kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектирование современного урока в свете требований ФГОС к организации учебного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад к школьной НПК.

Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача "научить учиться", то есть вооружить детей обощенными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в школе, в вузе и в дальнейшей жизни.

ФГОС выдвигает требования к формированию у обучаемых метапредметных результатов - универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, "составляющими основу умения учиться". 

Требования нового стандарта не являются чем - то абсолютно новым для практикующих учителей. И все же  у меня они вызвали некоторую тревогу. Как споектировать урок, который формировал бы не только предметные . но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приемы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучаемых стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с детьми? Это далеко не все вопросы, которые сегодня заадает каждый учитель, реализующий ФГОС. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование современного урока в свете требований ФГОС к организации учебного процесса. »

Проектирование современного урока в свете требований ФГОС к организации учебного процесса.

Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться», то есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в школе, в вузе и в дальнейшем.

ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у меня , например, они вызвали тревогу. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт каждй учитель, реализующий ФГОС.

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», после курсов повышения квалификации я поняла, что в школах России активно вводятся новые формы организации учебного процесса. На курсах говорилось о создании разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.

Но основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. И я тоже придерживаюсь традиционной классической методики обучения, поэтому мне необходимо перестраиваться, чтобы научиться работать по-новому.

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем мы имеем дело ежедневно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований нового стандарта в сравнении с уроком традиционным, увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Таблица «Проектирование урока с позиции УУД»


работы учащихся на уроке. по ее результатам (самооценка,

оценивание результатов деятельности

товарищей), учитель консультирует.


Итог урока Учитель выясняет у учащихся, Проводится рефлексия.

что они запомнили.


Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует Учащиеся могут выбирать задание

(чаще – задание одно для всех). из предложенных учителей

с учетом индивидуальных возможностей.


Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». В скобочках замечу, с одной стороны, что с первым пунктом этого высказывания не совсем согласна, но, с другой стороны, если иметь в виду сколько обучаемых сегодня учатся на хилую тройку, то, может быть, и прав в какой-то степени Уорд…

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС метапредметные результаты -это «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:


Требования к уроку Урок современного Универсальные учебные

типа действия

Объявление темы Формулируют сами Познавательные общеучебные,

урока учащиеся (учитель коммуникативные

подводит учащихся

к осознанию темы)


Сообщение целей Формулируют сами Регулятивные целеполагания,

и задач учащиеся, определив коммуникативные

границы знания и

незнания

(учитель подводит

учащихся к осознанию

целей и задач)

Планирование Планирование учащи- Регулятивные планирования

мися способов

достижения

намеченной цели

(учитель помогает,

советует)

Практическая Учащиеся осуществляют Познавательные,

Деятельность учебные действия по регулятивные,

учащихся намеченному плану коммуникативные

(применяется групповой,

индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Осуществление Учащиеся осуществляют Регулятивные контроля

контроля контроль (применяются (самоконтроля),

формы самоконтроля, коммуникативные

взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Осуществление Учащиеся формулируют Коммуникативные,

коррекции затруднения и осуществляют регулятивные коррекции

коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует,

советует, помогает)

Оценивание Учащиеся дают оценку Регулятивные

учащихся деятельности по её результатам оценивания

(самооценивание, оценивание (самооценивания),

результатов деятельности коммуникативные

товарищей)

(учитель консультирует)


Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные

саморегуляции,

коммуникативные.

Домашнее Учащиеся могут выбирать Познавательные,

задание задание из предложенных регулятивные,

учителем с учётом коммуникативные

индивидуальных возможностей


Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.



Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка во 6 классе по теме «Буквы о,а в корнях гор, гар» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова, Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с данной орфограммой. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше, как пишутся слова с чередованием гор, гар»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулируют тему и цель урока.

Далее помогаю учащимся анализировать предложенный учебный материал, т.е.выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.

Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся. Конечно, при подготовке к уроку приходится подбирать заданий гораздо больше: для более слабых, для наиболее продвинутых,

Ещё одно задание по русскому языку такого типа: «Прочитай правило, Придумай упражнение, тест. Предложи решить её товарищу. Проверьте правильность выполнения упражнения» предполагает организацию работы в парах. Работа в парах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но, прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под руководством учителя ребята будут учиться слушать и слышать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. Перед введением в урок этой формы организации деятельности провела инструктаж по теме «Учимся работать дружно», в ходе которых и были сформулированы основные правила работы в паре. Правила дружной работы: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того, кто говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять, уважай мнение говорящего. В одном классе эти правила обучаемые стараются соблюдать, то во втором – пока сложно детям их придерживаться.

Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного подхода. Педагогической практикой доказано, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. Например, при изучении темы «Официально-деловой стили речи»

дети выступали и в роли директора, и в роли поступающего на учебу, поняли, как важно уметь грамотно излагать свои мысли.

Большим подспорьем может стать комплекс учебных заданий по освоению уровня коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения предмета «Русский язык», полученных на курсах повышения квалификации.

1. Аналитические упражнения.

Основными видами таких упражнений являются ответы на проблемные вопросы, связанные с содержанием текста и с собственным отношением ученика к позиции автора, героя и т. п. Вопросы могут носить общий и индивидуальный характер. Комплекс данных заданий можно использовать и на традиционных уроках, и на уроках, соответствующих ФГОС.

Вопросы общего типа.

1. Почему…

2. Как объяснить…

3. Чем отличается…

4. Чем похожи…

5. В чем смысл утверждения (слова, поступка и т. д.)…

6. Из чего мы узнаем, что…

7. Сравните…

8. Опишите…

9. Докажите, что…

10. Найдите в тексте утверждения о том, что…

11. Верно ли, что…

12. Какие чувства испытывает герой (автор) по отношению к…

13. С помощью чего автор дает понять…

14. Почему автор использует глагол (прилагательное и т. д.) для описания…

15. Почему произведение написано от 1-го (2-го) лица?

16. Кто главный герой произведения?

17. С кем спорит герой (автор), говоря о…

18. В чем комизм (трагизм, драматизм, банальность)…

19. Объясните смысл названия.

20. Символом чего являются…

21. Почему тема произведения может (не может) быть отнесена к вечным?

22. Как автору (герою) удается… Удается ли…

23. В чем достоинства (недостатки) героя (позиции, положения вещей)…

24. Что означают слова… Могут ли они употребляться в других значениях?



Вопросы индивидуального (личностного) характера:

1. Что вы думаете о…

2. Как вы относитесь к тому, что…

3. Разделяете ли вы идею автора (героя) о том, что…

4. Согласны ли вы с тем, что…

5. Процитируйте ваше любимое место (строку) произведения.

6. Что вам непонятно в тексте (в произведении)?

7. Что вы почувствовали, когда узнали, что…

8. С кем из героев вы могли бы себя сравнить? Почему?

9. Испытывали ли вы когда-нибудь то же, что…

10. Кто из героев вызывает у вас симпатию (неприязнь, страх)?

11. Вы верите в то, что…

12. Что бы вы сделали на месте (в случае)…


Примечание:

Большинство вопросов могут быть сформулированы в виде незаконченных предложений. Это придает несколько иной смысл заданию. Например,

  • не «Верно ли…» , а «Я считаю, что…»

  • Не «с кем из героев вы могли бы себя сравнить?», а «я бы сравнил себя с …, потому что…»

Такая формулировка ставит ученика в более активную коммуникативную позицию. Кроме того, этот тип заданий может быть переформулирован из аналитического в творческое, если само задание

сформулировать так: «Закончите вопросы, начинающиеся словами…»

В этом случае после выполнения задания можно обменяться созданными вопросами и сравнить версии.



Творческие упражнения


К таким упражнениям будут относиться те, при выполнении которых ученик создает новые образы, прогнозирует возможные события, дополняет характеристики, описания, меняет что-либо в соответствии со своим творческим замыслом — т. е. создает новое качество.

1. Перескажите произведение (эпизод) от 1-го (2-го) лица.

2 Попробуйте перенести действие в иное время (в иную эпоху, в другую

страну). Какие потребуются изменения?

3. Составьте аннотацию к тексту.

4. Дайте описание героя (места, события), которого нет у автора.

5. Вы только что пережили то, что пережил герой. Расскажите об этом в своем дневнике, в письме к другу, репортаже, телеграмме.

6. Задайте риторические вопросы к абзацам…

7. Напишите, что могло бы произойти, если бы…

8. Прошло 10 лет (1час, день, месяц) — что, по-вашему, стало с героями?

9. Вы автор рассказа (стихотворения). Попробуйте написать несколько черновых вариантов строчки

10. Вы — художник спектакля, поставленного по этому рассказу (эпизоду). Предложите вариант костюмов и декораций.

11. Задайте несколько вопросов автору (герою).

12. Закончите предложение (стихотворную строку), которое начиналось слов: «Никогда…», «Зачем только…», «О, сколько раз…», «Неужели…».

13. Напишите небольшое эссе на тему…

14. Напишите короткий рассказ о событиях от лица второстепенного героя предмета.

15. Вам даны первая и последняя строчки сказки (смешного рассказа, письма, сценария). Напишите отсутствующий текст.

16. Напишите короткий диалог, который мог бы состояться между…

17. Ответьте на телеграмму (письмо, записку) от имени героя, вместо героя.

18. Подберите ряд синонимов (антонимов, рифм) к словам…

19. На рисунке представлена схема комнаты (прибора) — дайте ее описание.

20. Дайте словарное определение словам…

21. Составьте инструкцию по пользованию… Напишите воспоминания о том, как вы этим пользовались.

22. Перескажите своими словами диалог из текста.

23. Вы — детектив (художник, историк, журналист). Задайте несколько вопросов автору (герою, второстепенному персонажу).

24. В 25–30 словах напишите внутренний монолог героя по поводу…

25. Напишите диалог, реплики в котором начинались бы со слов…

26. Прочитанный рассказ — часть многосерийного фильма. В нескольких предложениях изложите содержание предыдущих серий.

В данном комплексе есть и традиционные виды работы, которые помогают реализовать требования нового стандарта, поэтому не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.


Следующий этап - обучение оцениванию устных ответов.

Ориентир здесь - на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки и взаимооценки.

Предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям ( выразительно – нет, понравилось – нет, что именно понравилось). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Иногда великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.


Ещё одна форма - взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, словарный диктант одноклассника.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи мнение о своей работе на уроке.

Практически все ребята учатся давать объективную оценку своим работам и работам одноклассников.

При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о формировании группы личностных результатов.


Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Учитель призван быть творцом своих уроков, нам и дерзать!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Букина Людмила Васильевна

Дата: 27.06.2014

Номер свидетельства: 108762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проектирование урока в свете реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniieurokavsvietieriealizatsiitriebovaniifgos"
    ["file_id"] => string(6) "278360"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453057055"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Основы  интегрированного  освоения изобразительного искусства в условиях реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(109) "osnovy-intieghrirovannogho-osvoieniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252745"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447433075"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства