Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе "Волшебный мир слова"
Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе "Волшебный мир слова"
Факультатив по русскому языку в 5 классе "Волшебный мир слова" имеет цель: обучение методам проектной и исследовательской деятельности, формам и способам учебного исследования. Программа рассчитана на 17 часов.Почему именно проектная и исследовательская деятельность? Потому что, по новым стандартам умения выполнять исследования и составлять проекты - являются ведущими умениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе "Волшебный мир слова"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ошьинская средняя общеобразовательная школа – Базовая школа»
«Согласовано».
ЭМС
_________________/__________________
Протокол № ________ от
«______» ______________________2015 г
«Утверждаю».
Директор школы
_______________/_______________________
Приказ №________от
«_______»_______________________2015 г
Рабочая программа
факультатива по русскому языку
в 5 классе
«Волшебный мир слова»
Разработана Мечковой Т.Ф.,
учителем русского языка и литературы
1 квалификационной категории.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, ученики должны быть обучены этой деятельности.
Программа факультативного курса по русскому языку «Волшебный мир слова» предназначена для учеников 5 класса, обучающихся по новым стандартам, нацелена на организацию исследовательской деятельности учащихся. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над исследовательской работой, созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Цели курса:
1. развитие интереса к предмету «Русский язык»;
2.обучение приемам проектной и исследовательской деятельности, методам, принципам, формам и способам учебного исследования.
Задачи:
изучить различные языковые явления;
вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность;
научить пользоваться научной литературой из фондов библиотек и материалами современных информационных технологий;
4. развить навыки публичного выступления и защиты своих взглядов перед аудиторией;
Планируемые результаты:
Ученик научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный коллективный (групповой) проект, используя предложенное оборудование, готовый план под руководством учителя;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
Данная авторская программа основывается на учебных пособиях, как вузовского уровня, так и общеобразовательного. Новизна её в том, что на занятиях факультатива учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё, проводить исследования по некоторым изучаемым темам.
На практических занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение тестовых заданий повышенной сложности.
Программа рассчитана на 17 часов (1 полугодие) 2015-2016 учебного года, по 1 часу в неделю, ориентирована на учащихся, интересующихся данным учебным предметом.
Календарно – тематический план
№ занятия
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Теория
Практика
Исследования, проекты
Примечание
1 четверть
1
Введение. Что такое учебное исследование.
1
1
-
2
Как провести учебное исследование.
1
0,5
0,5
3
Гипотеза. Как ее проверить?
1
0,5
0,5
4
Как правильно оформить свою исследовательскую работу.
1
0,5
0,5
5
Слово - основная единица языка. Значение слова. Толковые словари. Многозначность слов. Решение олимпиадных заданий.
1
0,5
0,5
6
Виды переносных значений слов.
Решение олимпиадных заданий.
1
0,5
0,5
7
Планета словарей. Решение олимпиадных заданий.
1
0,5
0,5
8
Фразеологизмы. Исследование «Фразеология, связанная с историей нашей страны».
1
0,5
0,5
9
омонимы, антонимы в русском языке.
1
0,5
0,5
2 четверть
10
Пути возникновении неологизмов.
Исследование «Неологизмы, возникшие в конце 20-начале 21 века»
1
1
11
Откуда в русском языке берутся синонимы. Исследование «Синонимы к слову «глаз».
1
1
12
Что такое палиндром. Исследование «Палиндромы в разных науках».
1
1
13
Исследование «Слова – «паразиты» в речи педагогов нашей школы».
1
1
14
Исследование «Речевой портрет ученика нашей школы»
1
1
15
Коллективный проект «Говорить правильно – красиво, престижно!»
1
1
16
Исследование «Этимология названий домашних и диких животных».
1
1
17
Подготовка к участию в школьном конкурсе проектных и исследовательских работ.
1
0,5
0,5
Список использованной литературы:
Современный русский язык. Учебник для студентов пед. институтов. / Е.И. Диброва и др. М.: Академия, 2001 г.
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1989 г.
Зайцева О. Н. Уроки истории языка в школе: Предпрофильное обучение: Методическое пособие для учителя. М.: Вербум-М, 2005 г.
Дроздова О. Е. Методические рекомендации к урокам языкознания: Пособие для учителя, М.: Владос, 2003 г.