kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультатива для 6 - 8 классов по русскому языку. Данный факультатив позволяет учащимся приобрести необходимые знания, умения и навыки для подготовки к экзамену по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста"»

МБОУ «СШ № 39» г. Смоленска










«Комплексный анализ текста»

(программа факультатива в 6 – 8 классах)





















Учитель Духнова Т. В.







2015 -2016

Пояснительная записка

Программа факультатива предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе.

Основные понятия, которыми овладевают учащиеся на занятиях курса, условно можно разделить на три группы. К первой относятся речеведческие понятия: текст, высказывание, признаки текста, структура текста и его компоненты, жанры речевых произведений, стили речи и т.п. Ко второй группе относятся явления, связанные с понятием «культура речи»: речь правильная и хорошая, признаки хорошей речи, точность, выразительность, богатство, логичность речи. И, наконец, третья группа изучаемых понятий – языковые явления, обеспечивающие создание речевых вариантов: нормы русского литературного языка, синонимическая система русского языка, синтактико-стилистические условия функционирования средств языка и т.п.

Целью курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также подготовка учащихся к школьной итоговой аттестации.

Задачи курса:

- отработка алгоритма анализа текста,

- развитие речевых умений обучающихся,

- развитие культуры исследовательской деятельности обучающихся,

- мотивация обучающихся на проявление инициативы, творчества, самостоятельности.

При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов – для работы с текстом, создание проектов и др.

Предложенная система уроков рассчитана на 35 часа в год (6-7 кл.) и 34 часа в год 8 класс, по 1 часу в неделю, включает в себя уроки повторения и систематизации знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста, практические и контрольные работы.

На уроках используется различный дидактический материал: тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики, к каждому тексту прилагаются вопросы; рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста», 6-8 класса Малюшкина А.Б.


Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М:ТЦ Сфера, 2010.

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М:ТЦ Сфера, 2010.

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М:ТЦ Сфера, 2010.

Планируемый результат:

Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 6-8 классах языковых явлений, речеведческих понятий; явлений, связанных с понятием «культуры речи».

Уметь:

речевая деятельность:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию текста;

  • фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

Требования к уровню подготовки учащихся 6-8 классов.


- отвечать на вопросы по содержанию текста.

чтение:

- прогнозировать содержание текста, исходя из названия, содержания эпиграфа;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании по ключевым словам, заголовкам статей, книг; оглавлению.

говорение:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- создавать связное монологическое высказывание в форме текста-рассуждения, текста-повествования, текста-описания;

- пересказывать фрагмент текста.

текст:

- определять признаки текста, его структуру;

- определять тему, основную мысль, проблему;

- распознавать типы речи и стили текста;

- знать особенности жанров речевых произведений (статьи, этюда, зарисовки, очерка, рассказа и др.).

- редактировать тексты.

культура речи:

- выразительно говорить, читать и писать;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения всех литературных норм;

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания.


Общая характеристика

Тема и основная мысль текста.

Язык речи, речевая деятельность. Устная и письменная форма речи. Тема и основная мысль текста.

Стили речи.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- стили речи и их отличительные черты (художественный, разговорный, научный, официально-деловой, публицистический)

Уметь:

- определять стиль речи;

- находить стилистические ошибки.


Содержание темы.

Стили речи: художественный, разговорный, научный, официально- деловой, публицистический.

Типы речи.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

-типы речи и их отличительные черты;

Уметь:

-определять тип речи;

-составлять тексты разных типов речи.

Содержание темы.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Культура речи. Правильность речи.

В результате учащиеся должны

Знать/понимать:

- определение «норма литературного языка», виды норм;

- определения «канцеляризмы, штампы», «тавтология», «плеоназм».

Уметь:

-находить орфоэпические, морфологические, синтаксические и стилистические ошибки.

Содержание

Речь правильная и речь хорошая.

Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность.

Нормы русского литературного языка.

Практическая работа «Редактирование текста».


Культура слова.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения «синонимы», «антонимы», «омонимы», «фразеологизмы», «метафора», «градация» и др.

Уметь:

- находить средства выразительности,

- пользоваться синонимическими, фразеологическими выражениями.

Содержание темы.

Синонимы. Употребление синонимов в речи. Стилистическая окраска синонимов.

Антонимы. Употребление антонимов в речи. Омонимы. Фразеологизмы.

Средства выразительности: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, перифраза.

Стилистические фигуры речи: парцелляция, градация, инверсия.

Эмоционально-стилистическая окраска слов и синтаксических конструкций.

Текст.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

-признаки текста, способы связи частей текста;

-определение «жанра речевого произведения»;

-что такое эпистолярный жанр, лирическая миниатюра и др.

Уметь:

- определять признаки текста, средства связи в тексте;

- составлять тексты определенного жанра (письмо, лирическая миниатюра).


Содержание

Текст. Признаки текста: информативность, единство замысла, цельность, связность, завершенность.

Способы связей частей текста. Лексические и морфологические средства связи.

Структура текста.

Жанры речевых произведений. Эпистолярный жанр. Лирическая миниатюра.

Структура текста

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- что такое текст, его структурные особенности (вступление, основная часть, заключение), абзац;

- роль всех частей текста;

- способы вступления и завершения текста;

- средства перехода от одной части высказывания к другой;

- способы связи частей текста: лексические, морфологические и синтаксические;

- понятие «логической ошибки».

Уметь:

- выделять основные части текста;

- пересказывать содержание каждой части и текста в целом;

- членить текст на абзацы в соответствии со смысловыми частями текста;

- уметь находить ошибки в построении текста;

- уметь определять способ связи предложений в тексте;

- уметь использовать различные средства связи компонентов текста в собственной речевой деятельности.

Содержание

Смысловая цельность, связность и последовательность изложения.

Роль вступления и заключения в структуре текста.

Средства перехода от одной части высказывания к другой. Абзацное членение.

Способы связи частей текста. Лексические и морфологические средства связи. Синтаксические средства связи.

Тема и содержание текста.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения «темы», «микротемы», «идеи» текста, «проблемы», «авторской позиции»;

- основные приемы сжатия текста;

- алгоритм работы с текстом;

- понятие «фактической ошибки».

Уметь:

- отличать основную информацию от детализирующей, существенное от несущественного;

- использовать приемы сжатия текста;

- определять тему, микротемы, идею текста, проблему, авторскую позицию;

- вычленять среди проблем актуальные;

- комментировать проблему, формулировать авторскую позицию;

- выражать свое отношение к сформулированной проблеме, аргументируя свою точку зрения;

- находить фактические ошибки с текстом;

- применять алгоритм «Работа с текстом».


Содержание

Тема и идея текста. Ключевые слова.

Микротема. Микротекст.

Основные приемы сжатия текста.

Проблема, авторская позиция. Типы аргументов.

Средства выразительности.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения тропов: эпитета, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, оксюморона, иронии, гротеска и др.;

- определения стилистических фигур: риторических вопросов, обращений; синтаксического параллелизма, лексического повтора, анафоры, антитезы и др.;

- стилистическую функцию изобразительно-выразительных средств.

Уметь:

- находить средства выразительности,

- анализировать оттенки значений слова, употребленных в переносном значении;

- использовать средства выразительности в устной и письменной речи.

Содержание

Содержательное значение средства выразительности и способы его выражения.

Средства словесного выражения сатиры и юмора: ирония, гипербола, литота, гротеск.

Стилистически фигуры речи: параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, парцелляция и др.

Жанры речевых произведений.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения «жанра речевого произведения», «этюда», «зарисовки», «дневника», «отзыва», «лирической миниатюры», «эссе»;

- отличительные признаки жанров;

- особенности функционирования жанров речевых произведений в различных сферах общения, в процессе решения конкретной коммуникативной задачи;

- средства, обеспечивающие точность и полноту передачи содержания высказывания, отбор слов, словосочетаний и предложений в соответствии с темой и жанром.

Уметь:

- определять жанровые признаки изученных речевых произведений;

- анализировать произведения разных жанров;

- создавать свой текст в определенном жанре.

Содержание

Понятие о жанре речевого произведения.

Лирические миниатюры. Этюд.

Очерк и его признаки. Портретный очерк.

Дневник. Путевой дневник. Зарисовки.

Отзыв.





Тематическое планирование


часы

6 класс

Темы занятий

№ текста в тетради

1

1

Повторение в начале года

Текст №1

2

1

Повторение в начале года

Текст №2

3

1

Повторение в начале года

Текст №3

4

1

Повторение в начале года

Текст №4

5

1

Лексика

Текст №5

6

1

Лексика

Текст №6

7

1

Лексика

Текст №7

8

1

Практическая работа «Фразеологизмы»


9

1

Практическая работа «Синонимы»


10

1

Словообразование

Текст №8

11

1

Словообразование

Текст №9

12

1

Словообразование

Текст №10

13

1

Имя существительное

Текст №11

14

1

Имя существительное

Текст №12

15

1

Имя существительное

Текст №13

16

1

Творческая работа «Сжатое изложение с элементами сочинения».



17

1

Имя существительное

Текст №14

18

1

Имя прилагательное

Текст №15

19

1

Имя прилагательное

Текст №16

20

1

Имя прилагательное

Текст №17

21

1

Имя числительное

Текст №18

22

1

Имя числительное

Текст №19

23

1

Имя числительное

Текст №20

24

1

Творческая работа. Написание отзыва о просмотренном фильме.


25

1

Местоимение

Текст №21

26

1

Местоимение

Текст №22

27

1

Местоимение

Текст №23

28

1

Местоимение

Текст №24

29

1

Глагол

Текст №25

30

1

Глагол

Текст №26

31

1

Глагол

Текст №27

32

1

Повторение изученного в 6 классе

Текст №28

33

1

Повторение изученного в 6 классе

Текст №29

34

1

Повторение изученного в 6 классе

Текст №30

35

1

Творческий диктант по картине …Итоговый урок


часы

7 класс

Темы занятий

№ текста в тетради

1

1

Повторение в начале года

Текст №1

2

1

Повторение в начале года

Текст №2

3

1

Повторение в начале года

Текст №3

4

1

Практическая работа «Создание текстов разных стилей речи».


5

1

Творческая работа. Написать о … в разных стилях речи.



6

1

Причастие

Текст №4

7

1

Причастие

Текст №5

8

1

Причастие

Текст №6

9

1

Творческая работа «Роль фразеологизмов в языке».



10

1

Деепричастие

Текст №7

11

1

Деепричастие

Текст №8

12

1

Деепричастие

Текст №9

13

1

Практическая работа «Совершенствование написанного».



14

1

Практическая работа «Редактирование текста».



15

1

Наречие

Текст №10

16

1

Наречие

Текст №11

17

1

Наречие

Текст №12

18

1

Наречие

Текст №13

19

1

Наречие

Текст №14

20

1

Контрольное тестирование


21

1

Предлог

Текст №15

22

1

Предлог

Текст №16

23

1

Предлог

Текст №17

24

1

Творческая работа. Письмо



25

1

Творческая работа.


26

1

Союз

Текст №18

27

1

Союз

Текст №19

28

1

Частица

Текст №20

29

1

Частица

Текст №21

30

1

Частица


31

1

Творческая работа исследовательского характера. Написание статьи публицистического стиля.


32

1

Междометие

Текст №22

33

1

Повторение в конце года

Текст №23

34

1

Повторение в конце года

Текст №23

35

1

Творческая работа. «Кто нас должен научить любить и беречь природу?»



часы

8 класс

Темы занятий

№ текста в тетради

1

1

Повторение в начале года

Текст №1

2

1

Повторение в начале года

Текст №1

3

1

Практическая работа «Анализ лирических миниатюр».


4

1

Творческая работа. Написание статьи публицистического характера).


5

1

Словосочетание и предложение

Текст №3

6

1

Словосочетание и предложение

Текст №4

7

1

Практическая работа «Смысловой анализ текста».


Текст №5

8

1

Практическая работа «Алгоритм работы с текстом».



9

1

Двусоставное предложение. Главные члены двусоставного предложения

Текст №6

10

1

Двусоставное предложение. Главные члены двусоставного предложения

Текст №7

11

1

Практическая работа «Алгоритм работы с текстом».



12

1

Второстепенные предложения

Текст №8

13

1

Второстепенные предложения

Текст №9

14

1

Односоставные предложения

Текст №10

15

1

Односоставные предложения

Текст №11

16

1

Практическая работа. « Текст и его признаки».


17

1

Неполные предложения

Текст №12

18

1

Предложения с однородными членами

Текст №13

19

1

Предложения с однородными членами

Текст №14

20

1

Предложения с однородными членами

Текст №15

21

1

Предложения с вводными словами, обращениями и междометиями

Текст №16

22

1

Практическая работа «Синтаксические средства связи».


23

1

Предложения с вводными словами, обращениями и междометиями

Текст №17

24

1

Предложения с обособленными членами

Текст №18

25

1

Предложения с обособленными членами

Текст №19

26

1

Предложения с обособленными членами

Текст №20

27

1

Предложения с обособленными членами

Текст №21

28

1

Творческая работа «Рассказ с необычным построением».


29

1

Способы передачи чужой речи

Текст №22

30

1

Способы передачи чужой речи

Текст №23

31

1

Повторение в конце года

Текст №24

32

1

Повторение в конце года

Текст №25

33

1

Контрольная работа


34

1

Повторение в конце года

Текст №26




















13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста"

Автор: Духнова Татьяна Витальевна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "использование возможностей компьютера на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-vozmozhnostiei-komp-iutiera-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "191881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427379349"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Рабочая программа факультатива "Анализ художественного текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-fakul-tativa-analiz-khudozhiestviennogho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "234096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443349160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства