Программа работы с одаренными детьми по русскому языку "В мире русской словесности"
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку "В мире русской словесности"
Программа «В мире русской словесности» предназначена для развития творческих способностей учащихся, для совершенствования навыков решения логических и занимательных задач по русскому языку и формирования логического мышления, внимания, памяти и творческого воображения в поиске неординарных подходов при решении творческих заданий.
Целью программы является ознакомление учащихся с лингвистическими заданиями различного уровня сложности и способами решения этих заданий.
Для реализации этой цели необходимо:
Углубить и расширить теоретические знания учащихся по наиболее сложным разделам литературоведения и лингвистики.
Совершенствовать умения и навыки при решении творческих заданий.
Систематизировать и адаптировать теоретический материал для практического использования при создании первичных и вторичных текстов (рассказы, стилизация, эссе, рецензии, интерпретации и т.п.)
Приучить школьников к самостоятельному поиску верного решения лингвистических заданий с использованием словарей и справочников.
Углубить знания учащихся школьного курса литературы и русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми по русскому языку "В мире русской словесности"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Программа
летней интеллект-школы
В мире русской словесности
Составитель
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Бабенкова Любовь Алексеевна
Бугуруслан
2014
Пояснительная записка.
Программа «В мире русской словесности» предназначена для развития творческих способностей учащихся, для совершенствования навыков решения логических и занимательных задач по русскому языку и формирования логического мышления, внимания, памяти и творческого воображения в поиске неординарных подходов при решении творческих заданий.
Целью программы является ознакомление учащихся с лингвистическими заданиями различного уровня сложности и способами решения этих заданий.
Для реализации этой цели необходимо:
Углубить и расширить теоретические знания учащихся по наиболее сложным разделам литературоведения и лингвистики.
Совершенствовать умения и навыки при решении творческих заданий.
Систематизировать и адаптировать теоретический материал для практического использования при создании первичных и вторичных текстов (рассказы, стилизация, эссе, рецензии, интерпретации и т.п.)
Приучить школьников к самостоятельному поиску верного решения лингвистических заданий с использованием словарей и справочников.
Углубить знания учащихся школьного курса литературы и русского языка.
Актуальность данной программы очевидна, так как в настоящее время интерес к русскому языку и литературе снижается, классические литературные образцы заменяются массовой литературой невысокого художественного и языкового качества. Кроме того, речь, звучащая с телеэкранов, по радио и в общественных местах, грешит речевыми ошибками. Поэтому необходимо развивать навыки грамотной речи, а этому способствует и предложенная программа.
Новизна данной программы – в систематизации знаний учащихся по русскому языку и их практическом творческом применении.
Программа базируется по концепции профильного обучения, повышает уровень филологического образования, расширяет возможности учащихся, активизирует их познавательную и мыслительную деятельность. В ней предусмотрено углубление теоретического материала по следующим разделам филологии: словари как средство познания мира; лексика и фразеология, синтаксис и пунктуация, текст, его строение, основные виды переработки текста; стили речи; изобразительно-выразительные средства языка; особенности стихосложения; нормы литературного языка.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является ее конкретность, доступность, трансформированность для данного возраста и контингента.
Программа рассчитана на 20 часов. Однако программу можно корректировать с учетом особенностей программы учебного заведения, уровня подготовки учащихся. Учитель может изменять последовательность изучения материала, подбирать разный уровень сложности заданий, самостоятельно распределять часы по темам и выбирать конкретные формы занятий.
Данная программа поможет учителю подготовить учащихся к выполнению олимпиадных заданий, заданий ЕГЭ и заложить основы исследовательской деятельности, необходимой при обучении в вузах и ссузах, а также при написании исследовательских работ по индивидуальному проекту в стенах гимназии.
В основе занятий – работа в группах, в микрогруппах, по индивидуальным маршрутам. Формы занятий лекционные, игровые (ролевые игры, викторины, конкурсы), решение олимпиадных и интеллектуальных задач повышенной сложности, написание творческих работ различных жанров, лабораторные работы исследовательского характера.
В результате изучения этой программы в 6-7 классах ученик должен знать / понимать:
Решать лингвистические задания разной степени сложности (для своего уровня развития и лингвистической подготовки).
Писать творческие работы в различных жанрах.
Осуществлять самостоятельный поиск информации филологического содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета.
текст, его строение, основные виды переработки текста; стили речи; изобразительно-выразительные средства языка; особенности стихосложения; нормы литературного языка.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является ее конкретность, доступность, трансформированность для данного возраста и контингента.
Программа рассчитана на 20 часов. Однако программу можно корректировать с учетом особенностей программы учебного заведения, уровня подготовки учащихся. Учитель может изменять последовательность изучения материала, подбирать разный уровень сложности заданий, самостоятельно распределять часы по темам и выбирать конкретные формы занятий.
Данная программа поможет учителю подготовить учащихся к выполнению олимпиадных заданий, заданий ЕГЭ и заложить основы исследовательской деятельности, необходимой при обучении в вузах и ссузах, а также при написании исследовательских работ по индивидуальному проекту в стенах гимназии.
В основе занятий – работа в группах, в микрогруппах, по индивидуальным маршрутам. Формы занятий лекционные, игровые (ролевые игры, викторины, конкурсы), решение олимпиадных и интеллектуальных задач повышенной сложности, написание творческих работ различных жанров, лабораторные работы исследовательского характера.
В результате изучения этой программы в 6-7 классах ученик должен знать / понимать:
Решать лингвистические задания разной степени сложности (для своего уровня развития и лингвистической подготовки).
Писать творческие работы в различных жанрах.
Осуществлять самостоятельный поиск информации филологического содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета.
Содержание программы
(6-7 классы)
Словари как средство познания мира. 2 ч.
Виды словарей. Лексика и фразеология. Этимологический анализ слов. Как рождаются и живут слова. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Иноязычные слова в русском языке. Устаревшие слова и их грамматические особенности. Диалектизмы. Паронимы и парономазия. Из истории русских имен и фамилий. Лексика устной и письменной речи. Стилистическое использование фразеологизмов. Наблюдения над лексикой и фразеологией изучаемых литературных произведений («крылатые слова»).
Текст, его строение, основные виды переработки текста. 4 ч.
Признаки текста. Тема и идея. Тема и содержание. Возможности различного словесного выражения одной темы. Композиция словесного произведения. Композиция, сюжет и фабула. Жанр литературного произведения и композиция. Композиционные функции «деталей» в словесном произведении. Образ автора, рассказчика, лирического героя в словесном произведении. Создание первичного текста (стихи, рассказы, эссе, стилизация).
Стили речи. 2 ч.
Функциональные стили речи и их отличительные особенности. Стилистическое использование разных частей речи и их форм. Стилистическое использование синтаксических конструкций. Особенности создания текстов различных стилей.
Изобразительно-выразительные средства языка. 4 ч.
Тропы и фигуры и их использование в текстах разных стилей. Штампы и находки. Языковые особенности прозаических и поэтических текстов. Звукопись как средство выразительности.
Особенности стихосложения. 4ч.
Тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Ритм (метр), рифма, рифмовка. Вольный стих. Белый стих. Строфа. Особенности оды, сонета, хокку. Создание стихотворных текстов.