kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа познакомит с профилактическими методами речевых нарушений у дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения речи у дошкольников.

        Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественной и  культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.  На основе речи и ее смысловой единицы - слова,  формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память.

        Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся: нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.   В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории  детей - детях с речевыми нарушениями.К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми образовательными потребностями  их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

        Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций. Такая профилактика может начаться ещё до рождения ребёнка, путём создания для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий. Также в системе профилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений нервно – психическом и, в частности, речевом развитии ребёнка. В тех случаях если обнаруживается отягощённость какой либо патологии, с родителями проводят беседы, чтобы они были информированы о признаках заболевания и какие профилактические меры позволят предупредить или ослабить вероятность возникновения или симптоматику того или иного наследственного заболевания.

        Семьи, которых в первую очередь отправляют на генетическое консультирование :

        семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;

        семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушение слуха у одного из родителей или у обоих;

        семьи, где матери во время беременности перенесли острое инфекционное заболевание, был тяжелый токсикоз;

        семьи, в которых прослеживается передача патологии от отца к сыну

        На первом году жизни, даже если развитие  ребёнка в полном порядке, помимо профилактических осмотров педиатром, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, отоларингологом, в возрасте 2-х лет стоматологом, в 3-5 лет - теми же специалистами и логопедом.

        Такие углубленные осмотры позволяют выявить, не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести коррекционную работу.

        Так как в первые годы жизни образцом речи является речь родителей или близких родственников, нужно ограничить речевое общение ребёнка с лицами страдающими речевой патологией.

        Позже, немаловажную роль в профилактике речевых нарушений играет и то дошкольное учреждение, которое посещает ребенок.

        В детском саду широко используются следующие меры по профилактике развития речевой патологии:

        1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

        2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового), мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно), творческих способностей, формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

        3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

        4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса, фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;

        5. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка,  посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Автор: Трясина Юлия Евгеньевна

Дата: 02.09.2016

Номер свидетельства: 342015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "223214"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437411306"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Профилактика речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте"
    ["seo_title"] => string(64) "profilaktika_rechevykh_narushenii_v_mladshem_doshkolnom_vozraste"
    ["file_id"] => string(6) "501350"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551084223"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Консультация для педагогов «Методические разработки игр, упражнений и заданий по профилактике дисграфии у детей 6 -7 лет с речевыми нарушениями»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_metodicheskie_razrabotki_igr_uprazhnenii_i_zadanii_"
    ["file_id"] => string(6) "481453"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1540120927"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ"
    ["seo_title"] => string(82) "profilaktikaakustichieskoidisgrafiiudietieidoshkolnogovozrastasnarushieniiemriechi"
    ["file_id"] => string(6) "270357"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451073648"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Консультация для родителей на тему: «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного  возраста»"
    ["seo_title"] => string(117) "konsultatsiiadliaroditielieinatiemuprofilaktikanarushieniizvukoproiznoshieniiaudietieimladshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300841"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456812694"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства