Проектное обучение на уроках русского языка и литературы
Проектное обучение на уроках русского языка и литературы
Одним из эффективных факторов развития общих и профессиональных компетенций является проект. Успешные юристы, социальные работники, кинологи, спортсмены, политики - люди, обладающие проектным типом мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектное обучение на уроках русского языка и литературы»
Преподаватель русского языка и литературы Ларченко Н.С.
Технология проектного обучения на уроках русского языка и литературы как фактор развития общих и профессиональных компетенций
Чтобы компетентно работать,
группе способных людей нужны всего-навсего
общие ориентиры и чётко определённые цели.
Лоуренс Питер
Одним из эффективных факторов развития общих и профессиональных
компетенций является проект. Успешные юристы, социальные работники, кинологи, спортсмены, политики - люди, обладающие проектным типом мышления. В правоохранительном колледже есть все возможности для развития проектного мышления с помощью проектной деятельности на занятиях русского языка и литературы.
Основная задача словесников – вовлечь студентов в такую форму деятельности, где бы они были погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли. Метод проектов – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, проблемных, поисковых методов, творческих по своей сути. Мы предлагаем студентам самостоятельно выбирать тему проекта, методы решения проектной задачи, приготовить презентацию.
На занятиях литературы мы сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди студентов, отсутствие навыка анализа и обобщения, узкий кругозор. Считаю, что гуманитарная подготовка необходима в обучении специалистов абсолютно всех специальностей, т.к. представляет собой социокультурный базис всех межличностных и общественных отношений.
Использование проектного метода позволяет ввести студента в богатый мир теории литературы и структуры художественного текста; развить мотивации личности к познанию и самосовершенствованию; компенсировать отсутствующие знания, связанные с изучением структуры текста; формировать нравственные ценности; развивать творческие способности.
Примерные темы проектных работ, которые мы используем: «Герой - правдоискатель в литературе конца XX-начала XXI веков», «Мир фэнтези в современной литературе», «Телевидение и литература: что окажется сильнее?», «Роман Булгакова в оценке священнослужителей», «Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание», «Герой - правдоискатель в литературе конца 20-начала 21в.», создание киносценария “Один день из жизни Обломова”, «Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде?».
Проблему формирования у студентов грамотной речи решаем в проектах по русскому языку. Примерные темы проектных работ: «Язык как способ формирования культуры», «Как влияют социальные сети на язык», «Новые явления в русском языке в последнее десятилетие», «Значение абстрактного и его отражение в языке».
Презентация с видеовставками, иллюстрациями, музыкой обеспечит благоприятную эмоциональную атмосферу занятия, позволит студенту продемонстрировать свои сильные стороны.
В творческих проектах используем метод Фостера. Вначале определяем проблему и собираем информацию. Затем ищем идею и претворяем её в жизнь.
Правила успешной проектной деятельности
1. Все члены команды равны и получают удовольствие от совместной работы.
2. Каждый должен вырабатывать чувство уверенности в себе.
3. Следует быть активным и вносить свой вклад в общее дело.
4. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
План действий студентов в проекте
Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий студентов в проекте»
1. Выбери тему проекта.
2. Поставь цель.
3. Запиши план своих действий, время выполнения каждого шага.
4. Собираем необходимую информацию.
5. Проанализируй результаты.
6. Сделай выводы. Дай оценку действиям студентов в группе.
7. Защитите проект в коллективе. Получите общую оценку.
Критерии оценивания работ студентов
1. Степень самостоятельности.
2. Чёткость выполнения отведённой роли.
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН.
4. Использование новой информации для выполнения проекта.
5. Степень осмысления использованной информации.
6. Уровень сложности проекта.
7. Оригинальность способа решения проблемы.
8. Уровень организации и проведения презентации, творческий подход к ней.
9.Владение рефлексией.
10. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
В заключении хотелось бы подчеркнуть: проектная деятельность имеет опережающую направленность обучения и высокое качество профессиональной подготовки специалистов. Это позволяет обеспечить становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью. Следовательно, в будущем выпускники нашего колледжа смогут осваивать новые виды деятельности и, при необходимости, специальности, что отвечает требованиям современного производства.
Список использованной литературы
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2012
2. Проектная деятельность в школе. В. Родионов, М. Ступницкая, АНО «Школа «Премьер», МГППУ. 2011
3. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]. – М.: АРКТИ, 2015.
4.Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]. - Ярославль: Акад. развития, 2011.