения  на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(98) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemno-dialoghichieskogho-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "218116"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433658825"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства