Программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста"
Программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста"
Программа факультатива для 6 - 8 классов по русскому языку. Данный факультатив позволяет учащимся приобрести необходимые знания, умения и навыки для подготовки к экзамену по русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста"»
МБОУ «СШ № 39» г. Смоленска
«Комплексный анализ текста»
(программа факультатива в 6 – 8 классах)
Учитель Духнова Т. В.
2015 -2016
Пояснительная записка
Программа факультатива предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе.
Основные понятия, которыми овладевают учащиеся на занятиях курса, условно можно разделить на три группы. К первой относятся речеведческие понятия: текст, высказывание, признаки текста, структура текста и его компоненты, жанры речевых произведений, стили речи и т.п. Ко второй группе относятся явления, связанные с понятием «культура речи»: речь правильная и хорошая, признаки хорошей речи, точность, выразительность, богатство, логичность речи. И, наконец, третья группа изучаемых понятий – языковые явления, обеспечивающие создание речевых вариантов: нормы русского литературного языка, синонимическая система русского языка, синтактико-стилистические условия функционирования средств языка и т.п.
Целью курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также подготовка учащихся к школьной итоговой аттестации.
Задачи курса:
- отработка алгоритма анализа текста,
- развитие речевых умений обучающихся,
- развитие культуры исследовательской деятельности обучающихся,
- мотивация обучающихся на проявление инициативы, творчества, самостоятельности.
При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов – для работы с текстом, создание проектов и др.
Предложенная система уроков рассчитана на 35 часа в год (6-7 кл.) и 34 часа в год 8 класс, по 1 часу в неделю, включает в себя уроки повторения и систематизации знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста, практические и контрольные работы.
На уроках используется различный дидактический материал: тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики, к каждому тексту прилагаются вопросы; рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста», 6-8 класса Малюшкина А.Б.
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 6-8 классах языковых явлений, речеведческих понятий; явлений, связанных с понятием «культуры речи».
Уметь:
речевая деятельность:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию текста;
фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
Требования к уровню подготовки учащихся 6-8 классов.
- отвечать на вопросы по содержанию текста.
чтение:
- прогнозировать содержание текста, исходя из названия, содержания эпиграфа;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании по ключевым словам, заголовкам статей, книг; оглавлению.
говорение:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- создавать связное монологическое высказывание в форме текста-рассуждения, текста-повествования, текста-описания;
- пересказывать фрагмент текста.
текст:
- определять признаки текста, его структуру;
- определять тему, основную мысль, проблему;
- распознавать типы речи и стили текста;
- знать особенности жанров речевых произведений (статьи, этюда, зарисовки, очерка, рассказа и др.).
- редактировать тексты.
культура речи:
- выразительно говорить, читать и писать;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения всех литературных норм;
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания.
Общая характеристика
Тема и основная мысль текста.
Язык речи, речевая деятельность. Устная и письменная форма речи. Тема и основная мысль текста.
Стили речи.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- стили речи и их отличительные черты (художественный, разговорный, научный, официально-деловой, публицистический)
- особенности функционирования жанров речевых произведений в различных сферах общения, в процессе решения конкретной коммуникативной задачи;
- средства, обеспечивающие точность и полноту передачи содержания высказывания, отбор слов, словосочетаний и предложений в соответствии с темой и жанром.