kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cекреты орфографии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа - курс по выбору "Секреты орфографиии" по русскому языку для 5 класса 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cекреты орфографии»

Рабочая программа

курса по выбору «Секреты орфографии»

по русскому языку

в 5 классе

2019-2020 уч.год


Пояснительная записка


Планируемые результаты освоения курса по выбору по русскому языку 5 класс

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками курса являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых основ лингвистики; : лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.




Курс по выбору реализуется через модуль к учебному предмету «Русский язык».

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Учебник для 5 класса «Русский язык», в 2-х частях. Москва, «Просвещение, 2017 г.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (2015 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2016г.  

Общая характеристика.

Курс по выбору рассчитан на 35 часов  и предназначен для обучающихся 5 классов. Данный курс позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку к успешному написанию контрольных работ. На занятиях предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу обучающихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. Предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащих

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

Цель курса: формирование орфографической грамотности обучающихся, развитие устной и письменной речи обучающихся, обогащение словарного запаса.

Задачи: 

-повторить основной теоретический материал курса русского языка за 1-4 классы, систематизировать и обобщать полученные знания;

-заинтересовать обучающихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия  русским языком;

-совершенствовать орфографические, лингвистические и коммуникативные навыки обучающихся.


 Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 

 Основные методы и приёмы работы: 

- лекция; 

- беседа; 

- объяснение учителя; 

- создание проблемной ситуации; 

- анализ текстов различных стилей и типов; 

- работа с тестами; 

- различные виды грамматического разбора; 

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами; 

- создание таблиц, схем, алгоритмов; 

- обсуждение, диалог; 

- написание и редактирование орфографических диктантов; 

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. 

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.


Межпредметные связи:

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм. Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного искусстваистории, при занятиях музыкой.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.





УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


N

Раздел

Кол-во часов

1

Дорога к письменности

1

2

Фонетика.Орфография

12

3

Словообразование. Морфемы. Орфография

9

4

Морфология

13






Содержание факультативного курса

35 часов (1 час в неделю)


Введение. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

Орфография как раздел науки о языке . Основные принципы русской орфографии. Фонетический принцип русской орфографии . Тайна фонемы. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова. Орфографический словарь - наш главный помощник. Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки».

Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных). Словообразовательный принцип русской орфографии. Слитно, раздельно, через дефис. Омонимичное правописание слов. Как «справиться со сложными словами»? Сколько н писать? (правописание слов с н и нн). Морфологический принцип русской орфографии. История образования и правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений).

Орфографические головоломки. Морфемный принцип русской орфографии. Приставки-труженицы

(классификация приставок). Кто командует корнями? Суффиксы - большие молодцы. Волшебный клубок орфограмм.

Значение орфографии. Путешествие в страну русского языка. Орфография в нашей жизни.

Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По окончании курса учащиеся должны знать:

- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 5 класса, а также практически применять полученные знания. 

- находить в словах изученные орфограммы,

- уметь обосновывать свой выбор. правильно писать слова с изученными орфограммами,

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.


Место предмета в учебном плане

Программа адресована обучающимся 5-х классов общеобразовательной школы со средним уровнем обученности.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.


Формы контроля

  • монологический ответ;

  • диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);

  • комплексный анализ текста;

  • осложненное описание;

  • составление сложного и простого плана к тексту;

  • изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

  • составление диалога на заданную тему;

  • составление текста определенного стиля и типа речи;

  • сочинение;

  • составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

  • редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

  • работа с деформированным текстом;

  • задания в форме тестов (закрытого и открытого типа).

Контроль предполагает разноуровневый подход.



Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата проведения

План.

Фактич.

1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.


1ч.

7.09.


2.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

Повторение и обобщение материала по орфографии. Составление словарного диктанта на изученные орфограммы. Комплексная работа с текстами.

1ч.

14.09


3.

Тайна фонемы.

Смыслоразличительная роль звуков.

Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая).

1ч.

21.09


4.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.


1ч.

28.09


5.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

1ч.

5.10


6.

Коварные словарные слова.

Словарная работа со словами. Знакомство со словом Составление словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте.


1ч.

12.10


7.

Коварные словарные слова.

Словарная работа со словами. Знакомство со словом .Составление словосочетаний с данным словом . Составление предложений с данным словом . Нахождение данного слова в тексте.

Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).

1ч.

19.10


8.

Орфографический словарь – наш главный помощник.

Работа со словарем

1ч.

26.10


9.

Проверь себя. Тест №1.


1ч.

9.11


10.

Опасные согласные.

Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме.

1ч.

16.11


11.

Звонкие и глухие «двойняшки».

Различение звонких-глухих. Тренировочные упражнения.

1ч.

23.11


12.

Старые знакомые Ъ и Ь

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

1ч.

30.11


13.

Большие и маленькие (правописание имен собственных).

Работа по карточкам.

1ч.

7.12


14.

Приставки – труженицы.

Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).

1ч.

14.12


15.

Приставки – труженицы.

Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

1ч.

21.12


16.

Суффиксы – большие молодцы.

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

1ч.

11.01


17.

Суффиксы – большие молодцы.

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

1ч.

18.01


18.

Как «справиться со сложными словами»?

Способы образования сложных слов.

1ч.

25.01


19

Решение орфографических задач.

Решение орфографических задач.

1ч.

1.02


20.

Проверь себя. Тест №2.


1ч.

8.02


21.

Орфографические головоломки

Орфографические головоломки

1ч.

15.02


22.

Орфографические головоломки

Орфографические головоломки

1ч.

22.02


23.

Имя существительное. Трудности в написании окончаний.

Определение падежа имен существительных. Комплексная работа с текстом.

1ч.

29.02


24.

Имя существительное. Трудности в написании окончаний.

Составление алгоритма применения правила и его использование. Комплексная работа с текстом.

1ч.

7.03


25.

Имя существительное. Трудности в написании окончаний.

Склонение имен существительных по падежам во множественном числе. Нормативное образование и использование в речи форм именительного и родительного падежа множественного числа имен существительных. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.

1ч.

14.03


26.

Имя прилагательное. Трудности правописания.

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

1ч.

21.03


27.

Имя прилагательное. Трудности правописания.

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

1ч.

4.04


28.

Не жалею, не зову, не плачу…(не с глаголами).

Случаи слитного и раздельного написания Не с глаголами.

1ч.

11.04


29.

Е или И? (Правописание окончаний глаголов).

Определение спряжения глаголов. Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Окончания в глаголах- исключениях

1ч.

18.04


30.

Е или И? (Правописание окончаний глаголов).

Определение спряжения глаголов по неопределенной форме. Составление алгоритма на основе орфографического правила и его практическое применение Комплексная работа с текстом.

1ч.

25.04


31.

Е или И? (Правописание окончаний глаголов).

Определение спряжения глаголов по неопределенной форме. Составление алгоритма на основе орфографического правила и его практическое применение Комплексная работа с текстом.

1ч.

2.05


32

Проверь себя. Тест№3.


1ч.

9.05


33.

Волшебный клубок орфограмм.

Работа с текстом.

1ч.

16.05


34.

Путешествие в страну русского языка.

Систематизировать, обобщить, углубить знания в игровой форме (конкурсы)

1ч.

23.05


35.

Проверь себя. Тест №4.

Обобщение принципов орфографии.

1ч.

30.05












Формы аттестации

Контроль знаний и умений обучающихся осуществляется на каждом занятии через выполнение заданий аналитической и творческой направленности. Форма промежуточной аттестации - тесты, на которых обучающиеся смогут продемонстри-ровать уровень усвоения знаний и умений, приобретенных в ходе освоения курса. Итоговая аттестация не предусмотрена.

Ресурсное обеспечение рабочее программы

Методическая литература для учителя:

1. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность, 2000. №1.

2. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии»,- М., Просвещение, 1997.

3. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.



Литература для учащихся:

1. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 кл. /Т.А.Ладыженская и др.

2.Рабочие тетради на печатной основе для обучающихся 5 класса.

3.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь, 5 класс; -Москва, творческий центр «Сфера», 2012г.

ЭОР и Интернет-ресурсы:

1. Тесты по русскому языку /ru-ru/Section/RussianLanguage-11/Default.aspx

2. Словари: орфографический, толковый, орфоэпический, словарь трудностей русского языка, словарь строения слов.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2015 г.

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Учебник для 5 класса «Русский язык», в 2-х частях. Москва, «Просвещение, 2017 г.

В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.

Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.

Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.

Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Cекреты орфографии

Автор: Мамикова Зульфира Хабибулловна

Дата: 04.04.2021

Номер свидетельства: 577433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Тематический план кружка " Cекреты грамотного письма""
    ["seo_title"] => string(52) "tiematichieskiiplankruzhkaciekrietyghramotnoghopisma"
    ["file_id"] => string(6) "314984"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459796813"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства